1. Дженсон Баттон (Brawn GP) - 1 час 26 мин. 24.848 сек.
2. Марк Уэббер (Red Bull Racing) - 1 час 26 мин. 31.562 сек.
3. Себастьян Феттель (Red Bull Racing) - 1 час 26 мин. 32.309 сек.
Вопрос: Дженсон, на медленном круге вы назвали свою машину «неистовой» - пожалуй, то же самое можно сказать о вашей сегодняшней победе.
Дженсон Баттон: Спасибо! Машина еще никогда не была так хороша, как сегодня. Мы были быстры и до этой гонки, но баланс не был идеальным, не отвечал моему стилю, но сегодня BGP001 вела себя великолепно! Не знаю, подходит ли ей эта трасса больше, чем все другие автодромы, но асфальт был в достаточной мере обрезинен, что тоже сыграло нам на руку. Мне бы хотелось, чтобы со мной на подиуме были все мои механики и инженеры – они этого заслужили.
Вопрос: Марк, отличный результат! Больше топлива на старте гонки и стратегия двух пит-стопов в отличие от варианта с тремя дозаправками для вашего напарника. Расскажите об этом…
Марк Уэббер: Хорошая гонка. Я понимал, что должен максимально оттянуть первый визит в боксы, экономил топливо, и смог на один круг задержаться на трассе. Я знал стратегию Себастьяна и понимал, что подиум у нас в кармане – оставалось лишь выяснить, кому из нас достанется второе место позади того, кто выступал в совершенно иной лиге.
Второй отрезок был сложным, я должен был атаковать, но, используя разную стратегию, вы не видите соперника до окончания пит-стопов, хотя мой инженер предоставлял максимальную информацию об отрывах. На втором отрезке я сделал достаточно, чтобы опередить Себастьяна, а в конце мы сбросили обороты, чтобы спокойно добраться до финиша.
Вопрос: Себастьян, третье место – очередной неплохой результат, но в этот раз вам не удалось победить с поула. Тем не менее, поначалу вы лидировали в гонке…
Себастьян Феттель: Старт прошел хорошо, я сохранил позицию, но потом почти потерял машину в связке 9 и 10 поворотов первого круга. Это моя ошибка, я чуть не повторил её на втором круге. Хитрое место, хотя, думаю, Дженсон выиграл бы и без этой осечки - он был слишком быстр сегодня.
После этого я рассчитывал, что команда изменит стратегию, переведёт меня на два пит-стопа, но этого не произошло. На втором отрезке я застрял позади Дженсона, машина которого в тот момент была тяжелее, и едва не опередил его – у меня был один шанс, но в итоге я просто потерял время, и тактика с тремя дозаправками оказалась менее эффективной. В любом случае, мы добились хорошего результата для команды, и можем быть довольны финишем на втором и третьем месте.
Вопрос: Дженсон, вспомним приятный для вас момент на первом круге – вы преследуете Себастьяна, вместе с ним входите в связку девятого и десятого поворотов, небольшой порыв ветра – и он съезжает с трассы…
Дженсон Баттон: Старт с грязной стороны трассы получился неплохим, важно было сохранить позицию. К моему удивлению, Себастьян закрыл внутренний радиус – не думаю, что уход с траектории был лучшим вариантом. На протяжении половины круга я висел у него на хвосте, а затем он слишком широко вышел из десятого поворота, и я не упустил свой шанс. В этом месте трудно обгонять, поскольку значительную часть прямой мы уже едем на предельных оборотах – для атаки на торможении у меня не было бы возможности.
Вопрос: На втором отрезке вы оказались под натиском Себастьяна, когда он сам ехал на более легкой машине. Как обстояли дела?
Дженсон Баттон: Нормально – я знал, когда он поедет в боксы, однако всегда неприятно наблюдать, как кто-то отыгрывает у тебя по девять десятых на круге, пусть даже в баках твоей машины намного больше топлива. Оставалось быть предельно стабильным: если бы Себастьян подобрался вплотную, ему было бы нелегко провести атаку – в некоторых поворотах я намеренно сбрасывал скорость, чтобы обезопасить себя на выходе из них, а как только Себастьян поехал в боксы, сразу же взвинтил темп. Потрясающая гонка – еще до нее, в Бахрейне и Барселоне, Red Bull не уступали нам в скорости, но сегодня мы сделали шаг вперед.
Вопрос: Марк, для вас старт оказался более легким, поскольку Рубенс Баррикелло крайне неудачно ушел в гонку. О чем вы думали, когда уже на первом круге оказались позади Ярно Трулли?
Марк Уэббер: По сравнению с Рубенсом я стартовал очень неплохо, но Ярно сразу вышел вперед, и на первом секторе у меня не было возможности провести обгон. Он практически не ошибался – в восьмом повороте я занял внешний радиус, но не стал рисковать, опасаясь отдать позицию Ferrari, оснащенной KERS. Ситуация изменилась, когда Ярно повторил ошибку Себастьяна и выехал за пределы трассы – мне оставалось лишь атаковать. Разумеется, сегодня состояние асфальта было несколько иным, что также сыграло свою роль в самом начале гонки.
Вопрос: Себастьян, мне жаль снова задавать вам этот вопрос, но расскажите об ошибке на первом круге. В середине гонке вы пытались контратаковать Дженсона…
Себастьян Феттель: Я уже говорил, что в том месте дул сильный попутный ветер, из-за которого я потерял заднюю часть машины и выехал за пределы трассы. Скорость упала, и Дженсону не составило никакого труда провести обгон. На втором отрезке у меня было гораздо меньше топлива, я очень быстро нагонял его и пробовал атаковать в последнем повороте – он закрыл внутренний радиус и вышел довольно широко, но мне не удалось воспользоваться этой оплошностью, а пытаться сделать что-то в первом повороте было крайне рискованно. В итоге ситуация не изменилась – резина постепенно изнашивалась, и я уже не мог ничего предпринять. Даже находясь в воздушном мешке, я зачастую ехал на предельных оборотах и не мог подтянуться чуть ближе…
Вопрос: В конце гонки команда попросила вас не атаковать Марка. Что вы об этом думаете?
Себастьян Феттель: В конце гонки команда не приказывала мне атаковать Марка, а лишь сообщила, что он едет чуть быстрее, поэтому я сбавил обороты. Когда стартуешь с поула, мечтаешь о победе, но упускать лидерство на первом круге всегда неприятно, как неприятно видеть, когда кто-то выглядит сильнее. Из-за разницы в стратегии я оказался позади Марка, финишировал третьим и, конечно, не был доволен, поэтому выкладывался до конца. Да, мы оба сбавили обороты, но лично я бы предпочел проехать финальные круги быстрее.
Вопрос: Дженсон, неплохой задел на предстоящий Гран При Великобритании…
Дженсон Баттон: Примерно то же я сказал своему гоночному инженеру. Даже в самые непростые временя Гран При Великобритании воспринимался, как нечто особенное – приятно отправиться туда с преимуществом в двадцать шесть очков. С нетерпением жду эту гонку!
Вопрос: Дженсон, вплоть до последних семи кругов гонки вы лидировали с преимуществом в двадцать секунд, что весьма серьезно…
Дженсон Баттон: Да, это первая гонка, в которой машина полностью соответствовала моим пожеланиям. В других гонках у нас была очень неплохая скорость, но зачастую мне было нелегко управлять BGP001, а здесь она выглядела великолепно. По сравнению с пятничными заездами мы добились серьезного прогресса, а трасса обрела сцепление, что сыграло нам на руку. Хотелось бы видеть на подиуме всю команду, ведь это наша общая победа.
Вопрос: Как вела себя резина ближе к финишу, когда отрыв сократился с 20 до 6.7 секунды?
