Гонка #783: 30 сентября 2007 года. Гран При Японии. Фудзи |
|
Поул | Льюис Хэмилтон (McLaren MP4-22) - 1.25,368 (192,423 км/ч) |
Лучший круг | Льюис Хэмилтон (McLaren MP4-22) - 1.28,368 (186,259 км/ч) |
Победитель | Льюис Хэмилтон (McLaren MP4-22) - 2:00.34,579 (151,978 км/ч) |
Реконструированная трасса Фудзи приняла участников Формулы 1 неласково: в воскресенье дождь лил с такой силой, что пилотам пришлось битых сорок минут наматывать круги за автомобилем безопасности. За это время выяснилось, что в Ferrari по какой-то невероятной случайности не получили письма от дирекции гонки и вместо предписанных дождевых шин отправили своих пилотов в бой на промежуточных.
Кими Райкконен и Фелипе Масса тут же вылетели с асфальта, вынуждены были ехать в боксы и в итоге вместо третьей и четвертой позиций оказались на двух последних. Их главные конкуренты из McLaren едва ли огорчились такому началу.
Когда реальная борьба всё же стартовала, обладатель поула Льюис Хэмилтон возглавил гонку, но оторваться от собственного напарника Фернандо Алонсо ему никак не удавалось. Все остальные сразу начали отставать, однако в баках обоих McLaren было не так много топлива, и после ранних пит-стопов британец с испанцем оказались в трафике.
Там обоим не повезло: в Льюиса врезался Роберт Кубица, а Фернандо протаранил поймавший кураж дебютант Себастьян Феттель, который в тот день стал самым молодым гонщиком в истории, возглавлявшим пелотон Формулы 1. На удивление, обоим лидерам удалось продолжить борьбу, но если Хэмилтон почти не потерял времени, то Алонсо пропустил после разворота нескольких соперников.
Это и сыграло с двукратным чемпионом мира дурную шутку. Пытаясь отыграться, он не смог избежать аквапланирования, вновь вылетел и разбил машину едва ли не в единственном месте трассы, где бетонное ограждение подходило близко к асфальту.
Машина безопасности появилась вновь, и в этот момент Хэмилтон решил проверить на прочность нервы Марка Уэббера. Тот сезон в Red Bull Racing складывался для австралийца не слишком здорово, потому второе место по ходу дождевой гонки было серьезным достижением. Когда Льюис внезапно и беспричинно резко затормозил, Уэббер успел среагировать и тоже замедлился. Но тотчас в него на полном ходу врезался пилот, ехавший третьим.
Им оказался представитель Toro Rosso Себастьян Феттель. Сложно было описать гнев Марка и ужас юного немца, когда они выбирались из покореженных машин. Ведь все складывалось для подопечных Дитриха Матешица так здорово...
После такого большого количества сходов уже никто не смог составить конкуренцию Льюису Хэмилтону, который выиграл Гран При Японии и, казалось, до конца сезона оказался в крохотном шаге от титула чемпиона мира. Ведь в двух оставшихся гонках требовалось набрать всего-то девять очков, сущая безделица.
Вторым в Японии финишировал Хейкки Ковалайнен из Renault, до того ни разу в карьере не поднимавшийся на подиум, а замкнул первую тройку пробившийся из третьего десятка Кими Райкконен. Впервые в истории Формулы 1 шампанским на пьедестале поливались два сына страны Суоми.
Когда гонка уже финишировала, режиссер трансляции выхватил любопытный кадр. В самом дальнем углу боксов Toro Rosso с мокрыми от слёз глазами сидел Себастьян Феттель. Мальчишка боялся, что за допущенную ошибку не знающий жалости доктор Марко выгонит его из программы Red Bull...
Интересно... |
|
Дэвид Култхард выступал в японской гонке в шлеме, раскраска которого повторяла фирменные цвета другого шотландца, Колина МакРея. Мастер классического ралли за две недели до этого погиб в авиакатастрофе.... |
Фудзи
Трасса у подножия Фудзиямы приняла у себя всего четыре Гран При Формулы 1. Каждый из них получился запоминающимся и был наполнен яркими эмоциями. И хотя в ближайшей перспективе Большие Призы едва ли вернутся в префектуру Сидзуока, история этого места слишком нетривиальна, чтобы обойти её стороной.
Все началось ещё в начале 60-х, когда оправившаяся от последствий войны Япония стремилась к интеграции в мировое сообщество. Тогда-то в недрах промышленной корпорации Mitsubishi и родилась идея построить гоночный трек, на котором можно было бы проводить заезды NASCAR.
