Гонка #429: 13 июля 1986 года. Гран При Великобритании. Брэндс-Хэтч |
|
Поул | Нельсон Пике (Williams) – 1:06,961 (226,179 км/ч) |
Лучший круг | Найджел Мэнселл (Williams) – 1:09,593 (217,625 км/ч) |
Победитель | Найджел Мэнселл (Williams) – 1:30:38,471 (208,862 км/ч) |
Начиная ещё с середины шестидесятых Гран При Великобритании поочерёдно принимали у себя два автодрома – Брэндс-Хэтч и Сильверстоун. В 1986 году настала очередь Брэндс-Хэтч (на самом деле в 1983-м и 1985-м Формула 1 тоже сюда приезжала – здесь проходил Гран При Европы). Автодром был достаточно скоростным и потому опасным – к примеру, на предыдущем национальном Гран При тут сломал ноги Джонни Чекотто, после чего вынужден был навсегда уйти из Формулы 1.
Начало событиям 1986 года было положено, по сути, уже в конце 1985-го, когда пилоты Williams Найджел Мэнселл и Кеке Росберг выиграли три финальные гонки сезона. В 1986-м Росберг перешёл в McLaren, сменив завершившего карьеру Лауду, а за руль второй Williams сел Пике, но суть осталась прежней: гонщики команды Фрэнка Уильямса навязали очень серьёзную борьбу McLaren. В четырёх предыдущих гонках Мэнселл смог одержать три победы, благодаря чему опередил Айртона Сенну в чемпионате и почти догнал Проста!
Сам Фрэнк, правда, вынужден был наблюдать за успехами своей команды по телевизору: в начале марта он попал в автокатастрофу и из-за перелома позвоночника навсегда остался прикован к инвалидному креслу. Британский Гран При оказался первым, на который Уильямс смог приехать лично, что, конечно, вызвало большое воодушевление в его команде.
С нетерпением ждали британский Гран При и в Ligier. Именно здесь французский ветеран Жак Лаффит должен был превзойти казавшийся вечным рекорд Грэма Хилла по числу стартов за карьеру – 176. В команде надеялись отметить это событие хорошим результатом. Конечно, Жак не претендовал на титул, но, тем не менее, выступал очень неплохо – по ходу сезона он уже дважды поднимался на подиум.
В 1986 году в распоряжении гонщиков были самые мощные моторы в истории Формулы 1 – некоторые развивали до 1350 лошадиных сил! Правда, только в квалификации – в гонке из соображений экономии топлива давление наддува ограничивалось, и мощность падала почти вдвое. Тем не менее, в квалификации пилотам удавалось достигать умопомрачительных скоростей.
В квалификации пилотам Williams на машинах с моторами Honda не было равных – Нельсон Пике завоевал поул, Мэнселл уступил ему 0,438 секунды. Ещё примерно десятую проиграл Пике его соотечественник (и злейший враг) Айртон Сенна на Lotus. Четвёртое время, показал молодой австриец Герхард Бергер, выступавший за Benetton – так теперь называлась команда, ранее известная как Toleman. На его машине стоял мотор BMW – самый мощный в то время, но надёжность к его достоинствам не относилась.
Гонщики McLaren оказались лишь на третьем ряду стартового поля – Росберг пятый, Прост шестой. При этом финн уступил Пике полторы секунды, а француз – более двух. Но никто из их соперников, конечно же, не обольщался – моторы Porsche были не так мощны в квалификации, зато хороши и, главное, надёжны в гонках. После схода на первом этапе сезона в Бразилии Прост финишировал в семи Гран При подряд и в шести из них поднимался на подиум. Правда, на этот раз Ален остался крайне недоволен новыми шинами, которые привезла в Англию компания Goodyear. Однако почти все его прямые конкуренты, кроме Бергера, использовали такие же – в Benetton сотрудничали с Pirelli.
В воскресенье на трибунах собрались 110 тысяч зрителей, предвкушавших успех английской команды и английского пилота – до сих пор в Брэндс-Хэтч на счету британцев была всего одна победа, и не на национальном Гран При, а на Гран При Европы. Одержал её всего год назад Найджел Мэнселл. Именно на него болельщики возлагали свои надежды и на этот раз.
Однако старт для Мэнселла прошёл просто ужасно: он отлично среагировал на сигнал светофора, но КПП заклинило на первой передаче, и Найджел начал терять одну позицию за другой. Хуже того – проблемы с коробкой почти наверняка означали для англичанина сход.
Тем временем в глубине пелотона перед первым поворотом Тьерри Бутсен потерял контроль над своей Arrows, задел стену, после чего его машину выбросило обратно на трассу. Пытаясь избежать столкновения с ним, Стефан Йохансон резко принял вправо, что заставило повернуть направо и Жака Лаффита, который оказался рядом. В результате Йохансон смог проехать по траве мимо отбойника, а вот Лаффит на полной скорости и под прямым углом врезался в рельс безопасности.
Машина Бутсена оказалась прямо на траектории других пилотов, что привело к целой серии столкновений. Трасса оказалась полностью заблокирована, и гонку пришлось остановить (правда, по ошибке маршалы показывали чёрный флаг вместо красного). Хотя разбитых машин было не менее десятка, все пилоты смогли самостоятельно покинуть кокпиты – кроме Лаффита. После сильнейшего удара он оставался в своей машине и явно не мог вылезти самостоятельно.
Всё это произошло в непосредственной близости от боксов, однако первым доктором на месте аварии оказался… Джонатан Палмер. Пилот Zakspeed, также ставший жертвой завала, увидев, что француз нуждается в помощи, вспомнил о своей гражданской профессии и тут же пришёл к нему на помощь. Тут же выяснилось, что жизни Лаффита ничего не угрожает, но его ноги серьёзно пострадали. К тому же, он оказался зажат в кокпите. Лишь когда подоспели штатные медики (среди них был и профессор Сид Уоткинс), Палмер оставил Жака и побежал в боксы.
