Гонка #384: 14 августа 1983 года. Гран При Австрии. Остеррайхринг |
|
Поул | Патрик Тамбэ (Ferrari) – 1:29,871 (238,021 км/ч) |
Лучший круг | Ален Прост (Renault) – 1:33,961 (227,660 км/ч) |
Победитель | Ален Прост (Renault) – 1:24:32,745 (223,495 км/ч) |
После очень странного и печального сезона 1982 года в 1983-м зрители, наконец, увидели нормальный чемпионат мира – без масштабных скандалов, бойкотов и отмен Гран При. Что ещё важнее, в отличие от предыдущего чемпионата, во время которого погибли Жиль Вильнёв и Риккардо Палетти, а лидировавший в чемпионате Дидье Пирони сломал ноги и досрочно завершил карьеру, в 1983-м обошлось без жертв и серьёзных травм.
Во многом это произошло благодаря запрету граунд-эффекта – теперь в правилах было написано, что машина должна иметь плоское днище. Скорости в поворотах заметно упали, командам пришлось искать новые пути повышения прижимной силы, и на первый план вышла мощность мотора. Как следствие, турбодвигатели всё больше доминировали.
В Австрию Формула 1 приехала ближе к концу сезона – это был 11-й этап из 15-ти. В личном зачёте уверенно лидировал Ален Прост, выступавший за Renault, его главными преследователями были Нельсон Пике из команды Brabham, на машинах которой стояли турбомоторы BMW, и новая пара пилотов Ferrari, Патрик Тамбэ и Рене Арну. Определённые шансы отстоять титул имел и Кейо Росберг, но в целом машины Williams, по-прежнему использовавшей атмосферные Ford Cosworth DFV, уступали в скорости конкурентам с турбомоторами.
Именно на австрийском Гран При было объявлено о подписании контракта между Williams и Honda. Причём Патрик Хед приложил максимум усилий, чтобы японские двигатели с турбонаддувом появились на машинах Williams уже в этом году – и в конце концов на последнем Гран При сезона ему это удастся. Впрочем, McLaren их опередила: свой последний Гран При с Cosworth DFV Ники Лауда провёл в Австрии. Уже начиная со следующей гонки на его машине будет стоять турбированный двигатель Porsche под брендом TAG.
Конечно, австрийские болельщики, заполонившие трибуны Остеррайхринга, предпочли бы, чтобы их любимец выступал на машине с турбомотором уже на домашнем этапе, но они и без этого были счастливы видеть Лауду на трассе. Перед Гран При им был обещан ещё один "свой" гонщик: руководитель команды ATS Гюнтер Шмид заявил, что на старт Гран При Германии и Австрии в дополнение к машине Манфреда Винкельхока он выставит ещё одну, за руль которой сядут сначала немец Штефан Беллоф, а затем австриец Йо Гартнер.
Всё это, однако, оказалось пустыми разговорами. Более того, когда Винкельхок в Германии не смог преодолеть барьер квалификации, он весьма откровенно высказал прессе всё, что думает о предоставленной ему технике и ситуации в ATS. Шмид обиделся и потребовал извинений. Манфред извиняться отказался и был немедленно уволен! Но когда Шмид обратился к Беллофу, тот не принял его предложение, опасаясь за свою репутацию. Шмиду пришлось просить Винкельхока забыть обиды и вернуться в команду, на что тот благосклонно согласился.
Квалификация прошла спокойно и предсказуемо: на быстрой австрийской трассе машины с турбомоторами доминировали, заняв 13 (!) первых мест на стартовой решётке. Первый ряд стартового поля достался пилотам Ferrari – поул завоевал Тамбэ, опередивший Арну всего на 0,064 секунды. Найджел Мэнселл на Lotus уступил им полсекунды, но опередил Пике (Brabham), Проста (Renault) и своего напарника Элио де Анжелиса. Винкельхок оказался 13-м. Он мог бы подняться и выше, если бы не отказавший мотор BMW.
Обладателям DFV осталось лишь распределять между собой места в нижней половине таблицы – лучшим из них оказался Лауда, показавший 14-е время и опередивший Росберга. Трём пилотам с такими моторами пройти квалификацию не удалось – это Рауль Боэзель на Ligier, Джонни Чекотто на Theodore и Кенни Эйксон на RAM.
Старт уверенно выиграл Тамбэ, а вот Арну пришлось отражать атаки отлично ускорившегося Пике, но француз смог отстоять вторую позицию. За их спинами Мэнселл сдержал Проста и Патрезе. В середине пелотона Элио де Анжелис на Lotus столкнулся с Бруно Джакомелли и сошёл, в то время как пилот Toleman смог добраться до боксов, но там тоже остановился из-за повреждённого радиатора.
До окончания первого круга произошло ещё одно столкновение: гонщик Osella Пьеркарло Гиндзани вышел из первой шиканы бок о бок с Жаком Лаффитом (Williams) и Марком Зурером (Arrows). Машинам, разумеется, не хватило места, в итоге Лаффит столкнулся с Зурером. Arrows развернуло поперёк трассы, она задела Tyrrell Дэнни Салливана. Увидев это, Коррадо Фаби на второй Osella замедлился, но это стало сюрпризом для Уотсона на McLaren, и между машинами тоже произошло столкновение. В результате Салливан и Зурер сошли, а остальные продолжили движение с различными повреждениями.