Дженсон Баттон: Не знаю, я слишком сильно сбросил темп, стараясь сберечь двигатель – в нынешнем сезоне мы можем использовать не более восьми моторов, поэтому я решил не рисковать. С резиной все было в порядке – да, она начала гранулироваться, но это не сказывалось на скорости. Кроме того, мы знали, что гонщики Red Bull тоже снижают обороты, поэтому последние десять кругов получились, возможно, не самыми захватывающими, но это был оптимальный выбор.
Вопрос: Вас удивила стратегия Себастьяна с тремя дозаправками?
Дженсон Баттон: Да, особенно на первом отрезке гонки, когда он уступал мне пять или шесть секунд. Странно, что они выбрали три пит-стопа – возможно, в Red Bull рассчитывали, что и мы остановились на таком варианте. Мы дозаправились чуть позже, и наша тактика сработала, однако, когда лидируешь с пятисекундным отрывом и видишь, как кто-то отыгрывает у тебя по секунде на круге, испытываешь весьма странное ощущение вне зависимости от количества топлива в баках у соперника.
Когда Себастьян подобрался на дистанцию атаки, я постарался перекрыть ему все возможности, но мы выбрали не совсем верное соотношение передаточных чисел – на прямой я в течение пяти секунд ехал на предельных оборотах, опасаясь обгона по внутренней части трассы. Впрочем, я знал: если он поедет в боксы до моего пит-стопа, гонка станет намного легче.
Машина вела себя великолепно, я наслаждался каждым кругом, и у нас не возникло никаких серьезных инцидентов – действительно удачный день!
Вопрос: Марк, этот же вопрос – как вели себя шины ближе к концу гонки, когда вас догонял Себастьян?
Марк Уэббер: Мы понимали – нет смысла в столкновении друг с другом за пять кругов до финиша, поэтому решили спокойно доехать до клетчатого флага. Дженсон был далеко впереди, а остальных мы держали под контролем, так что второе и третье место – очень хороший результат. Мы рассчитывали оказаться чуть ближе к Brawn, но уступили в честной борьбе.
Впрочем, мне понравилась эта гонка – приятно выступать на обрезиненной трассе. Было бы еще лучше, если бы в пелетоне оказалось на одного гонщика меньше, но он добрался до финиша, а лично я доволен своим пилотажем.
Вопрос: По ходу сезона вы второй раз финишируете на второй позиции…
Марк Уэббер: Это говорит о том, насколько хороша наша машина – в большинстве гонок мы можем бороться за победу, за что огромное спасибо команде и Renault. На некоторых трассах мы были очень близки к Brawn и здесь надеялись на еще один шаг вперед, однако эти планы не осуществились, и теперь нужно сделать все возможное, чтобы в Сильверстоуне осложнить им жизнь. Сегодня Рубенсу не повезло, но лидер чемпионата закрепил преимущество. С точки зрения борьбы в Кубке Конструкторов, день сложился вполне удачно, а в личном зачете Дженсон снова оторвался…
Вопрос: Для вас Сильверстоун - почти домашняя трасса, независимо от места проживания. Что вы о ней думаете? Как поведет себя машина?
Марк Уэббер: У меня есть немало причин, чтобы с нетерпением ждать гонку в Сильверстоуне – пожалуй, там атмосфера будет гораздо приятнее. Нам нравится выступать перед заполненными трибунами, но здесь они оказались практически пустыми, а в Великобритании Дженсон и остальные гонщики наверняка получат фантастическую поддержку. Определенно, это один из лучших этапов чемпионата – британцы по-настоящему влюблены в автоспорт. Потрясающая трасса, домашняя гонка – в общем, масса причин, чтобы поскорее оказаться там.
Вопрос: По-вашему, машина будет конкурентоспособна?
Марк Уэббер: Да, но посмотрим, насколько.
Вопрос: Себастьян, вы сказали, что проиграли гонку еще на старте, но вам не кажется, что тактика трех дозаправок была ошибочной?
