Гонка #721: 13 июня 2004 года. Гран При Канады. Монреаль |
|
Поул | Ральф Шумахер (Williams FW26) - 1.12,275 (217,220 км/ч) |
Лучший круг | Рубенс Баррикелло (Ferrari F2004) - 1.13,622 (213,246 км/ч) |
Победитель | Михаэль Шумахер (Ferrari F2004) - 1:28.24,803 (207,165 км/ч) |
После семи первых этапов сезона 2004 года, в которых Михаэль Шумахер пять раз стартовал с поула и одержал шесть побед, Гран При Канады, казалось, может преподнести неожиданность. Лидер Ferrari не лучшим образом провел квалификацию, завоевав лишь шестую позицию на решетке.
В субботу немец сокрушался, что шины Bridgestone совсем не хотят работать на монреальском асфальте, что его ждет сложная гонка, и даже подиум будет хорошим результатом. Схожие песни вторым голосом исполнял по соседству и Рубенс Баррикелло.
Начало гонки обошлось почти без сюрпризов. Лишь Ярно Трулли из Renault, показавший в квалификации третий результат, резко рванул с места, едва не вышел в лидеры, но тут же сбавил ход и запарковал машину на обочине: развалилась подвеска. Шумахер и Баррикелло на первых метрах никого не обогнали, а бразилец, напротив, еще и пропустил McLaren Кими Райкконена.
Группа лидеров оставалась весьма плотной: даже через десять кругов победитель квалификации Ральф Шумахер из Williams опережал замыкавшего первую шестерку Баррикелло всего на семь с небольшим секунд. Вскоре гонщики начали один за другим проводить пит-стопы. Тут-то все и встало на свои места. Тогда как всем остальным, исходя из протяженности первого отрезка, предстояло побывать в боксах трижды, в Ferrari запланировали только два визита в боксы.
Именно поэтому в квалификации алые машины ехали не столь быстро: в их баках просто было больше топлива. Единственный, кто при таком раскладе мог составить конкуренцию Шумахеру, это Фернандо Алонсо. Молодому пилоту Renault также не требовался третий пит-стоп, а после старта испанец держался третьим.
Однако во время первого пит-стопа возникла долгая заминка (потребовалось заменить заправочную машину), а чуть позже Фернандо и вовсе пришлось запарковаться на обочине после поломки приводного вала. Для Renault, к слову, это был первый двойной сход в том сезоне.
Тем временем Михаэль Шумахер уже лидировал в гонке в преддверии заключительного визита в боксы. Ральф проигрывал брату около пяти секунд и единственное, на что мог рассчитывать, это хотя бы остаться вторым. Пилоту Williams повезло: у Рубенса Баррикелло, который до того следовал вплотную за напарником по Скудерии, забарахлили тормоза, и несколько небольших ошибок привели к довольно существенной потере времени.
После финальной дозаправки два Шумахера продолжали возглавлять гонку, Баррикелло был третьим, заметно опережая BAR Дженсона Баттона. Тот стартовал вторым, но финишировать в итоге смог только четвертым. Да и в первой тройке перестановок уже не было до самого финиша.
Интересно... |
|
Техническая инспекция, проведенная после гонки, заметно перекроила итоговый протокол. За воздуховоды тормозов увеличенного диаметра команды Williams и Toyota были в полном составе исключены из гонки. Так как все они финишировали в первой десятке, перестановки оказались значительными. Лишь с победой Михаэля Шумахера ничего не случилось. Зато Баррикелло поднялся на вторую строчку, а Баттон - на третью. |
Тимо Глок
Выиграли от дисквалификации и другие пилоты, которым удалось добраться до финиша. Одним из них в Монреале оказался Тимо Глок, молодой немецкий дебютант, проводивший первую в жизни гонку за рулем Jordan. Он финишировал 11-м, но в итоге оказался седьмым, начав карьеру в Формуле 1 с заработанных очков.
В отличие от многих других гонщиков Гран При, немец не грезил в младших классах о том, что займется автоспортом. Свой первый карт он купил только в 13 лет – как признавался позже сам Тимо, сделано это было исключительно ради озорства и на деньги, что родители выделили ему на организацию школьного праздника.
Но шутки шутками, а результаты Глока на трассе оказались такими, что ему посоветовали заняться картингом всерьез, поскольку к этому делу у мальчишки был явный талант. Тот так и сделал – и на всю жизнь связал себя с миром скорости.
Начав выступления на профессиональном уровне в 15 лет, Тимо уже в 18 завоевал свой первый чемпионский титул в формульных соревнованиях. За ним последовал еще один, потом череда побед в Ф3 – и вот уже в 2004-м немец щеголял в комбинезоне тест-пилота Jordan. Контракт даже предусматривал участия в тренировках по пятницам, благо, в ту пору дозволялось выставлять для этого третью машину.
