Гонка #473: 4 июня 1989 года. Гран При США. Финикс |
|
Поул | Айртон Сенна (McLaren) – 1:30,108 (151,738 км/ч) |
Лучший круг | Айртон Сенна (McLaren) – 1:33,969 (145,503 км/ч) |
Победитель | Ален Прост (McLaren) – 2:01:33,133 (140,606 км/ч) |
В начале 80-х годов американских этапов в календаре чемпионата мира было хоть отбавляй – доходило до трёх гонок Формулы 1 в США за сезон. Места проведения при этом часто менялись – Уоткинс-Глен, Лонг-Бич, Лас-Вегас, Детройт, Даллас… Но после 1982 года всё изменилось.
Американские этапы Формулы 1 пользовались у зрителей достаточно большой популярностью, вероятно, организаторы с радостью принимали бы Гран При и дальше, но за дело взялся Берни Экклстоун, с каждым годом выставляющий трассам всё более жёсткие финансовые требования. И если европейские трассы старались сохранить у себя Гран При, американцам зачастую проще было отказаться.
Дольше других держался Детройт – именно здесь проходил единственный американский Гран При с 1985 по 1988 годы (официально он назывался не Гран При США, а Гран При Детройта). Но после очередного повышения взноса за проведение гонки в октябре 1988-го власти города от Формулы 1 отказались.
Экклстоуну пришлось срочно искать замену, сохранить американский этап было важно – американский рынок имел большое значение для многих спонсоров. В то же время власти Финикса, столицы штата Аризона, искали возможность увеличить узнаваемость и популярность своего города у иностранных туристов и готовы были за это платить. Интересы совпали и 13 января городские власти одобрили пятилетний контракт на проведение гонок Формулы 1.
В отличие от Детройта, этап в Финиксе получил статус национального Гран При и был немедленно включён в календарь. Гонку назначили на 4 июня. Уже тогда было ясно, что дата не самая удачная – в пустынном климате Аризоны в это время, как правило, ужасная жара. Но других свободных мест в календаре к тому моменту уже не осталось, тем более что американский этап оказался в середине североамериканского турне – между гонками в Мексике и Канаде.
Разумеется, о строительстве автодрома речи не шло – трассу, как обычно в США, проложили прямо по улицам. Конфигурация получилась не слишком интересной – в подавляющей части случаев гонщикам приходилось преодолевать однообразные 90-градусные повороты, хотя трасса всё же была шире, чем в Далласе или Детройте. Асфальт также никто обновлять не собирался – приехав на этап, команды обнаружили грязное и неровное покрытие.
Впрочем, всё это было ерундой по сравнению с «открытием» четверга – во время первой же гонки поддержки, Атлантической серии, с одного из канализационных люков сорвало крышку! К счастью, никто не пострадал. В районе 10-го поворота начало сыпаться покрытие – ночью организаторы укрепили его с помощью быстросохнущего цемента, что сделало трассу в этом месте ещё более пыльной и неровной, но в конечном итоге цемент до конца уик-энда продержался.
В 1989 году вступил в силу запрет на турбомоторы, что привлекло в чемпионат много новых команд и пилотов. Далёкий Гран При США тоже не стал исключением – заявочный лист включал 39 пилотов! Но на старт могло выйти только 26. Девятерых пришлось отсеять в предварительной квалификации, ещё четырёх – в основной.
В субботу произошло знаковое событие – пилот McLaren Айртон Сенна завоевал пятый поул подряд и 34-й в карьере, побив предыдущий рекорд Формулы 1, установленный Джимом Кларком в 1968 году. Второе время, как обычно, показал Прост, уступив напарнику 1,4 секунды.
Ситуация для Алена складывалась неприятная – в четырёх первых гонках сезона он ни разу не смог победить, хотя неизменно добирался до финиша, а на счету Сенны было уже три победы. К тому же, в субботу Прост попал в серьёзную аварию, в которой монокок его машины треснул, и французу пришлось пересесть в запасную машину, подготовленную для Сенны. Тем не менее, после квалификации Ален не скрывал уверенности в победе – он, как обычно, предпочёл использовать гоночные настройки и не сомневался, что они у него лучше, чем у Сенны.
