В 2001 году Ferrari завоевала меньше побед, чем в 2000-м, но новая машина Скудерии – F2001, была гораздо лучше предшественницы. Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло тоже выступали не хуже, чем раньше, но причиной ухудшения статистических показателей стало появление у Ferrari второго сильного соперника. Помимо традиционных конкурентов из McLaren-Mercedes, в 2001 году итальянцам противостоял ещё один англо-немецкий дуэт: Williams-BMW. Гонщики этой команды, Ральф Шумахер и Хуан-Пабло Монтойя, выступали на резине французского концерна Michelin, вернувшегося в Формулу 1, и одержали по ходу сезона четыре победы.
Тем не менее, F2001 была лучшей машиной чемпионата и одной из самых совершенных в истории Скудерии. Со своей предшественницей она имела не так много общего: это фактически новая модель, что отчасти продиктовано очередными корректировками регламента. Главной из них стало возвращение трекшн-контроля, из-за чего пришлось переделать трансмиссию и заднюю подвеску. Кроме того, правила 2001 года требовали размещать переднее крыло выше, чем раньше, и это привело к появлению антикрыла характерной конфигурации, средняя часть которого формой чем-то напоминала ложку. Наконец, масса машины в очередной раз была снижена – в частности, «похудевший» на пять килограммов двигатель V10 теперь весил всего 100 кг!
Благодаря всем этим изменениям F2001 стала не только быстрее предшественницы, но и менее требовательной к резине. К тому же, машина оказалась достаточно универсальной и хорошо выглядела на трассах всех типов. Правда, по мощности мотор Ferrari несколько уступал BMW, что на скоростных трассах всё же сказывалось. Но в конечном счёте Шумахер одержал более чем убедительную победу в чемпионате, заработав почти в два раза больше очков, чем ближайший из преследователей, Дэвид Култхард.
Ferrari F2001
Эйфория Ferrari после завоевания обоих титулов в 2000 году вскоре была омрачена голосами из Англии. Сразу после Гран При Малайзии, последней гонки 2000 года, исторические соперники команды и британские СМИ начинают твердить, как мантру, что если победить трудно, то оставаться на вершине – ещё труднее. Другими словами, Ferrari прервала серию неудач, длившуюся с 1979 года, и теперь пройдёт ещё несколько лет, прежде чем ей удастся повторить свой успех.
Но в Маранелло придерживались другого мнения. Ferrari 2001 года не только подтвердила этот уровень, но и улучшила результаты предыдущего сезона. Если в 2000 году главным фактором успеха признавали Шумахера, то в 2001-м заслугу в завоевании титула поровну разделили между собой немецкий чемпион и его машина, одна из лучших у Ferrari за все времена.
F2001 оказалась эффективна на трассах всех типов, как на самых быстрых, так и на уличных. Конструкторы Ferrari сумели лучше всех интерпретировать новые правила, введённые федерацией в 2001 году, минимизировав потери прижимной силы. По ходу сезона соперники пытались скопировать некоторые их решения, такие как переднее антикрыло характерной формы и подход к распределению веса. Тем не менее, им оказалось не под силу даже побеспокоить пилотов Скудерии. Такого успеха у Ferrari не было уже очень давно.
Результаты выступлений Ferrari F2001 в гонках Формулы 1
Несмотря на появление в Формуле 1 «третьей силы», Михаэль Шумахер вновь, как и в 2000 году, одержал девять побед, став четырёхкратным чемпионом мира. Рубенс Баррикелло на этот раз ни одного Гран При выиграть не смог, что и привело к небольшому ухудшению общих результатов Скудерии на фоне предыдущего года. Тем не менее, 11 поулов и 15 подиумов Ferrari в 17-и гонках говорят сами за себя.
Побед, однако, могло быть и больше, но Гран При Италии в Монце проходил 14-16 сентября, спустя всего несколько дней после террористической атаки на «башни-близнецы» в США. Это событие, не имевшее никакого отношения к автоспорту, оказало, однако, сильное влияние на всю команду и в особенности – на Михаэля Шумахера, который был совершенно деморализован. Второй удар последовал за день до гонки, когда на трассе Лаузицринг в Германии в страшную аварию попал Алессандро Дзанарди, ещё совсем недавно выступавший в Формуле 1. Полученные им травмы оказались столь тяжёлыми, что медикам пришлось ампутировать итальянскому пилоту обе ноги.
Так как титул к тому моменту Шумахер себе уже гарантировал, он даже подумывал отказаться от участия в Гран При, но в ответ Берни Экклстоун намекнул, что команда может быть дисквалифицирована. В итоге Михаэль и Ferrari всё же вышли на старт, но с машин были убраны все наклейки, а носовые обтекатели выкрашены в чёрный цвет. В гонке Баррикелло финишировал вторым, а Шумахер даже не пытался побороться за подиум, закончил гонку четвёртым и немедленно покинул автодром.
F2001 оказалась так хороша, что в Скудерии позволили себе даже использовать её в первых гонках 2002 года, пока новая модель проходила последние испытания. В Австралии пилоты Ferrari заняли первый ряд на старте, причём поул заработал Баррикелло. В гонке, однако, бразилец сошёл после столкновения с Ральфом Шумахером, в то время как старший из братьев победил. В Малайзии на поуле уже был Михаэль, но столкнулся с другой машиной Williams, которую пилотировал Монтойя, после чего вынужден был ехать в боксы на замену носового обтекателя и в конечном итоге финишировал третьим. В Бразилии Шумахер выступал уже на новой машине, а Баррикелло – на старой, но в своей домашней гонке опять не смог добраться до финиша.
Год | Гран При | Стартов | Поулов | Побед | Лучший результат |
2001 | 17 | 34 | 11 | 9 | 1 |
2002 | 3 | 5 | 2 | 1 | 1 |