Для этого в 1963 году была образована специальная дочерняя компания, и работа закипела. Сначала возвели одну из прямых, протяженность которой составила 1,5 км. Затем построили первую профилированную 180-градусную дугу с углом наклона полотна в 33% и почти завершили предварительные работы для создания второй.
На эту нехитрую, казалось бы, работу ушло два года - и все запланированные сметой средства. К тому же, популярность американских "овальных" гонок в Японии сильно переоценили, потому решено было не заканчивать строительство овала, а превратить уже имеющиеся участки в классический автодром европейского типа.
В итоге получилось уникальное в своем роде кольцо, которое можно сравнить разве что с той версией Индианаполиса, что использовалась Формулой 1 в начале XXI века. Длинная и широкая стартовая прямая в самом конце резко ныряла вниз, уходя на бэнкинг, а оттуда пилоты попадали на узкую и довольно извилистую дорожку. В такой версии Фудзи была очень быстрой, но ещё больше - опасной.
Первую реконструкцию приурочили к дебютному визиту участников Ф1. В первую очередь отказались от опасного профилированного виража, заменив его медленной шпилькой. После этого на кольце протяженностью 4,3 км осталось всего восемь номинальных поворотов (а в реальности - едва ли не вдвое меньше).
Гран При Японии 1976 года вошел в историю драматичным сюжетом: Ники Лауда, толком не оправившийся от страшного пожара на Нюрбургринге, в условиях проливного дождя предпочел не продолжать гонку и отправился в боксы. Его соперник Джеймс Хант доехал до финиша третьим и стал чемпионом мира, а победа досталась Марио Андретти из Lotus.
Годом позже на вершину подиума поднялся уже Хант, но гонка 1977-го была омрачена трагедией. На пятом круге Жиль Вильнев зашел слишком далеко в соперничестве с Ронни Петерсеном, и его Ferrari, налетев сзади на Tyrrell P34 шведского пилота, кувыркаясь, полетела в сторону зрительской зоны.
Находившиеся там люди не пострадали, а вот судья трассы и фотограф, которые вышли на запрещенное место, погибли, оказавшись на пути алой машины. И хотя налицо было нарушение правил безопасности, Формула 1 покинула Фудзи, да и Японию вообще.
Разумеется, автодром и после этого использовался для других соревнований. Здесь проходили как этапы местных серий, так и соревнования более высокого уровня. В 80-х сюда ежегодно приезжали участники мирового чемпионата спорткаров, не говоря уж о всевозможных дрифтерах и дрэг-рейсерах.
Так как мощности машин все время росли, в 1986-м и 1993-м годах были возведены несколько замедляющих "эсок". Но все равно, трасса оставалась очень быстрой.
Коренные изменения наступили в 2000 году, когда автодром выкупила в собственность компания Toyota. Комплексная реконструкция по проекту Германа Тильке явно осовременила гоночный комплекс, однако в процессе переделки третьего сектора была почти полностью уничтожена знаменитая 230-градусная скоростная дуга, которая во все времена была визитной карточкой Фудзи. Вместо неё пилотам теперь приходилось преодолевать вереницу медленных поворотов.
Торжественное открытие обновленной трассы состоялось весной 2005-го, вскоре был подписан контракт с FOM, а уже в 2007-м к подножию Фудзиямы вернулась Формула 1. И вновь, как в 1976-м погода превратила дебютную гонку в потрясающий спектакль. Вот только то, что легко сносили болельщики три десятилетия назад, теперь не вызывало восторга.
Скверное транспортное обслуживание (перевезти 100 тысяч человек хотели автобусами по единственной дороге), невероятные цены (как вам хот-дог за 60 долларов?) и места на трибунах, с которых в принципе нельзя было увидеть машины, вызывали справедливое недовольство. В субботу люди четыре часа стояли в очереди под дождем, чтобы уехать с автодрома!
Ну а особенно всех возмутило, что боссы Toyota запретили проносить на трибуны флаги и разворачивать транспаранты в поддержку всех команд, кроме одной - их собственной.
В 2007-м гонку выиграл Льюис Хэмилтон, а годом позже, когда четверо пилотов Ferrari и McLaren самоустранились в первом же повороте, сильнейшим неожиданно стал Фернандо Алонсо из Renault.
Но все так скучали по старой-доброй Сузуке, что решено было чередовать арены японского Гран При. Но затем грянул кризис, и в Toyota признали, что не хотели бы нести расходы на проведение этапа 2010 года. И это решение, надо сказать, встретило в паддоке полную и безоговорочную поддержку.