Гонка #814: 23 августа 2009 года. Гран При Европы. Валенсия |
|
Поул | Льюис Хэмилтон (McLaren MP4-24) - 1.39,498 (196,068 км/ч) |
Лучший круг | Тимо Глок (Toyota TF109) - 1.38,683 (197,687 км/ч) |
Победитель | Рубенс Баррикелло (Brawn BGP 001) - 1:35.51,289 (193,344 км/ч) |
Первая половина сезона 2009 года прошла в Формуле 1 при доминировании Brawn GP. Однако с самого начала было ясно, что денег на доработку машины у Росса Брауна почти нет, потому вторая половина чемпионата дала соперникам шанс попробовать настичь лидеров. Правда, шесть побед Дженсона Баттона в семи первых Гран При осложняли задачу, но сдаваться ни в McLaren, ни в Red Bull Racing, ни в Ferrari не собирались.
Гран При Европы на городской трассе в Валенсии Баттон начинал только седьмым. В воскресенье стояла изнуряющая жара, а такая погода в условиях гонки играла на руку Brawn GP, но быть быстрее на городских улицах – вовсе не то же самое, что обогнать.
С первого ряда в бой отправились пилоты McLaren. Льюис Хэмилтон и Хейкки Ковалайнен выбрали на первый отрезок шины SuperSoft, что позволило лучше соперников сорваться с места. Однако развить успех оказалось сложнее: британец лидировал, финн держался в паре секунд позади, а следом ехал гонщик Brawn GP Рубенс Баррикелло.
Располагая более жесткой резиной, бразилец предпочитал не рисковать и явно ждал пит-стопа. И как только Ковалайнен поехал в боксы, ветеран тут же добавил в скорости, чтобы после собственной остановки оказаться уже впереди соперника.
На втором отрезке картина осталась прежней. Хэмилтон всячески стремился оторваться, но у него ничего не получалось. А уж когда по радио прозвучали слова о том, что нужно чуть сбросить из-за перегрева тормозов, стало окончательно ясно: все решится на втором и финальном пит-стопе.
Менять своему пилоту шины, зная, что от этого зависит имя победителя, всегда сложно. Вот и механики McLaren, несмотря на весь свой опыт, в этот раз ошиблись под прессингом. Льюис уже подъезжал к боксам, а они только выбегали со свежими шинами ему навстречу. Секундной заминки – в сочетании с парой отличных кругов Рубенса – хватило, чтобы у гонки сменился лидер.
Правда, на финальном отрезке уже у Баррикелло была резина SuperSoft, и Хэмилтон довольно активно наседал на соперника, но трасса в Валенсии подтвердила свой статус: обогнать кого-то здесь можно только в случае ошибки или серьезной разницы в скорости. К Рубенсу ни один из этих вариантов не подошел, и он поднялся на вершину подиума – в десятый раз в карьере, но впервые, выступая не за Ferrari. С момента прошлой победы гонщика минуло уже пять лет.
Льюис в итоге остался вторым, а третье место в споре двух финнов на заключительном пит-стопе отвоевал Кими Райкконен из Скудерии. Дженсон Баттон вновь, как и в предыдущей гонке, финишировал седьмым, сохранив лидерство в общем зачете.
Интересно... |
|
Этап в Валенсии был ознаменован двумя дебютами. Во-первых, расставшись с надеждами завоевать титул в серии GP2, за руль Renault сел 23-летний Роман Грожан. Француза взяли на замену уволенному со скандалом Нельсиньо Пике. А в Ferrari вместо попавшего в аварию на квалификации в Будапеште Фелипе Массы на старт вышел ветеран Лука Бадоер. Вышло так, что два пилота столкнулись в первом же повороте, а потом оставались рядом почти до самого финиша. Оба закончили гонку во второй десятке. |
Европа'09: Хейкки Ковалайнен
Гран При Европы стал самым успешным в том сезоне для Хейкки Ковалайнена. Финн стартовал вторым, лидировал на протяжении одного круга и закончил дистанцию четвёртым. В конце того же 2009-го он лишится места в McLaren, и подобные результаты станут для гонщика лишь мечтой...
Хейкки Йоханнес Ковалайнен с малых лет демонстрировал, что обладает незаурядным талантом. Широкая гоночная общественность узнала про финна в конце 2004 года, когда на парижской арене Берси он последовательно переиграл в рамках Гонки чемпионов Дэвида Култхарда, Жана Алези, Михаэля Шумахера и Себастьена Лёба, чтобы подняться на вершину подиума.
Но и до этого у молодого пилота уже были немалые успехи. Будучи признанным лучшим картингистом родной Финляндии, он в 2001-м перебрался в британскую Формулу Renault. Годом ранее, выиграв эту же серию, Кими Райкконен отправился прямиком в паддок Формулы 1 – и Хейкки, разумеется, хотелось бы повторить такой путь. Но его дорога в Большие Призы оказалась куда более долгой и извилистой.
Ковалайнен с самого начала ехал быстро и стабильно, регулярно побеждал, но вот завоевать хоть какой-то титул ему не удавалось довольно долго. Впрочем, очень быстро гонщика заметили, и он стал участником молодежной программы Renault. Через Формулу 3 финн попал в Мировую серию Nissan, и вот там-то в 2004-м впервые переиграл всех соперников.
Учитывая триумф в Берси, не слишком яркие результаты Райкконена и поражение финских раллистов от Себастьена Лёба, именно Ковалайнен был признан в том сезоне лучшим гонщиком страны Суоми. Попутно в рамках молодежной программы он уже привлекался к тестам Формулы 1 – сначала в Minardi, а потом и в Renault.
Эта работа продолжилась и в 2005-м, когда финн был уже не одним из нескольких пилотов: на него явно делалась ставка. В общей сложности к моменту дебюта он проехал на технике Формулы 1 целых 28 000 километров: современным новичкам, имеющим за плечами по три-четыре тестовых дня в зимней Барселоне перед первым в жизни Гран При, о таком остается только мечтать.
В том же 2005-м Хейкки вписал своё имя в историю, став самым первым победителем в серии GP2. Он долго лидировал в общем зачете чемпионата, но под конец все же не смог найти аргументов против Нико Росберга. Но судьба финна была уже предрешена. Следующий год он посвятил вообще одним только тестам, а когда в сентябре Фернандо Алонсо заявил о переходе из Renault в McLaren, никто не удивился, когда прозвучало объявление – место испанца в чемпионской команде займет именно Ковалайнен.
Начало сезона получилось довольно нервным, прежде всего потому, что от былой формы Renault не осталось и следа. Команда съехала в группу середняков, и хотя Хейкки попал в итоговую классификацию пяти первых гонок (в Монако на последних кругах сгорел мотор), ему ни разу не удалось подняться выше седьмого места. Но затем был Гран При Канады, ошибка и разбитая машина в квалификации, последняя стартовая позиция – и прорыв на четвертое место.
Ковалайнен явно начал находить себя в Формуле 1 и ехал все быстрее. Летом и в начале осени он выдал классную серию, заработав очки в семи гонках подряд. Кульминацией, конечно, стал этап в Японии, где в дождевых брызгах Хейкки финишировал вторым, принеся команде единственный подиум в сезоне.
Финн заметно, без малого вдвое, переиграл по очкам опытного напарника Джанкарло Физикеллу. И вновь – его очередной шаг по карьерной лестнице не стал сюрпризом. Босс McLaren Рон Деннис традиционно любил работать с финнами, так что вслед за Кеке Росбергом, Микой Хаккиненом и Кими Райкконеном в униформу команды облачился и Ковалайнен.
Понятно, что лидером в команде был Льюис Хэмилтон, первые же этапы показали, что Хейкки в состоянии демонстрировать такую же скорость, но ему не везло. В Австралии не вовремя выехала на трассу машина безопасности, в Малайзии гонщику выписали довольно спорный штраф за блокировку, передвинув на восьмую позицию решетки (что не помешало ему приехать на подиум).
В Бахрейне Ковалайнен почти сразу повредил на торможении шину, из-за чего потерял в скорости, а в Испании, лидируя, попал из-за лопнувшего колесного диска в серьезную аварию. Льюис же времени даром не терял, заметно уйдя вперед по очкам. К этому моменту уже выяснилось, что у напарников весьма разный стиль пилотирования. Британец предпочитал вести машину агрессивно, а финн – плавно. Но в ситуации, когда доработки надо было вести в какую-то одну сторону, интересами Хейкки решено было пренебречь.
Кто знает, как развивались бы события, если бы не осечки в марте и апреле, а так Ковалайнену пришлось довольствоваться ролью второго номера. Он стабильно зарабатывал очки, однако на подиуме побывал лишь дважды: в Венгрии, где на последних кругах сошел лидировавший Фелипе Масса, да в Италии, где второе место финна вызвало, скорее, недоумение: он так и не смог обогнать Toro Rosso дерзкого мальчишки Себастьяна Феттеля.
Еще одно седьмое место на фоне титула напарника воспринималось уже совсем не так, как год назад. Однако в McLaren прекрасно понимали, сколь быстр пилот, потому продлили с ним контракт. Хейкки с радостью включился в подготовку к новому сезону – только чтобы узнать, что новая McLaren MP4-24 решительно не хочет делать то, что от неё требуется.
Потребовалось полсезона, чтобы машина поехала мало-мальски пристойно. Но до этого восемь первых гонок принесли всего один финиш в десятке. Сезон был проигран, а с ним пилот лишился и места в команде. Неплохие результаты во второй части чемпионата – если таковыми, конечно, можно считать несколько пятых и шестых мест – уже не могли исправить ситуацию.
На дворе была поздняя осень 2009 года, мировую экономику лихорадило, и команда Toyota, куда Хейкки не раз звали до этого, уже покинула паддок. Да и с другими предложениями у победителя и призера Гран При оказалось негусто. Вдобавок, без места остался не он один – в ту пору многим действительно сильным пилотам пришлось искать хоть какое-то продолжение карьеры.
Так Хейкки и оказался в проекте, ныне носящем имя Caterham. Первый сезон запомнился аварией с Марком Уэббером в Валенсии – пилот Red Bull Racing просто не ожидал, что желто-зеленая машина Ковалайнена едет настолько медленно, – да статусом лучшего из пилотов новых команд. Годом позже этого звания удостоился уже Ярно Трулли, ну а финну оставалось тушить вспыхнувшую машину в Сингапуре и надеяться, что хоть в 2012-м обещания Тони Фернандеса и два года его собственного труда принесут какие-то плоды.
Не принесли. На этот раз Хейкки не удалось переиграть Виталия Петрова, а в Caterham окончательно пришли к выводу, что главной пилотской добродетелью является не умение отыгрывать сотые в поворотах и обеспечивать обратную связь инженерам, а толщина бумажника. Ковалайнен никогда не платил за свои выступления и остался верен этому принципу. Гонщик ушел – но, хочется верить, ещё не сказал своего последнего слова на автоспортивных аренах мира.