1. Фернандо Алонсо (Ferrari)
2. Марк Уэббер (Red Bull Racing)
3. Михаэль Шумахер (Mercedes)
Вопрос: Фернандо, первый поул с 2010 года! Сегодня было крайне сложно собрать все воедино, особенно после длительной остановки второй сессии. Как вам это удалось, в чем секрет?
Фернандо Алонсо: Никакого секрета, условия были одинаково сложными для всех, нужно было сохранять спокойствие. Когда остановили вторую сессию, мы с Фелипе были 15-м и 16-м, но нам удалось пройти в финал, где пришлось делать непростой выбор между дождевыми и промежуточными шинами. Мы выбрали промежуточные, а когда увидели, что практически все участники тоже скользят на них, немного успокоились. Ну а потом мне удалось собрать воедино неплохой круг, хотя в таких погодных условиях проехать попытку без единой ошибки крайне непросто.
Конечно, я рад очередному поулу с Ferrari после почти двухлетнего перерыва, но гонка состоится завтра, а при такой погоде сегодняшняя квалификация становится едва ли не наименее важной в сезоне, поскольку после нескольких кругов ситуация может совершенно измениться. Хотя с точки зрения видимости стартовать впереди всех, определенно, лучше!
Вопрос: Марк, потрясающее соперничество между вами и Фернандо! Вы уступили всего пять сотых секунды – полагаю, вам понравилась борьба с Алонсо?
Марк Уэббер: Да, сессия получилась напряженной. К сожалению, во время попытки мы не знаем, насколько хорошо едем, поскольку полностью сосредоточены на себе и машине. Как сказал Фернандо, условия были весьма непростыми, а когда от сессии к сессии результаты отличаются на 5-10 секунд, от гонщика требуется максимально быстро адаптироваться к состоянию трассы и поведению машины. Команда сработала по-настоящему здорово, мы с Фернандо вплотную боролись за поул. Мне удалась неплохая попытка, я остался доволен выбранной тактикой с четырьмя кругами, ну а гонка состоится завтра.
Вопрос: Михаэль, еще одно уверенное выступление в квалификации. Вы известны своим пилотажем в дождь, насколько высоко вы оцениваете свои шансы на успех в дождевой гонке?
Михаэль Шумахер: Думаю, мы конкурентоспособны в дождевых условиях, как на промежуточной, так и на дождевой резине. Если завтра пойдет дождь, мы это только приветствуем. Квалификация получилась захватывающей, особенно вторая часть, когда я ошибся с выбором визора, взяв вариант без покрытия, препятствующего запотеванию. Видимость была откровенно плохой, машину едва не развернуло в Becketts, но после перерыва я смог вернуться в ритм. Я рад третьему месту – наши парни вновь отлично сработали!
Вопрос: Фернандо, вы удивлены поулу? В подобных условиях квалификация превращается в лотерею, не так ли?
Фернандо Алонсо: В нашем случае поул всегда удивляет, а при такой погоде… Нам в принципе нелегко опередить некоторых соперников, на сухой трассе мы бы чувствовали себя намного увереннее. Утром машина очень неплохо проходила скоростные повороты, мы остались довольны балансом, но под дождем ситуация превращается в лотерею. Необходимо оказаться в нужное время в нужном месте, состояние трассы должно быть оптимальным, а круг – чистым и без единой помарки.
Немного здесь, немного там – можно легко отыграть или потерять какие-то доли секунды, но никогда не знаешь, какие условия ждут тебя в следующем повороте. Асфальт может оказаться более сухим, чем на предыдущем круге, но капли на визоре подсказывают, что там может быть очень скользко – приходится всякий раз пытаться угадывать уровень сцепления. Сегодня от нас требовалось одно – собрать воедино быстрый круг. Когда после него узнаешь, что оказался на поуле – это немного удивляет, но борьба получилась действительно интересной!
Вопрос: Всё едва не закончилось в самом начале второй сессии, когда вы чуть не влетели в стену…
Фернандо Алонсо: Да, машину занесло в 13-м повороте, там было слишком скользко. Мы перешли на дождевые шины, но в тот момент сессию уже остановили красными флагами, поскольку ехать по трассе было практически невозможно. Было абсолютно правильным решением подождать, пока состояние асфальта хоть немного улучшится – иногда мы критикуем дирекцию Гран При за их действия, но сегодня они поступили верно. Безопасность превыше всего, состояние трассы не позволяло продолжить квалификацию, мы выждали какое-то время, а потом практически на пределе, с девятого места, вышли в финал. Передо мной на протяжении двух кругов ехала машина Toro Rosso, видимость была практически нулевой, а в таких условиях сложно ехать сколь-нибудь быстрее…
Вопрос: Насколько опасным был тот выезд на траву? Пресс-центр взорвался аплодисментами, когда вы смогли поймать машину и вернуться на трассу!
Фернандо Алонсо: В тот момент я практически потерял контроль над машиной. В таких ситуациях нужно везение, и сегодня удача оказалась на нашей стороне. Мне повезло выйти из заноса, не ошибиться с выбором шин, собрать воедино быстрый круг и все-таки опередить Марка – нас разделили доли секунды. Я вполне мог оказаться вторым, а он – первым, но сегодня все сложилось идеально. Впрочем, гонка пройдёт только завтра.
Вопрос: Марк, в прошлом году в Сильверстоуне вы стартовали с поула, победили здесь в 2010-м… В последние три года в Великобритании вы неизменно финишировали на подиуме – трассу можно назвать удачной для вас? Похоже, вы неплохо адаптируетесь к британской погоде…
Марк Уэббер: Я выступаю на Сильверстоуне с 1995 года, когда одержал здесь свою первую победу в Формуле Ford. Это ведь было очень давно, я не хочу выдавать свой возраст!
На самом деле, трасса великолепная – да, она сложна для гонщиков, но приятно разогнать машину в полную силу в скоростных поворотах. Хорошо, что утром нам удалось оценить поведение RB8 на сухом асфальте – после полудня такой возможности уже не было.
Как сказал Фернандо, квалификация получилась крайне непростой, а результаты от сессии к сессии отличались на 5-6 секунд. Но команда сработала здорово, я тоже не сплоховал – пожалуй, мы добились максимума. Собрать круг воедино очень сложно, по трассе текли настоящие реки – да, можно было бы прибавить здесь и там, но стоит перестараться – и ты уже влетел в стену, так что лучше сначала завершить попытку. Сегодня многое решало умение контролировать риск. В общем, я доволен своим быстрым кругом, я обеспечил себе неплохую позицию на старте гонки, а с ней хоть какую-то видимость на случай дождя.
Вопрос: Михаэль, поул в Сильверстоуне в 2001-м, три победы… Насколько сложно было вернуться в ритм после столь продолжительной остановки сессии?
Михаэль Шумахер: Думаю, для начала мы должны наградить аплодисментами всех болельщиков, решивших остаться с нами в этих непростых погодных условиях – огромное спасибо!
В какой-то момент мы находились на грани вылета и рассчитывали хотя бы закончить квалификацию – в частности, мы с Фернандо рисковали не выйти в финал и потому были рады возможности взять паузу и провести попытку в более приемлемых условиях, поскольку с самого начала второй сессии каждый из нас ехал практически на пределе.
Спасибо FIA за справедливое решение остановить квалификацию на некоторое время и возобновить её, пожалуй, в самый удачный момент. Продолжение не стало проблемой – честно говоря, для нас гораздо утомительнее ждать в боксах, чем работать в кокпите.
Вопрос: Насколько трудно было определиться с шинами?
Михаэль Шумахер: Определиться было сложно лишь в начале сессии, но когда вы видите, что выбрали соперники, гораздо легче принимать решение. Вскоре стало ясно: промежуточная резина – оптимальный вариант. В идеале было бы неплохо проехать еще один круг, ведь все решает заключительная попытка, а до этого вы не можете позволить себе ошибку и оставляете некий запас, полагая, что на следующем круге сработаете лучше. В любом случае, третье место – хороший результат, я доволен. Это хорошая позиция для старта гонки. Если завтра будет сухо, то мне повезло, что я буду стоять с чистой стороны трассы. Посмотрим, но перспективы в целом неплохие.
Вопросы с мест
Вопрос: (Майк Дудсон – Honorary) Михаэль, некоторые из ваших знаменательных побед были одержаны в дождь. Сильверстоун известен тем, что трасса здесь подсыхает крайне медленно, вода задерживается на траектории. У вас есть замечания по этому поводу? Можно ли сказать, что трасса стала менее предсказуемой по сравнению с предыдущими годами?
Михаэль Шумахер: Думаю, мы должны сказать спасибо маршалам, за время остановки сессии им удалось согнать воду с траектории, и когда мы вернулись на трассу, луж практически не было. Надеюсь, на случай дождя в завтрашней гонке и появления машины безопасности, они будут готовы сработать не менее эффективно. Подобные ситуации временами случаются на некоторых автодромах, но сегодня организаторы сделали все, что было в их силах.
Вопрос: (Мануэль Франко – AS) Фернандо, в своих комментариях на испанском вы сказали, что посвятили этот поул кому-то… Марии де Виллоте?
Фернандо Алонсо: Да, сейчас ей и её семье приходится очень трудно. В этот уик-энд мы все выступаем с чувством глубокого сожаления по поводу её ужасной аварии, о которой стало известно в начале недели. Надеюсь, наша поддержка придаст сил Марии и ее близким, мы желаем ей скорейшего восстановления.
Вопрос: (Леонид Новожилов – F1Life) Фернандо, первое место в дождевой квалификации – насколько трудной была эта задача?
Фернандо Алонсо: Завоевать поул всегда нелегко, но в подобных условиях трудно приходится всем, без исключения, поскольку никто не знает, каким окажется уровень сцепления в следующем повороте. Во второй сессии по трассе текли настоящие реки, и речь шла не о том, как отыграть сотые доли секунды – даже закончить круг было непросто. Квалификация получилась очень напряженной, но все были в одинаковой ситуации, и нам, в какой-то степени, повезло.
Вопрос: (Карлос Микель – La Gaceta) Фернандо, насколько сложно будет начинать гонку на промежуточных шинах, и чего вы опасаетесь по ходу дистанции?
Фернандо Алонсо: Полагаю, наша машина будет конкурентоспособна и на дождевой резине, но, как я уже говорил, во второй сессии мне приходилось ехать в одном темпе с кем-то из Toro Rosso вне зависимости от того, насколько хороша могла быть моя попытка. Я начал круг в одной секунде позади него и закончил в восьми десятых – по сути, мы ни за что не боролись.
При нормальной видимости мы должны быть быстры и на промежуточных, и на дождевых шинах, но будет намного лучше, если гонка пройдёт в нормальных условиях, ведь в этом случае проще реализовать преимущество поула, а в случае удачного старта перед тобой на протяжении всего первого отрезка есть свободная трасса.
В случае переменчивой погоды начальная позиция менее важна, поскольку где-нибудь к восьмому кругу может усилиться дождь или наоборот, асфальт начнет подсыхать, кто-то из стартовавших позади – кому нечего терять – вовремя проведет пит-стоп и выйдет в лидеры. Посмотрим, как всё сложится. Мы конкурентоспособны и на сликах, и на дождевой резине, давайте дождемся завтрашнего дня, а там узнаем, что у нас получится.
Вопрос: (Фредерик Ферре – L’Equipe) Как вы готовитесь к дождевой гонке? Это предполагает совершенно иной подход, иной стиль пилотирования?
