Гонка #4: 4 июня 1950 года. Гран При Швейцарии. Бремгартен | |
Поул | Хуан Мануэль Фанхио (Alfa Romeo 158) - 2.42,1 (161,7 км/ч) |
Лучший круг | Джузеппе Фарина (Alfa Romeo 158) - 2.41,6 (162,2 км/ч) |
Победитель | Джузеппе Фарина (Alfa Romeo 158) - 2:02.53,7 (149,3 км/ч) |
Календарь первого в истории чемпионата мира Формулы 1 получился удивительным – четыре гонки со старта сезона чередовались с недельными интервалами! А так как победителями трёх майских этапов стали разные гонщики, то перед Гран При Швейцарии, который проходил на дорожной трассе Бремгартен близ Берна, в чемпионате установилось троевластие. По девять очков значилось на счету Хуана-Мануэля Фанхио и Джузеппе Фарины из команды Alfa Romeo, а также победителя Инди-500 Джонни Парсонса.
Последний в Швейцарию не приехал – да и вообще едва ли был в курсе того, что лидирует в Формуле 1. А аргентинец и итальянец готовились к новому сражению друг с другом и с соперниками. Последние, впрочем, особых опасений не вызывали – ни у кого из них не было техники, равной знаменитым «Альфеттам»: созданные еще в довоенное время, алые миланские машины не знали себе равных на трассах. Ещё один пилот итальянской команды – Луиджи Фаджиоли – уже отметил полувековой юбилей и давно оставил позади свои лучшие годы.
В Бремгартене «три Фа» уверенно заняли первый стартовый ряд, и хотя со старта вперед смог прорваться лидер Ferrari Альберто Аскари, вскоре его, как и еще нескольких пилотов Скудерии, вывели из борьбы поломки. Так что спор за победу повели Фанхио и Фарина. Поначалу вперед вышел Хуан Мануэль, но затем Альберто удалось перехватить лидерство, а незадолго до финиша мотор на машине Фанхио заработал с перебоями и в итоге смолк вовсе из-за отказа электросистемы.
Джузеппе Фарина победил в Гран При Швейцарии, сделав важный шаг к чемпионскому титулу. Луиджи Фаджиоли финишировал следом, а компанию на подиуме гонщикам Alfa Romeo составил отставший на круг Луи Розье на Talbot-Lago.
Интересно... | |
Французский инженер Эжен Мартен, выступавший в Бремгартене на Talbot-Lago, на 20-м круге угодил в серьезную аварию, едва не стоившую ему жизни. Гонщик оправился после неё, но фактически вынужден был прекратить карьеру. Удивительно, но он прожил еще пять с лишним десятилетий, став одним из немногих свидетелей той поры в XXI веке. Из жизни Мартен ушел в 2004 году в 91-летнем возрасте. |
Джоакино Коломбо
Создателем Alfa Romeo 158, быстрейшей машины первого чемпионата Формулы 1, был инженер-конструктор Джоакино Коломбо. Он родился в начале века в Милане и уже в 14 лет поступил в техническую школу, где изучал дизельные двигатели и паровые турбины. Вскоре молодому итальянцу удалось получить работу в компании Alfa Romeo, где он быстро стал правой рукой главного конструктора Витторио Яно.
В середине 30-х Коломбо стал руководителем всех гоночных программ компании. Он занимался созданием двигателей и осуществлял общий контроль над работами с шасси. Когда под конец десятилетия амбициозный Бенито Муссолини решил создать итальянскую гоночную команду-мечту, то её технической базой стала Alfa Romeo, руководителем был назначен Энцо Феррари, а главным конструктором – Джоакино.
Уже тогда у него проявились широта взглядов и стремление использовать новые технические решения. Получив правительственное финансирование и свободу действий, Коломбо замыслил полуторалитровый V-образный мотор с нагнетателем большого давления, оснащенный двойными распредвалами и коленчатым валом из хромо-никелевого сплава. Машина под индексом 158 вышла очень толковой – однако угнаться за немецкими Mercedes и Auto Union на трассах конца 30-х все же было непросто. А потом грянула война…
Джоакино Коломбо продолжил сотрудничество с Энцо, когда тот основал собственную компанию и в 1947 году спроектировал первую гоночную машину, носящую имя Ferrari. А потом вышло так, что Скудерии пришлось сражаться на трассах против пилотов на 158-х – и «Альфетты» оказались лучше. Из-за этого, а также из-за разногласий в техническом штабе Маранелло, отношения Коммендаторе и Коломбо испортились. Конструктора отстранили от работ, связанных с Формулой 1, оставив ему второстепенные направления.
Разумеется, такое положение его не слишком устраивало. Создав напоследок мотор серии 166 – он будет использоваться на дорожных машинах Ferrari еще добрых полтора десятилетия – Джоакино вернулся в Alfa Romeo. Он помог команде победно завершить чемпионат 1950 года, после чего доработал машину: новая версия получила индекс 159 и по-прежнему не знала себе равных в 1951-м.
Потом в Ф1 изменили регламент – и конструктор перебрался в Maserati, где создал изумительную 250F, лучшую машину той поры, которая выступала в Формуле 1 на протяжении многих лет. Так что можно утверждать, что миланский инженер приложил руку ко всем успехам итальянского автоспорта 50-х.
После этого Коломбо позвали в Bugatti, но дела компании шли неважно, финансирование разработок стало ослабевать, и модель 251, на которой двигатель был расположен поперечно, успехов не снискала. А её создатель в 1957 году перебрался в мотоциклетную компанию MV Agusta, сделав ее непобедимой на протяжении многих лет. Над созданием двухколесной техники Джоакино работал до начала 70-х.
Талантливый конструктор, подаривший миру гонок множество восхитительных примеров инженерного искусства, ушел из жизни в конце восьмидесятых.
Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский