Гонка #331: 1 марта 1980 года. Гран При ЮАР, Кьялами |
|
Поул | Жан-Пьер Жабуй (Renault) – 1:10,00 (211,063 км/ч) |
Лучший круг | Рене Арну (Renault) – 1:13,15 (201,974 км/ч) |
Победитель | Рене Арну (Renault) – 1:36:52,54 (198,262 км/ч) |
Если раллийные гонки можно проводить практически при любой погоде, то Формула 1, как и все шоссейно-кольцевые соревнования, весьма требовательна к условиям. Так было во все времена, и в 1980 году, как и сейчас, все европейские этапы проводились в летний сезон, с мая по сентябрь. Но если в нашем полушарии лето приходится на июнь-август, то в южном – на декабрь-февраль. Потому долгие годы южноамериканские и южноафриканские Гран При проводились в то время, когда в Европе была зима, фактически разбивая чемпионат на две неравные части.
Сезон 1980 года исключением не стал – Гран При ЮАР был назначен на 1 марта (причём, это была суббота, а не воскресенье) и при этом оказался уже третьим этапом чемпионата! Два предыдущих, в Аргентине и Бразилии, прошли ещё в январе. В феврале состоялось ещё одно важное событие – печально известный конгресс FISA в Рио-де-Жанейро, фактически инициировавший войну между FISA, возглавляемой Жан-Мари Балестром, и FOCA, которой руководил Берни Экклстоун.
Одним из главных решений, принятых на этом конгрессе, стал запрет на аэродинамические «юбки», благодаря которым создавался граунд-эффект, с 1 января 1981 года. Решение, по сути, оказалось направлено против британцев, так как FISA поддерживали три заводские команды, и все они (Ferrari, Alfa Romeo и Renault) были не из Великобритании. Другое «знаменитое» решение FISA – введение 45-минутных (!) брифингов пилотов перед каждой гонкой. Но копья вокруг этого решения будут ломаться несколько позже.
Благодаря пятинедельному перерыву, у команд было время доработать машины. Многие этим воспользовались, и именно в Кьялами дебютировали новые ATS D4 и Tyrrell 010. Привезла новую модель 29C и McLaren. Она досталась Алену Просту, но прожила недолго – на новом шасси проявлялась сильнейшая недостаточная поворачиваемость, и уже в четверг, на первой же сессии, Ален попал в серьёзную аварию. Сам француз не пострадал, но после этого ему пришлось пересесть на предыдущую модель, McLaren 29B1.
К сожалению, и этому шасси выйти на старт Гран При ЮАР было не суждено. В пятницу Ален вновь попал в аварию, уже более серьёзную. Вины молодого пилота в этом опять не было – на высокой скорости на машине сломалась задняя подвеска, и Прост мгновенно превратился в пассажира. Удар не то чтобы был очень уж сильным, но обследование выявило у Алена перелом запястья, так что от последующих выступлений в этот (и следующий) уик-энд ему пришлось отказаться.
Впрочем, по сравнению с Марком Зурером, Прост ещё легко отделался. Швейцарец также попал в аварию, но куда более серьёзную, после отказа тормозов на новом ATS D4. После сильнейшего удара о рельс безопасности передняя часть машины оказалась разрушена, а ноги Зурера зажаты в обломках. Марка вызволяли из обломков целых полчаса, после чего доставили в госпиталь, где выяснилось, что у него сломаны обе лодыжки, левое колено, а правое колено и пятка повреждены. За руль Зурер вернулся только в середине сезона.
Решающая квалификационная сессия проходила в пятницу днём и продолжалась всего час. Вопрос с обладателем поула был снят ещё накануне – в условиях высокогорья (трасса в Кьялами располагается на высоте 1,5 км над уровнем моря) наддувные двигатели получали большое преимущество над атмосферными. Благодаря турбине, они сохранили мощность в районе 515 л.с., в то время как у Cosworth DFV она упала до 435 л.с.
Так как турбомоторы использовали только в Renault, им не было равных. На коротком (чуть больше четырёх километров) скоростном южноафриканском кольце Жан-Пьер Жабуй и Рене Арну опередили ближайшего из конкурентов почти на две секунды! И хотя у Michelin были специальные квалификационные шины, в Renault решили их не использовать, показав такой результат на обычных гоночных!
А вот 12-цилиндровые моторы никакого преимущества своим обладателям не давали – скорее даже наоборот, поскольку тоже были атмосферными, и им требовалось больше воздуха, чем V8. Меньше двух секунд уступили Renault только двое – Нельсон Пике на Brabham (команда Экклстоуна ещё в конце 1979-го отказалась от мощных, но ненадёжных и тяжёлых V12 Alfa Romeo и перешла на Cosworth DFV) и Жак Лаффит на Ligier. Лучшим из представителей «клана V12» оказался Патрик Депайе на Alfa Romeo, показавший седьмое время, а пилоты Ferrari, Джоди Шектер и Жиль Вильнёв, заняли девятое и десятое место.
Пытаясь хоть как-то отыграться, некоторые команды пытались экспериментировать с аэродинамикой – Шектер пробовал выезжать без переднего антикрыла, Марио Андретти на своём Lotus – без заднего. Но оба очень быстро поняли, что делать это бессмысленно, и вернулись к стандартному обвесу. Долгое время испытывали проблемы пилоты Williams – машина генерировала неплохую прижимную силу, но большая её часть была сконцентрирована в передней части шасси, что приводило к избыточной поворачиваемости.
