Гонка #547: 24 октября 1993 года. Гран При Японии. Сузука |
|
Поул | Ален Прост (Williams) – 1:37,154 (217,288 км/ч) |
Лучший круг | Ален Прост (Williams) – 1:41,176 (208,650 км/ч) |
Победитель | Айртон Сенна (McLaren) – 1:40:27,912 (185,612 км/ч) |
В 1993-м правила почти не изменились, но перемен было более чем достаточно. В межсезонье многие гонщики сменили место работы – сохранили свои места всего семь пилотов. Главным изменением стало возвращение в чемпионат Алена Проста – он подписал контракт с Williams. Узнав об этом, действующий обладатель титула Найджел Мэнселл предпочёл покинуть Формулу 1 и перейти в IndyCar – никакого желания вновь сотрудничать с Простом, который в 1990-м разгромил его в Ferrari, у британца не было.
Так как контракт с Риккардо Патрезе продлён не был (итальянец отправился в Benetton, где стал напарником Михаэля Шумахера), Фрэнку Уильямсу пришлось искать нового пилота – и он нашёл его в лице Дэймона Хилла, сына двукратного чемпиона мира Грэма Хилла. Это известие очень расстроило Айртона Сенну, который рассчитывал заполучить быстрейшую машину. Ему ничего не оставалось, как остаться в McLaren, но бразилец всё же надеялся, что его пригласят в Williams, поэтому весь год подписывал контракт на каждый Гран При в отдельности.
К тому моменту, как Айртон сообщил Рону Деннису, что остаётся, у того уже были подписаны контракты с двумя новыми гонщиками, Майклом Андретти (сыном чемпиона 1978 года Марио Андретти) и Микой Хаккиненом. В итоге Хаккинену пришлось отправиться в резерв почти до конца сезона – и лишь за три гонки до финиша, когда контракт с Андретти был разорван досрочно, финну всё же удалось сесть за руль.
Из-за сложной экономической ситуации прекратили существование сразу четыре команды – March, Fondmetal, Brabham и Andrea Moda. Новая появилась только одна – Sauber. В результате в заявочном листе оказалось лишь 26 машин – ровно столько, сколько в предыдущие годы выходило на старт. Это должно было привести к исчезновению квалификационного барьера, но не привело – теперь было решено допускать на старт только 25 машин.
Главными пострадавшими от этого нововведения оказались пилоты слабейшей из команд, BMS Scuderia Italia, Микеле Альборето и Лука Бадоер. Один из них регулярно оказывался за пределами квалификационного барьера – и, как ни странно, чаще это был Альборето. Уже по ходу сезона лимит увеличили до 26-и машин, но это не спасло Scuderia Italia – на предпоследний этап чемпионата, Гран При Японии, команда не приехала, прекратив выступления в Формуле 1.
На стартовой решётке в Сузуке произошли и другие изменения. Но если дебюты Жан-Марка Гунона в Minardi и Тошио Сузуки в Larrousse остались практически незамеченными, то вот североирландский новичок Jordan Эдди Ирвайн сразу привлёк к себе внимание. Уже тем, что в первой же квалификации опередил своего напарника Рубенса Баррикелло! Эдди показал восьмое время, в то время как Рубенс – только 12-е, правда, Ирвайн пришёл из японской Формулы 3000, так что хорошо знал трассу.
Поул завоевал Прост – 13-й в сезоне, 33-й и последний в карьере. Отрывы были невелики – Сенна уступил 0,130 секунды, Хаккинен 0,162, Шумахер 0,376. Даже Герхард Бергер на Ferrari уступил Алену менее полсекунды. А вот для Хилла квалификация сложилась неудачно, он отстал более чем на секунду. У Алези дела шли ещё хуже – в субботу он не смог проехать ни одного быстрого круга, так что на старте оказался только 14-м, более чем в двух секундах позади лидера.
Обладатель титула уже был известен – Прост гарантировал себе победу в чемпионате после предыдущего этапа. Фактически, он стал почти недосягаем ещё раньше, когда выиграл семь из десяти первых Гран При. Однако после этого француз несколько расслабился, и четыре гонки подряд не мог одержать победы – они достались Хиллу (трижды) и Шумахеру. Благодаря этому неожиданно разгорелась борьба за второе место в личном зачёте, хотя в середине сезона казалось, что претендент на него только один – Сенна.
На старте колёса на машине Проста провернулись, Сенна вышел вперёд, а третье место сохранил Хаккинен. На четвёртое поднялся Бергер, а на пятое – Ирвайн. Пилот Jordan великолепно стартовал, опередив множество быстрых машин, включая Шумахера и Хилла. Михаэль, впрочем, вернул себе позицию уже через два круга, но затем застрял за Бергером. Ещё через несколько минут Ирвайна прошёл и Хилл, а на 10-м круге, воспользовавшись борьбой Бергера и Шумахера, опередил немца.
Теперь Хилл пытался обогнать Ferrari, а Шумахер позади угрожал его позициям. Однако Герхард уже тогда был большим мастером обороны. Кругом спустя Хилл пошёл в атаку в 130R. Бергер отбил её, но Дэймон продолжил атаковать в шикане. Герхард перекрыл ему оптимальную траекторию, сместившись на торможении внутрь поворота, Хиллу пришлось резко замедлиться, что стало сюрпризом для Шумахера. Машины столкнулись, и если Williams смогла продолжить гонку, то Benetton замерла на обочине со сломанной подвеской.