Молодой пилот постепенно набирался опыта, а уж когда накануне Гран При Канады менеджер Джорджио Пантано разругался с отцом пилота, после чего Эдди Джордан наотрез отказался сажать итальянца в кокпит без очередного платежа – выбирать не пришлось.
В Монреале Тимо всего одну позицию проиграл в квалификации своему напарнику Нику Хайдфельду, а в стартовой толчее умудрился проскочить с 16-го места на десятое. Потом, правда, несколько соперников обогнали желтый Jordan, но итог все равно получился позитивным.
Это был весьма полезный опыт, но затем кокпит пришлось уступить законному обладателю. Услуги Тимо вновь потребовались лишь под конец сезона, когда деньги у Пантано закончились окончательно, но три финальных Гран При завершились одинаково: 15-м местом.
После этого карьера гонщика сделала крутой поворот: удалось договориться о выступлениях с одной из команд серии ChampCar. "Что поделать, если в Ф1 не было интересных вариантов", – рассказывал позже гонщик. За океаном он стал лучшим новичком по итогам года, поднялся на подиум в уже знакомом Монреале – но продолжать выступления в Америке не входило в планы пилота: в Формуле 1 о нём начали понемногу забывать.
К счастью, в то время только-только была создана серия GP2, и Глок устремился туда. Его первая команда, BCN, не тянула даже на звание середняка, но когда в середине 2006-го Тимо перешел в iSport, дела пошли на лад. Он соперничал в группе лидеров с Льюисом Хэмилтоном и Нельсоном Пике, порой обгоняя обоих.
Пилота взяли под крыло земляки из BMW. И когда летом попал в аварию Роберт Кубица, именно Глока называли главным кандидатом на его место. Однако, в итоге выбор пал на юного Себастьяна Феттеля. Глок же завоевал чемпионский титул в GP2, отлично провел тесты – и получил приглашение выступать за Toyota F1, причем контракт был подписан сразу на три года.
Первый полный сезон начался с аварии в Мельбурне, после чего гонщику ещё долго, несмотря на неплохую скорость, не удавалось заработать очки. Лишь с приходом лета дела пошли на лад: сначала Глок финишировал четвертым в Канаде, потом – вторым в Венгрии.
А на финальном Гран При Бразилии Тимо помимо собственной воли оказался в центре внимания. Оставшись на сликах под дождем, он отправился на финальный круг четвертым, но за пару сотен метров до финиша пропустил Льюиса Хэмилтона, что позволило гонщику McLaren стать чемпионом мира. Говорят, самому немцу тогда посоветовали покинуть Интерлагос в багажнике машины, чтобы избежать гнева торсиды, болевшей за Фелипе Массу.
Следующий 2009-й начался с четвертого места в Мельбурне, потом было третье в Малайзии ("Если бы ту гонку остановили под тропическим ливнем всего на круг позже – я стал бы победителем", – вздыхал Глок) и ещё череда неплохих выступлений. Однако отношения с командой стали портиться. Пилоту не нравилась излишне бюрократизированная атмосфера, созданная японскими менеджерами.
Не помогло даже второе место в Сингапуре: когда на квалификации в Японии Тимо попал в аварию (ту сессию он проводил с высокой температурой) и повредил ногу, его тут же "списали на берег", чтобы освободить место для Камуи Кобаяши. Немец обиделся и ушел, заявив, что все равно не собирался дальше выступать за Toyota. А вскоре команда прекратила свое существование.
Перед началом сезона 2010 года конкуренция за хорошие места в Формуле 1 была особенно высокой. Лучшее, что удалось Глоку – договориться с молодой командой Virgin. И вот тут-то, надо думать, Тимо чуть иначе взглянул на былые сложности в Toyota. Теперь у него в распоряжении была лишь бесконечно медленная красно-черная машина, бензобак которой оказался столь мал, что не оставлял шансов доехать до финиша.
Немец пытался изменить ситуацию к лучшему, просиживал часы на брифингах с инженерами, собирал данные, заправлял упрямую машину в повороты... За 2011-й и 2012-й годы он не финишировал в общей сложности всего пять раз! Но старая истина о том, что в Ф1 без денег нет результата, в очередной раз доказала свою правоту. Сложно представить, какие метаморфозы произошли с недавним призером Гран При, если теперь от 12-го места на финише он едва ли не пускался в пляс...
Когда в 2010-м в Формулу 1 пришли три новые команды, каждая из них постаралась усилить состав опытными гонщиками, имеющими высокие достижения. Но с каждым новым сезоном их количество снижалось. Ушел из HRT Тонио Лиуцци, покинул Caterham Ярно Трулли. Тимо держался до последнего. Но в итоге, после более чем прозрачных намеков от боссов Marussia, тоже решил расстаться с командой. А заодно и с Формулой 1.
Он вновь вернулся в стан BMW и теперь готовится утюжить трассы германского первенства DTM. И при этом наверняка не раз возвращается к событиям 2007 года. А что, если бы тогда на старт в Индианаполисе и впрямь выпустили его, а не этого мальчишку Феттеля?..