Некоторой неожиданностью квалификации стало третье время Алессандро Наннини на Benetton, который опередил Ferrari Найджела Мэнселла. Ещё больший сюрприз – пятый результат Мартина Брандла на Brabham и шестой – Алекса Каффи на Dallara команды BMS. Ещё один гонщик Ferrari, Герхард Бергер, оказался восьмым – австриец ещё не до конца оправился от тяжелейшей аварии в Имоле. Пилоты Williams, Риккардо Патрезе и Тьерри Бутсен, провалились, показав только 14 и 16 время.
В квалификации выяснилось, что предварительные расчёты скорости неверны. Из-за бесконечных 90-градусных поворотов и скользкого покрытия трек оказался гораздо медленнее, чем ожидалось – на 10-15 секунд. Это означало, что при запланированном 81 круге гонки пилоты не уложатся в двухчасовой лимит. Организаторы предложили сократить дистанцию до 70 кругов, но на это должны были согласиться все команды. И они согласились – кроме одной. Кен Тиррелл ставить подпись под документом отказался.
Как и ожидалось, в воскресенье в Финиксе стояла ужасающая жара – до 38 градусов! Возможно, поэтому на трибунах собралось лишь немногим больше 30 тысяч болельщиков (педантичные организаторы подсчитали, что их было 31441), хотя ожидалось около 40 тысяч.
На стартовый сигнал лучше среагировал Прост, он уже опередил было Сенну, но наехал на кочку, чуть потерял скорость и вновь пропустил Айртона. За французом следовали Наннини, Мэнселл, Каффи и Стефано Модена из Brabham, опередивший своего напарника Мартина Брандла. Но уже через несколько кругов Наннини почувствовал, что не может продолжать гонку – утром на warm-up он попал в серьёзную аварию, после которой вынужден был выступать с защитой шеи, но и она не помогала. Мышцы болели, у итальянца начала кружиться голова, и на 10-м круге он предпочёл вернуться в боксы, отказавшись от борьбы.
Долгое время особых событий в группе лидеров не происходило – Сенна уверенно возглавлял гонку, опережая Проста на несколько секунд, Ален же по-прежнему считал, что сможет опередить напарника. Правда, в какой-то момент возникли сомнения, что он вообще доберётся до финиша – перегрелся двигатель и французу пришлось немного сбросить скорость, но вскоре всё наладилось, а проблемы начались на машине Сенны.
Айртон по-прежнему мог ехать быстро, но время от времени отключался двигатель. На 34-м круге бразилец вынужден был пропустить Проста и отправиться в боксы. Ему сменили батарею и разъём питания, но после возвращения на трассу ситуация осталась прежней – машина была очень быстра, но в какие-то моменты зажигание отключалось. В конце концов, Сенна вынужден был сойти.
Помешать Просту выиграть гонку было некому – в тот день никто не мог тягаться в темпе с McLaren. На второе место поднялся было Алекс Каффи, всего несколько недель назад, в Монако, заработавший первые очки в карьере. Счастье итальянца длилось недолго – до пит-стопа для смены шин. После него Каффи вернулся на трассу пятым и попытался снова прорваться наверх. На 52-м круге он догнал на круг своего напарника по BMS Андреа де Чезариса, и попытка опередить его завершилась столкновением и сходом! Позже Андреа утверждал, что просто не видел напарника и не знал о том, что отправил его в стену, вплоть до самого финиша.
После пит-стопа Каффи на второе место вышел Бергер, но через девять кругов на его Ferrari отказал генератор. Герхард пытался продолжить гонку, пропустив нескольких соперников, но машина окончательно потеряла скорость, и австрийцу пришлось сойти. За второе место развернулась борьба между Патрезе и Чивером, и закончилась она в пользу пилота Williams.
Для Чивера это третье место также стало большим успехом – тем более что добился он его на домашней трассе, стартовав только 17-м. Правда, ещё большего прогресса достиг Кристиан Даннер из Rial, начинавший гонку последним, а финишировавший четвёртым – этот результат так и остался лучшим в его карьере и в истории команды Rial.
Как и следовало ожидать, пилоты не успели преодолеть всю дистанцию – гонка была остановлена после 75 кругов по истечении двухчасового лимита. Это почти не повлияло на расстановку сил в шестёрке лучших, за одним исключением. У пилота Tyrrell Джонатана Палмера, занимавшего пятое место, после 69 кругов закончилось топливо, он остановился и был классифицирован девятым. Так как к этому моменту он уже проигрывал Просту круг, то если бы гонка, как и предлагалось, завершилась после 70 кругов, Палмер и его команда Tyrrell заработали бы два очка. Но так как Тиррелл заблокировал это решение, очки достались Джонни Херберту.