Торопиться, впрочем, было некуда: поскольку операция по извлечению Лаффита заняла очень много времени, повторный старт пришлось отложить на полтора часа. Задержка вызвана ещё и тем, что медицинский вертолёт, на котором Лаффита отправили в больницу, на трассе был только один, и пришлось ждать его возвращения. Это сыграло на руку Мэнселлу – ему позволили выйти на старт на запасной машине. Правда, она была подготовлена для Пике, но инженеры даже успели внести в настройки некоторые коррективы.
Дирекция решила начать гонку заново – пилотам предстояло преодолеть все 75 изначально намеченных кругов. Это означало, что машины можно дозаправить и сменить резину, а стартовый порядок будет соответствовать итогам квалификации, с учётом того, что для четверых борьба уже закончилась. Среди них Кристиан Даннер, так как запасную машину Arrows забрал Бутсен, оба гонщика Osella, у которых попросту не было запасных машин, и, конечно же, Лаффит.
Второй старт прошёл гораздо спокойнее первого: Пике сохранил лидерство, Мэнселл остался вторым, а Бергер смог опередить Сенну. Уже по ходу первого круга Бергер в повороте Hawthorn обогнал и Мэнселла, поднявшись на второе место, и даже какое-то время угрожал Пике. Однако на дистанции скорость Benetton оказалась ниже, чем Williams, так что спустя два круга Мэнселл вернул себе вторую позицию в том же повороте и умчался вперёд.
Бергер, в свою очередь, оторвался от Сенны, а тому всерьёз угрожал Прост. Разделявший их Кеке Росберг сошёл уже на восьмом круге из-за отказа коробки передач. Однако обогнать Айртона Прост так и не успел, так как уже на 18-м круге вынужден был заехать в боксы для смены шин.
Мэнселл долгое время держался примерно в полутора секундах за своим напарником. Однако на 21-м круге сократил отставание до полусекунды, продемонстрировав, что намерен побороться с ним за победу. На 23-м круге Найджел атаковал Пике (снова в Hawthorn) и возглавил гонку. Бразилец ничего не смог с этим поделать – темп Мэнселла уже был выше.
В этот же момент Бергер сошёл – отказала электрика. Вынужден был завершить гонку из-за проблем с дросселем и Алан Джонс. Австралийский ветеран, чемпион 1980 года, ненадолго вернулся в Формулу 1 и выступал за американскую Team Haas, но эта команда к современной нам команде Haas не имеет никакого отношения. На 27-м круге в боксы за свежей резиной заехал Сенна, но так и остался в расположении команды из-за отказа коробки передач.
На 30-м круге Пике заехал на пит-стоп. Остановка длилась 9 секунд, но бразилец вернулся на трассу вторым. Спустя два круга отправился в боксы и Мэнселл. Его обслужили чуть медленнее, за 9,5 секунды, но Найджел успел выехать с пит-лейн за секунду до того, как мимо выезда пронёсся Нельсон. Однако шины англичанина ещё были холодными, и Пике тут же бросился в атаку. На протяжении целого круга он беспрестанно пытался обогнать напарника то в одном повороте, то в другом, но Мэнселл продемонстрировал великолепное умение обороняться.
Борьба за победу на этом, по сути, оказалась закончена. Пике ещё какое-то время помаячил в зеркалах Мэнселла, но в итоге вынужден был смириться со вторым местом. На третье после пит-стопов Альборето и Арну поднялся Прост – и сохранил его несмотря на ещё одну остановку в боксах. Правда, машинам Williams он проиграл круг. На четвёртую позицию (также с двумя пит-стопами) выбрался Арну. Пятое место почти до самого конца гонки занимал Дерек Уорик, но на последнем круге его опередили пилоты Tyrrell Мартин Брандл и Филипп Стрейфф. Причём для Стрейффа это были первые очки сезона.
Мэнселл выиграл вторую гонку в Брэндс-Хэтч за девять месяцев, и несмотря на то, что после финиша оказался совершенно вымотан, не скрывал своей радости. На лицах двух других гонщиков на подиуме счастья заметно не было. Прост потерял лидерство в чемпионате – хуже того, четвёртая победа Мэнселла в пяти последних гонках превратила англичанина в очевидного фаворита.
Что касается Пике, то жёсткая оборона со стороны напарника после пит-стопа ему очень не понравилась. Нельсон считал себя лидером Williams и полагал, что команда должна была ему помогать. Однако Патрик Хэд придерживался другого мнения: с его точки зрения, своими победами Мэнселл заслужил право тоже попробовать побороться за титул. Это внутреннее противостояние, наметившееся именно в Брэндс-Хэтч, впоследствии приведёт к совершенно невероятной концовке сезона. Однако победа Мэнселла пришла очень вовремя – больше гонки Формулы 1 на этой трассе не проводились, так что Найджел так и остался единственным англичанином, побеждавшим тут на национальном Гран При.
Жак Лаффит в это время уже лежал на операционном столе. Обследование выявило у него восемь переломов: пять костей таза и три – ног. Он смог поправиться и даже продолжал выступать в автогонках, но в Формулу 1 больше никогда не вернулся. Что касается рекорда, то с одной стороны, он выходил на старт того Гран При, с другой – после завала формально гонка началась заново, а на втором старте его не было. Поэтому на счету Лаффита так и осталось 176 стартов (в некоторых справочниках – 174, так как в начале карьеры по разным причинам он ещё дважды не выходил на повторные старты). Рекорд Грэма Хилла устоял.