Себастьян Феттель: Да, а еще я совершил ошибку в связке девятого и десятого поворотов. Мы неплохо стартовали и смогли отстоять поул, однако сегодня тот участок трассы стал, пожалуй, ключевым, особенно если учесть скользкий асфальт и изменившееся направление ветра. Было очень нелегко правильно войти в поворот – я потерял контроль, выехал за пределы трассы, к счастью, удержал машину, но сразу пропустил вперед Дженсона. Впрочем, нужно признать – сегодня он выступал в другой лиге.
Я был доволен поведением машины и состоянием трассы, однако уже не секрет, что мы планировали трижды останавливаться в боксах, полагая, что у нас есть шанс одолеть Brawn GP. Надежды не оправдались – после первого отрезка стало понятно, что у меня намного меньше топлива, и я был удивлен, что команда не стала менять тактику, хотя к середине второго отрезка я догнал Дженсона, и просто терял за ним время. Помимо прочего, я уступил позицию Марку, так что в целом мы сработали не лучшим образом.
Когда стартуешь с поула, рассчитываешь на победу, но у нас не получилось выиграть гонку, поэтому я недоволен. Впрочем, для команды результат очень даже неплох – мы немного отыгрались, хотя не исключено, что сегодня Дженсон впервые продемонстрировал реальную скорость своей машины. Однако, мы можем чувствовать себя уверенно – в Сильверстоуне команда получит новые детали, а там посмотрим…
Вопрос: В конце гонки вы ехали очень быстро – сколько еще кругов вы могли бы держать такой темп?
Себастьян Феттель: Трудно сказать. В конце гонки я, к своему удивлению, очень быстро догонял Марка, когда мой инженер сообщил, что он едет быстрее. Как в таком случае поступили бы вы? Вы стартуете с поула, понимаете, что стратегия не сработала, и последнее, что вам захочется сделать, это сбросить скорость и спокойно ехать к финишу. Да, мы оба сбавили обороты, но мне нравится гоняться, и я бы предпочел и дальше атаковать…
Вопрос: Когда вы оказались позади Дженсона, вы довольно странно вышли из последнего поворота, выбрав очень узкий радиус…
Себастьян Феттель: Догнав Дженсона, я попытался нырнуть внутрь последнего поворота – он «захлопнул калитку», но вышел немного широко, что обеспечило мне лучший разгон на пути к первому повороту, однако этого оказалось недостаточно. Похоже, я приближался к нему именно в двенадцатом, тринадцатом и четырнадцатом поворотах – эта связка выглядит незамысловато, но все-таки она мне нравится.
Пожалуй, сегодня все сложилось не так уж и плохо: машина вела себя довольно хорошо, хотя иногда страдала то недостаточной, то избыточной поворачиваемостью. Ключевые события произошли в девятом и десятом поворотах, но здесь все определялось направлением ветра, так что ситуация вполне приемлема. Видимо, нам все-таки не хватает скорости…
Вопросы с мест:
Вопрос: (Матиас Бруннер – Speedweek) Себастьян, команда обсуждала с вами тактику на гонку, или это было исключительно ее решение?
Себастьян Феттель: Думаю, вам известно, что мы планируем определенный сценарий, и стратегия обсуждается задолго до старта. В случае если бы мы сохранили лидерство и создали отрыв, вариант с тремя дозаправками выглядел более оптимальным. Я еще не разговаривал с командой, но мне не понятно, почему мы не сменили тактику – две дозаправки позволили бы сохранить вторую позицию. Мы рискнули, риск не оправдался – посмотрим, что будет в следующий раз.
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Мои поздравления, Дженсон. Во время телевизионной пресс-конференции вы выглядели взволнованным – что думаете об этой невероятно значимой победе?
Дженсон Баттон: Думаю, каждая моя победа была весьма эмоциональной, но сегодня мы ожидали гораздо более сложную гонку, а каждый новый круг за рулем BGP001 вызывал у меня улыбку. Машина была великолепна – я мог бы проехать еще 200 кругов, просто наслаждаясь пилотажем. Мы сделали большой шаг вперед, и люди наверняка назовут это нашим реальным темпом, однако это далеко не факт.