На второй день инженеры всё же придумали вариант настроек, которые опробовал Алан Джонс. Прибавка в скорости оказалась весьма ощутимой, поэтому так же настроили и машину Ройтемана. Аргентинец был не слишком доволен – он не любил пилотировать машины, настроенные под кого-то другого, и считал, что и так добился максимума на той технике, что была в их распоряжении. Но с новыми настройками он не только смог прибавить, но и превзошёл Джонса, показав шестой результат.
В Гран При ЮАР планировали участвовать 27 пилотов, в то время как стартовый лист был ограничен 24-мя позициями. Троих должна была отсеять квалификация, но так как сразу два пилота получили травмы и не могли выйти на старт, шанс поучаствовать в гонке получили почти все, в том числе впервые в сезоне – Эдди Чивер из Osella. Единственным неудачником оказался ирландец Дэйв Кеннеди, так и не сумевший на своей Shadow выехать из 1:15,000. Кроме того, в ATS после аварии Зурера попытались всё же выйти на старт, посадив запасного пилота, Яна Ламмерса, за руль запасной машины, D3, но времени показать сколь-нибудь достойный результат не хватило.
В гонке соперники Renault мало на что могли рассчитывать – разве что на жаркую погоду, при которой турбомоторы перегревались и их мощность снижалась, да на традиционно слабый старт французов из-за турбоямы. Но в субботу небо затянули облака, так что оказалось совсем не жарко. На старте даже несмотря на турбояму гонщики Renault сумели сохранить лидирующие позиции, а на третье место неожиданно вырвался пилот Williams Алан Джонс, стартовавший только восьмым!
Уже на первых кругах в боксы вынуждены были отправиться Депайе и Вильнёв – у Патрика начались перебои с подачей топлива в двигатель, а Жиль решил сменить шины – машина вела себя так, словно ехала по льду, канадца дважды разворачивало. Обоих это отбросило в хвост пелотона, и что ещё хуже – не помогло решить проблемы.
Жабуй и Арну быстро создали необходимый отрыв, после чего сбросили скорость и поехали в темпе своих преследователей. Безуспешную погоню за ними возглавлял Джонс, но на восьмом круге его обогнал Лаффит. Таким образом, гонку возглавляли три француза, и ситуация надолго стабилизировалась. За Джонсом следовали Ройтеман и Шектер, пока в районе 12-го круга на Ferrari не отказал один из цилиндров, и Джоди пришлось сойти – домашний Гран При для южноафриканца завершился досрочно.
На шестое место поднялся Жан-Пьер Жарье на новом Tyrrell, а за ним следовали Пике и Пирони. Ситуация в первой восьмёрке не менялась до середины дистанции, когда из-за поломки системы охлаждения на машине Джонса отказала коробка передач. Ройтеман, соответственно, поднялся на четвёртое место, Жарье – на пятое, но единственное сражение за позиции в первой десятке вели Пике и Пирони, ехавшие позади них.
На 56-м круге Жарье свернул в боксы, чтобы сменить шины, что отбросило его далеко назад. Остальные пытались добраться до финиша на стартовом комплекте, так как отыграться после пит-стопа было очень сложно. На 62 круге эта стратегия привела к сходу лидера, Жан-Пьера Жабуя, когда на его Renault взорвалась передняя шина. Второй раз подряд француз сошел, уверенно лидируя в гонке, и второй раз подряд победа в результате досталась его напарнику Арну.
Сход Жабуя, казалось, лишал французов шансов на полностью французский подиум, но спустя всего три круга в боксы отправился и вышедший было на третье место Ройтеман – аргентинец считал, что возникла проблема с передней левой шиной, но выяснилось, что потеряла давление задняя правая. Это привело к тому, что аэродинамическая юбка касалась асфальта, быстро истёрлась и воздух начал попадать под днище, уменьшая эффективность граунд-эффекта.
Пике и Пирони продолжали отчаянное сражение, но благодаря всем этим проблемам, вели его теперь за подиум. Несколько раз Пирони даже удавалось выйти вперёд, но бразилец тут же возвращал себе позицию. Но к концу гонки левая передняя шина на его машине так сильно износилась, что Нельсон уже с трудом удерживал машину на трассе, и на 68 круге вынужден был пропустить гонщика Ligier.
Таким образом, на подиум всё же поднялось трио французов – Арну, Лаффит и Пирони. Подобное случилось впервые в истории Формулы 1, и впервые с Гран При США 1968 года на подиуме оказались три представителя одной страны (тогда это были, конечно, англичане). Более того – все трое выступали на французских машинах, а победитель использовал ещё и французские шины, так что в репортажах об этой гонке то и дело мелькали слова «Марсельеза» и «де Голль». Именно знаменитый генерал и президент когда-то санкционировал правительственную программу поддержки Matra, которая в итоге и привела в Формулу 1 французские компании и множество французских гонщиков.
Благодаря второй победе подряд, Арну возглавил чемпионат, в то время как на счету его напарника, в обеих этих гонках стартовавшего с поула, по-прежнему не было ни одного очка. «Меня кто-то проклял», – мрачно прокомментировал свою очередную неудачу Жабуй. Если так, то проклятие оказалось весьма действенным – в течение сезона сходы будут преследовать Жан-Пьера постоянно, и он заработает очки лишь однажды. Правда, эту гонку Жабуй выиграет.