Уже на втором круге сошёл Toleman Дерека Уорика – отказала турбина. На восьмом Микеле Альборето на Tyrrell пошел в рискованную атаку на Йохансона, но после контакта обе машины оказались за пределами трассы. Spirit-Honda шведа, однако, почти не пострадала, с некоторой помощью маршалов он вернулся в гонку, а вот Альборето сошёл, поскольку на его машине была погнута подвеска.
В группе лидеров пока всё стабильно, лишь Мэнселл потерял две позиции, пропустив сначала Проста, а потом Патрезе. Отрывы невелики: возглавлявший гонку Тамбэ опередил Renault Эдди Чивера, занимавшего седьмое место, всего на 7 секунд. На 16-м круге Прост атаковал Пике, машины столкнулись, и хотя Ален вышел вперёд, уже в следующем повороте бразилец восстановил статус-кво.
На 22-м круге в ход борьбы за победу неожиданным образом вмешался пилот Ligier Жан-Пьер Жарье. Француз проигрывал своим соотечественникам круг, но когда Тамбэ попытался его опередить, тот заблокировал Патрика, и вперёд вышел Арну. Более того, этим тут же воспользовался и Пике, также опередивший Ferrari! Тамбэ оставалось лишь жестами высказывать своё недоумение Жарье – две позиции были потеряны. Именно в этот момент Джеймс Хант, который в то время вёл телетрансляции гонок вместе с Марри Уокером, в своей типичной прямолинейной манере назвал Жарье «умственно неполноценным».
В конце круга Прост свернул на пит-лейн для смены шин, вернувшись на трассу седьмым. Вскоре в боксах остановился Эдди Чивер, пропустив Чезариса, Проста и Мэнселла. На 28-м круге провёл пит-стоп и Арну – он вернулся на трассу третьим, а Патрезе – шестым. Прост благодаря этому поднялся на пятое место и продолжал нагонять Alfa Romeo де Чезариса.
На 31-м круге Пике слегка ошибся в шикане, выехав одним колесом на траву и потеряв скорость. Тамбэ попытался воспользоваться этим, атаковал и вышел вперёд, но уже в конце круга был вынужден свернуть на пит-лейн и сойти – отказало зажигание! Кругом спустя сошел и Патрезе – пилота Brabham подвёл двигатель.
Наконец, на 32-м круге в боксы заехал и Пике. Механики сработали отлично, и Нельсон вернулся на трассу лидером, прямо перед носом Арну! Но шины на его Brabham были ещё холодными, так что француз тут же атаковал, но безуспешно. Нельсон отстоял первую позицию и, казалось, ничто уже не может помешать ему на пути к победе. В это же время сошел де Чезарис – из-за ошибки команды у итальянца неожиданно кончилось топливо, хотя до финиша оставалось ещё 20 кругов…
Но с машиной Пике тоже не всё в порядке – двигатель перегревался. Чтобы дотянуть до финиша, бразилец сбросил скорость, и его тут же догнали Арну и Прост. Спустя ещё несколько кругов произошло неизбежное: сначала Рене, а затем и Ален опередили Brabham. Теперь победить должен был либо гонщик Ferrari, либо Renault, но кто именно окажется на финише первым?
Хотя Арну лидировал, скорость Проста была явно выше. Он преследовал Ferrari практически вплотную, пока не предпринимая попыток обгона, но на 48-м круге в шикане Ален провёл буквально кинжальную атаку и вышел вперёд! Арну сразу отстал от соперника – всего за три круга отрыв вырос до трёх секунд. В итоге Прост выиграл Гран При Австрии, и это была уже его четвёртая победа в сезоне.
Арну финишировал вторым, в семи секундах позади, но ему ещё повезло: через 300 метров после белой линии мотор на его Ferrari взорвался! Также на подиум поднялся Пике. К концу гонки темп бразильца упал, так что он с трудом опередил Эдди Чивера. Мэнселл проиграл Просту круг, но занял пятое место. Единственным пилотом с двигателем DFV, который смог заработать очки в этой гонке, стал Ники Лауда – он финишировал шестым, в двух кругах от лидера.
Эту победу Проста называли одной из самых красивых (на тот момент) в карьере. Француза нередко обвиняли в том, что он ведёт борьбу слишком прагматично, предпочитая не рисковать лишний раз ради победы, если есть возможность спокойно финишировать на подиуме. Но его борьба с Арну за первое место и яркий обгон доказали, что Ален умеет сражаться в любой ситуации.
В личном зачёте Прост уже на 14 очков опережал Пике, а до финиша оставалось всего четыре гонки. Ален, тем не менее, постоянно жаловался на темпы модернизации машины и, главное, мотора – у Renault было слишком мало технических новинок. Французы считали, что титул в кармане, по всей стране появились тысячи плакатов с надписями «Allez Alain!» Как вскоре выяснится, радоваться было рано…