В каждой гонке я выкладываюсь по максимуму, но именно сегодня мы добились значительного прогресса в плане баланса и аэродинамики. Уже после первых десяти кругов мне хотелось прокричать команде – «машина просто неистова» - но я решил не искушать судьбу и приберег слова до конца гонки. Это действительно командный успех – хотелось бы видеть на подиуме всех наших парней. Думаю, сегодняшний результат значит очень многое, поскольку мы можем оценить, насколько хороша BGP001.
Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Дженсон, когда планируете выиграть титул? Судя по всему, вас практически невозможно остановить…
Дженсон Баттон: Я хотел бы выиграть все гонки сезона, однако вместе со мной на трассе ещё девятнадцать парней, готовых помешать. Впрочем, наши позиции весьма неплохи: сегодня мы убедились в том, что у нас лучшая машина – она полностью подходит мне, я выкладываюсь по максимуму, и точно так же поступают все сотрудники команды. Кто-то скажет, что нынешнее положение дел практически идеально, но ситуация может измениться в любой момент. Red Bull способна разработать нечто такое, что сделает их быстрее, поэтому нет смысла расслабляться и надеяться на удачу – нужно атаковать.
Да, у меня преимущество в двадцать шесть очков - это много, однако я не буду поднимать ногу с педали газа, и готов сделать всё, чтобы финишировать первым в каждой гонке. Задача не из легких, и наверняка в этом году у меня будут неудачные Гран При, но я готов к подобным событиям.
Вопрос: (Уилл Бакстон – Australian Motorsport News) Утром вы присутствовали на собрании FOTA. После всего увиденного и услышанного, вам понятна позиция ассоциации? Каким образом это повлияло на ваше представление о будущем Формулы 1?
Марк Уэббер: Что ж, встреча прошла неплохо – они пригласили всех гонщиков команд – членов FOTA, чтобы ввести нас в курс дела, поскольку обстоятельства, напрямую касающиеся Формулы 1, меняются чрезвычайно быстро. Мы выслушали всех руководителей и полностью поддерживаем ассоциацию. Мы хотим соперничать с лучшими гонщиками мира и выступать за лучшие команды – надеюсь, они найдут… не то чтобы компромисс – решение, которое позволит работать совместно с FIA над чемпионатом следующего года. Мы доверяем участникам FOTA – вместе они представляют реальную силу, а как раз это необходимо для правильного руководства Формулой 1 и дальнейшего движения вперед.
Вопрос: (Эркан Казаз – Hurriyet) Дженсон, следующий этап чемпионата пройдет в Великобритании. Рассчитываете на такую же поддержку, какую получил в прошлом году Льюис Хэмилтон? Это создаст дополнительную мотивацию, или станет излишним прессингом?
Дженсон Баттон: Всякий раз, приезжая в Сильверстоун, я чувствовал невероятную поддержку, даже если выступал не на самой конкурентоспособной машине. Британская публика всегда болеет за своих, но в этот раз я приеду туда лидером чемпионата.
В предыдущие годы, когда машиной было невозможно управлять, а результаты оставляли желать лучшего, пристальное внимание болельщиков даже раздражало, я ничего не мог дать им взамен. Полагаю, на сей раз лидерство в личном зачете подарит им немало приятных эмоций. Скорее всего, в Сильверстоуне я буду невероятно воодушевлен, но когда садишься в кокпит, нужно оставаться предельно сосредоточенным – в конце концов, это еще одна гонка, а то, что происходит до или после нее – совершенно иной случай.
Здорово, что в Формуле 1 работает так много британцев, а среди жителей Соединенного Королевства немало поклонников нашей команды – надеюсь, все билеты на трибуны будут распроданы, что поможет нам сохранить национальный Гран При.
Вопрос: (Матиас Бруннер – Speedweek) Марк, на каких из оставшихся трасс чемпионата Red Bull сможет побороться с Brawn GP?