Марк Уэббер: Разумеется, при сухой погоде другой уровень концентрации, это нужно учитывать. Некоторые прямые Сильверстоуна не настолько просты, как может показаться – взять тот же выход из седьмого поворота в условиях плохой видимости и воды на трассе.
Конечно, гонка на сухом асфальте тоже требует предельной сосредоточенности, но в дождь неопределенность выше, нужно быть готовым к любым неожиданностям, контролировать темп и при этом сохранять спокойствие. Всем известно, что на мокрой траве сцепления нет, так что лучше держаться от нее подальше и ехать к финишу.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Фернандо, во второй сессии вы показали девятый результат как раз в тот момент, когда на трассе появились желтые флаги из-за ошибки Грожана. Что там произошло? Вы уверены, что вам не полагается штраф?
Фернандо Алонсо: Я не улучшил своё время на том секторе и сбросил скорость в месте эвакуации машины, так что о штрафах я не беспокоюсь.
Вопрос: Меня просили узнать, планируете ли вы смотреть финал Уимблдона после финиша завтрашней гонки?
Фернандо Алонсо: Нет.
Марк Уэббер: Конечно! Роджер Федерер претендует на седьмую победу, а для Энди Маррея это первый финал Уимблдона, но при любом раскладе сильнейший навеки впишет себя в историю. Роджер – феноменальный спортсмен и завтра может сравняться по числу побед на Уимблдон с Питом Сампрасом. Думаю, наблюдать за ним будет по-настоящему интересно!
Михаэль Шумахер: В котором часу состоится матч? Я бы посмотрел, если будет свободное время, но лучше бы, чтобы свободного времени завтра не было!
Вопрос: (Марко Дегл’Инносенти – La Gazzetta dello Sport) Если завтра погода будет такой же, как сегодня, не получится ли так, что мы увидим скучную гонку за машиной безопасности?
Михаэль Шумахер: В таком случае мы все пойдем смотреть матч Федерер – Маррей!
Фернандо Алонсо: Надеюсь, скучать не придется никому – ни нам, ни болельщикам. Как сказал Михаэль, зрители с самого начала уик-энда создавали на трибунах потрясающую атмосферу и потому заслужили интересный Гран При. Хочется верить, что даже в случае дождя гонку не остановят…
Марк Уэббер: Директору гонки, Чарли Уайтингу, за последние несколько лет приходилось наблюдать разные ситуации, он прекрасно знает, на что способны дождевые шины, и не забывает о видимости. В условиях непогоды важны два фактора: наличие луж на асфальте и видимость до следующей машины – если эти факторы под контролем, можно гоняться, иначе нужно останавливаться, менять шины, ждать и снова продолжать. Завтра Чарли будет постоянно консультироваться с командами, но он успешно выполняет свою работу на протяжении многих лет, так что я не жду каких-то проблем.
Вопрос: (Сильвия Ариас – Argentina) Фернандо, полагаю, вам приятно снова завоевать поул после почти двухлетнего перерыва. Насколько важно это достижение для команды, а также для вашей уверенности в своих силах?
Фернандо Алонсо: Очень важно! Приятно вновь оказаться на поуле, но мы знаем, что сегодня условия были далеки от идеальных, и потому по-прежнему ставим перед собой цель завоевать первую стартовую позицию в обычный солнечный день, без каких-либо побочных факторов, доказав конкурентоспособность машины. Ну а пока можно порадоваться и сегодняшнему достижению – пожалуй, этот поул гораздо важнее для истории Ferrari, ведь два года – очень большой промежуток времени…
Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Михаэль, вчера под дождем вы тоже выглядели очень уверенно, но сегодня утром результаты оставляли желать лучшего. Означает ли это, что Mercedes намного сильнее в дождь, чем на сухой трассе?
Михаэль Шумахер: Вопрос в том, с каким количеством топлива работали команды сегодня утром, поэтому нет смысла сравнивать результаты тренировки с итогами квалификации.
Перевод: Валерий Карташев