На 12-м круге Хилл всё же получил оперативный простор – но только благодаря тому, что Бергер отправился в боксы за новыми шинами. Вскоре провёл пит-стоп и Сенна, отдав лидерство Просту. А на 18-м круге пошёл дождь. Поначалу небольшой – пилоты продолжали ехать на сликах, а Сенна стремительно догонял Проста, а затем и опередил его. Но к 20-му кругу дождь усилился, и пилотам пришлось отправиться в боксы за дождевой резиной.
Пока шёл дождь, Сенна быстро отрывался от Проста. Но спустя 10 кругов он закончился, и трасса начала подсыхать. Некоторые пилоты снова поставили слики, другие оставались на дождевой резине, что привело к некоторому хаосу. Сенна предпочёл не заезжать в боксы – его отрыв от Проста составлял 30 секунд.
А вот Дэймон Хилл всё же решился вернуться на слики и после своего пит-стопа оказался прямо перед Сенной (в круге позади). Пилот Williams упорно не хотел пропускать трёхкратного чемпиона, и пока Айртон пытался справиться с ним, сзади к этой паре подобрался Ирвайн, ранее пропустивший Сенну на круг. Увидев, что его темп выше, чем у пары дуэлянтов, Эдди, недолго думая, вновь опередил трёхкратного чемпиона мира!
Обогнав Сенну, Ирвайн занялся Хиллом, а Айртон ехал позади, уступая стремительно догонявшему его Просту одну секунду за другой. К 38-му кругу преимущество бразильца сократилось до 15 секунд – с таким темпом Прост неизбежно догнал бы Сенну до финиша. Спустя ещё пару кругов Ирвайн всё же пропустил McLaren лидера.
К 40-му кругу трасса почти высохла, и пилоты вынуждены отправиться в боксы за сликами. Провели пит-стопы Прост и Ирвайн, а затем и Сенна. Так как Прост также попал в трафик, отрыв снова вырос – Айртон лидировал с преимуществом в 24 секунды. Тем временем Ирвайн догнал Arrows Дерека Уорика, но попытка обгона закончилась столкновением и разворотом обеих машин. Jordan при этом осталась на трассе, так что Ирвайн смог продолжить гонку, а Уорик сошёл.
Ошибались, впрочем, не только дебютанты – на последних кругах произошла целая серия аварий и вылетов, в результате которых сошли Патрезе, Лами и Брандл. Перед этим Мартин проехал самый быстрый круг в гонке, но на самом последнем круге его результат всё же превзошёл Прост. Это был 41-й и последний лучший круг в карьере француза.
На самом последнем круге Ирвайн вновь догнал опережавшего его на круг Сенну, и снова обогнал бразильца – правда, на этот раз Айртон уже особенно не сопротивлялся, так как уже начал приветствовать зрителей на трибунах. На финише он опередил Проста на 11 секунд, Хаккинена – на 26, а Хилла – почти на полторы минуты.
Однако после финиша выяснилось, что трёхкратный чемпион мира настроен в отношении Эдди отнюдь не благодушно. Уже на послегоночной пресс-конференции он раскритиковал действия ирландца, а затем (как говорят – с подачи своего приятеля Бергера) ворвался в моторхоум Jordan, чтобы высказать свои претензии молодому гонщику лично. Его сопровождали взволнованные сотрудники McLaren, в том числе гоночный инженер бразильца Джорджио Асканелли и пресс-атташе команды Норман Хауэлл.
«Что, по-твоему, ты делал?» – спросил разъярённый бразилец.
«Я гонялся», – спокойно ответил ему Ирвайн.
«Ты гонялся? А ты знаешь правило, что должен пропустить лидера, когда отстаёшь на круг?»
«Если бы ты был достаточно быстр, проблем бы не было», – парировал Эдди.
«Ты хотел хорошо выступить, я понимаю. Но это непрофессионально...» – пытался вразумить дебютанта Сенна.
«Но я остался бы позади тебя, если бы ты опередил Хилла!»
«Ты три раза едва не врезался в Хилла, мы могли все трое сойти, так нельзя делать!» - настаивал Сенна.
«Но я вёл свою гонку! Я гонялся!» – упорно твердил Эдди.
Наконец, Сенна не выдержал, обозвал Ирвайна идиотом и попытался его ударить. О том, насколько попытка удалась, бытуют разные мнения, но опиравшийся на стол Ирвайн грохнулся на пол, а Айртона схватили и увели изумлённые коллеги. Через несколько минут о произошедшем знал весь паддок. Спустя несколько недель инцидентом занялась FIA и в конечном итоге наказала бразильца условной дисквалификацией на два Гран При.
В тени этого скандала осталось много знаковых событий. К примеру, первый подиум в карьере Мики Хаккинена (он финишировал третьим), первые (и единственные) очки Jordan в том сезоне. Даже яркий дебют самого Ирвайна, который в своей первой же гонке в Формуле 1 после блестящего пилотажа смог заработать очки, финишировав шестым, сегодня мало кто вспоминает. Гран При Японии 1993 года так и остался навсегда «гонкой, после которой подрались Сенна и Ирвайн».