Марк Уэббер: Трудно сказать – здесь мы рассчитывали подобраться чуть ближе, но Дженсон выступал в совершенно иной лиге, и никто не мог с ним бороться. Впрочем, мы не собираемся менять свой настрой и хотим сделать нашу машину максимально быстрой на всех трассах сезона, а начнем уже с Великобритании. Вам наверняка вспомнились такие автодромы, как Барселона, Малайзия, Шанхай, где есть скоростные секции, подходящие RB5 – думаю, в Сильверстоуне мы будет еще сильнее.
Нюрбургринг? Сложно судить – если бы эта гонка стояла следующей, у Brawn осталось бы преимущество. Нужно работать еще интенсивнее, чем они, причем сделать это необходимо как можно раньше, ведь с каждым этапом шансов на победу всё меньше.
Вопрос: (Эд Горман – The Times) Марк, после сегодняшнего успеха к вам вернулся оптимизм, а Дженсон, наоборот, пытается убедить всех, что ситуация может измениться, хотя на его счету уже шесть побед в семи гонках. Вы полагаете, что титул может достаться кому-то другому?
Марк Уэббер: Дженсон оказался в завидной ситуации: двадцать шесть очков преимущества – солидный запас, но при действующей системе начисления очков ему нелегко увеличивать свой отрыв, особенно если соперники стабильны. В то же время, два схода с дистанции могут перевернуть все с ног на голову, однако он в отличной форме, и даже если будет финишировать не первым, остальным придется долго отыгрываться. Для Дженсона главное – финишировать: думаю, он и сам это прекрасно понимает.
Хотел бы добавить кое-что к своей предыдущей фразе о том, что на трибунах Istanbul Park не было никакой атмосферы. Полагаю, многие люди хотели попасть сюда сегодня, но билеты оказались не дешевыми – в конце концов, можно было разрешить им пройти бесплатно! Уверен, многие хотели посмотреть Гран При Турции, однако не могли себе этого позволить. Мы с Дженсоном говорили об этом во время парада пилотов – вчера или даже сегодня утром следовало сделать объявление и пригласить чуть больше болельщиков, чтобы дать им возможность окунуться в мир Формулы 1. Жаль, что этого не произошло.
Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto Motor und Sport) Марк, в предыдущих трех гонках вы выбирали консервативный вариант стратегии, поскольку решение приходилось принимать еще в субботу до старта третьей части квалификации. В этом и заключается ваш подход?
Марк Уэббер: Нет, так удобнее мне лично. С третьей частью квалификации у меня часто бывали проблемы, но вчера все сложилось так, как надо, а в подобных условиях всегда приятнее иметь чуть больше топлива в баках. Да, есть риск оказаться рядом с машинами, оснащенными KERS, и сегодня это сказалось на первом отрезке гонки, однако в квалификации я в любом случае выкладываюсь по максимуму, но вместе с тем предпочитаю наиболее выгодную стратегию. В субботу мы не получаем никаких очков, а я хочу быть лучшим в воскресенье.
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Вопрос к Себастьяну – до начала уик-энда вы утверждали, что эта трасса подходит вашей машине, и были уверены в успехе. Но когда вы увидели, как Дженсон уходит в отрыв, вам не показалось, что RB5 чего-то не хватает?
Себастьян Феттель: Когда я увидел, как он уходит в отрыв, то первой мыслью было – «Shit!», - ведь мы всерьез рассчитывали на победу, но оказались недостаточно быстры. Впрочем, я был доволен машиной, и на протяжении всего уик-энда чувствовал себя комфортно. Вчера у нас все получилось, а сегодня не хватило скорости. Не думаю, что мы проигрывали на каком-то конкретном участке трассы – скорее теряли понемногу на всем круге. В средне- и высокоскоростных поворотах RB5 выглядит неплохо, и если мы и уступали соперникам, то лишь в медленных связках третьего сектора.
Перевод: Валерий Карташев