Гонка #456: 29 мая 1988 года. Гран При Мексики. Мехико |
|
Поул | Айртон Сенна (McLaren) – 1:17,468 (205,447 км/ч) |
Лучший круг | Ален Прост (McLaren) – 1:18,608 (202,468 км/ч) |
Победитель | Ален Прост (McLaren) – 1:30:15,737 (196,898 км/ч) |
В 1988-м FIA продолжила политику ограничения турбомоторов, снизив максимально разрешённое давление турбины с 4 до 2,5 атмосфер. В отличие от предыдущего запрета, этот действительно возымел действие – мощность моторов упала разом на 250-300 сил! Турбодвигатели по-прежнему были сильнее атмосферных Ford Cosworth DFZ и DFR, но теперь их параметры оказались сравнимы. Турбомотор Honda выдавал примерно 650 сил, а атмосферный Cosworth DFR – 610.
Уже на первых этапах сезона выяснилось, что машины McLaren, на которых теперь были установлены турбомоторы Honda, имеют колоссальное преимущество над остальными – в квалификации Гран При Сан-Марино, например, Айртон Сенна и Ален Прост опередили всех остальных более чем на три секунды!!! На других трассах преимущество было не столь велико, но всё же значительно. Что касается Williams, то переход на атмосферные моторы Judd практически лишил действующих чемпионов каких-либо шансов на успех.
Гран При Мексики был четвёртым этапом и открывал североамериканскую серию сезона – после Мехико Формулу 1 ждали гонки в Монреале и Детройте. В чемпионате уверенно лидировал Прост, но Сенна, из-за ошибки упустивший победу в Монако (он разбил машину за несколько кругов до финиша, уверенно лидируя в гонке), жаждал реванша.
Трасса в Мексике для этого отлично подходила – она вернулась в календарь совсем недавно, в 1986-м, и ни Прост, ни Сенна на ней ещё не побеждали. К тому же, в разреженном воздухе Мексиканского нагорья (2240 метров) турбомоторы должны были получить большое преимущество над атмосферными двигателями – давление в турбине постоянно, в то время как «атмосферники» теряли до 25% мощности.
Ожидания, в целом, подтвердились – машины с турбомоторами заняли семь верхних мест на стартовой решётке. Первое осталось за Сенной – причём, впервые в сезоне время поула оказалось лучше, чем в 1987-м. Прост показал второй результат, и совсем немного ему уступил Герхард Бергер на Ferrari. Пике, выступавший теперь за Lotus, был четвёртым. Лучшим из пилотов с атмосферными двигателями оказался Алессандро Наннини на Benetton-Ford – он показал восьмое время, хотя уступил Сенне 3,3 секунды.
Не смогли пройти квалификацию Адриан Кампос на Minardi, Никола Ларини на Osella (команда использовала турбомотор собственной конструкции, эффективность которого оставляла желать лучшего), и два гонщика Tyrrell – Джулиан Бэйли и Джонатан Палмер. Впервые за 20 лет на стартовой решётке не оказалось ни одной машины Tyrrell.
Но главным событием квалификации стал вылет Филиппа Альо, выступавшего за команду Larrousse, в самом конце второй сессии. На выходе из Peraltada француз наехал на поребрик, его Lola резко бросило вправо, машина пересекла трассу и на высокой скорости врезалась в бетонный отбойник. Удар оказался настолько силён, что машина (точнее, то, что от неё осталось), отрикошетив от стены, перевернулась и пересекла трассу уже в обратную сторону.
Удивительно, но гонщик в аварии не пострадал. Ещё более удивительно то, что команде за ночь удалось отремонтировать шасси, и на следующий день Альо выступил на нём в гонке! Правда, сошёл на первом же круге из-за повреждения подвески.
Старт удалось дать только со второй попытки – первой помешала заглохшая машина Алессандро Наннини. Прост тут же опередил Сенну, а тот немного потерял темп из-за слишком раннего открытия перепускного клапана турбины, и Айртона опередил ещё и Пике. Разумеется, ненадолго – темп McLaren был намного выше, чем Lotus, так что уже в конце первого круга Айртон обогнал Пике, но Прост за это время успел оторваться на две секунды.
По сути, на этом борьба за победу и закончилась – по ходу дистанции Сенна не только не догонял, но, наоборот, даже понемногу отставал от Проста. О разнице в скорости между McLaren и остальными командами говорит хотя бы тот факт, что группу из десяти машин, которые вели борьбу между собой в хвосте пелотона, Прост настиг уже на 13-м круге!
На финише Прост опередил Сенну на семь секунд, Бергера – на 57 (отрыв мог бы быть чуть меньше, но на последних кругах Герхард откровенно сбросил скорость). Все остальные, начиная с Альборето, проигрывали ему как минимум круг, а сразу двоих пилотов, добравшихся до финиша, Ален успел опередить на шесть кругов! Прост установил и лучший круг в гонке – причём, побив рекорд трассы, установленный годом ранее.
Пятое и шестое место заняли пилоты Arrows, Дерек Уорик и Эдди Чивер, практически всю гонку сражавшиеся между собой. Лучшими среди тех, кто использовал атмосферные двигатели, стали гонщики Benetton Наннини и Бутсен, занявшие седьмое и восьмое место. Что касается Пике, то после того, как на 9-м круге его опередил Бергер, он практически всю дистанцию оставался четвёртым, но на 58-м круге двигатель его Lotus не выдержал, и бразилец сошёл.
От проблем с мотором пострадал не только Пике. Двигатель отказал и на обеих машинах Williams, Рикардо Патрезе и Найджела Мэнселла, и на Zakspeed Бернда Шнайдера, и на второй Lotus-Honda Сатору Накаджима. Удивительно, но точно такие же моторы Honda на McLaren отработали без каких-либо проблем всю дистанцию, да и вообще в том сезоне демонстрировали образцовую надёжность.
Благодаря третьей победе в четырёх гонках, Прост ещё более увеличил свой отрыв в чемпионате – теперь на счету Алена было уже 33 очка, а у Сенны – 15. Причём, он был только третьим – второе место в личном зачёте занимал Бергер с 18-ю очками. Айртон скажет своё слово чуть позже, а судьба титула решится в финале сезона.