Гонка #364: 6 июня 1982 года. Гран При Детройта |
|
Поул | Ален Прост (Renault) – 1:48,537 (133,072 км/ч) |
Лучший круг | Ален Прост (Renault) – 1:50,438 (130,781 км/ч) |
Победитель | Джон Уотсон (McLaren) – 1:58:41,043 (125,751 км/ч) |
К началу 80-х Берни Экклстоун правил Формулой 1 почти безраздельно, в том числе играл ключевую роль при создании календаря. Берни очень интересовал американский рынок, ведь именно в США была сосредоточена треть мировой экономики. Именно поэтому долгих девять лет, с 1981 по 1988 годы, гонка под названием Гран При США не проводилась.
Ничего удивительного в этом нет. В Соединённых Штатах проводили сразу несколько этапов, а чтобы не провоцировать конфликты и не смущать зрителей, ни один из них не имел статуса национального. Так, в 1982 году в апреле состоялась гонка в Лонг-Бич, Калифорния, под названием «Гран При США-Запад», а в июне команды приехали в Америку снова – на этот раз в штат Мичиган, где проходил новый Гран При Детройта. Позже, по аналогии с гонкой в Лонг-Бич, этот этап начали называть Гран При США-Восток, хотя Детройт находится не на восточном побережье, а на Великих озёрах. Завершиться же сезон должен был в сентябре в Лас-Вегасе.
Гонка в Детройте должна была пройти впервые. Это был весьма масштабный по тем временам проект – деньги на её организацию дал Генри Форд II, чьи заводы примыкали к городу. Машины должны были мчаться вокруг большого ультрасовременного архитектурного комплекса под названием Renaissance. Однако когда команды прибыли в Детройт, выяснилось, что для гонок трасса почти не пригодна.
Как обычно, организаторам не хватило времени – они заканчивали работы в спешке, что сильно повлияло на качество. Асфальт был уложен кое-как, оказался недостаточно плотным, тут и там из него торчали не заваренные крышки люков. Рельсы безопасности и барьеры из шин были расположены в неправильных местах, а промежутки между ними, через которые планировалось убирать разбитые машины, оказались до смешного узкими. Осмотрев трассу, Ники Лауда, Ален Прост и Дидье Пирони заявили, что проводить на ней заезды нельзя.
Значительную часть нареканий оперативно исправить было невозможно, но крупные команды об отмене этапа не хотели и слышать – после скандального Гран При Сан-Марино, в котором из-за конфликта FISA и FOCA участвовали лишь несколько команд, ещё одного фиаско спонсоры не потерпели бы. Запланированную на четверг ознакомительную тренировку пришлось отменить, а организаторы в срочном порядке взялись за переделку трассы…
К утру пятницы работы завершить, разумеется, не удалось, и тренировки не начались – пилоты развлекали себя игрой в футбол. Худо-бедно доработать трассу организаторы смогли только к обеду. Заезды стартовали лишь в 16:00 по местному времени, после чего всплыли новые проблемы. В частности, местные маршалы оказались плохо обучены, и эвакуация остановившихся машин занимала уйму времени.
Но это ещё полбеды. Хуже то, что конфигурация трассы оказалась очень скучной. Она почти полностью состояла из однообразных слепых 90-градусных поворотов – на коротком 4-километровом кольце их набралось 20! Добавьте сюда очень неровный асфальт – и станет понятно, почему никому из действующих пилотов она не понравилась. «На мой взгляд, она совершенно неинтересна, – заявил Пирони. – Почти все повороты одинаковые, асфальт неровный, множество кочек. Это недостойно трассы Гран При. Кроме того, местами она уже, чем требует регламент».
Аналогичных мнений придерживались и другие пилоты. Риккардо Патрезе жаловался, что на кочках машина слишком сильно подпрыгивает, а Ален Прост посетовал, что выбор траектории предопределён не скоростью, а кочками и крышками люков. «Покрытие больше похоже на стиральную доску. Но есть и кое-что новое – трамвайные рельсы, пересекающие трассу», – иронизировал Джон Уотсон.
Единственным человеком, утверждавшим, что с трассой всё в порядке, оказался Джеки Стюарт. Однако у шотландца был контракт с компанией Ford…
Наконец, заезды начались. Было принято решение провести в пятницу одну часовую тренировку, а обе квалификации – в субботу, утром и днём. Однако даже в этот короткий промежуток пелотон успел понести потери – пилот Theodore Ян Ламмерс вылетел с трассы, врезался в стену и сломал большой палец. Травма небольшая, но пилотировать машину не позволявшая, так что голландцу пришлось сняться.
В субботу во время квалификации пелотон понёс ещё одну потерю – не столь драматичную, но более неожиданную. Действующий чемпион Нельсон Пике не смог пройти квалификацию! С утра на его Brabham с турбомотором BMW возникли проблемы с электрикой и бразилец показал худшее время, а во второй сессии пошёл дождь и прибавить Нельсон не смог.
По суровым правилам тех лет, никакие апелляции в этом случае не принимались – Пике оказался одним из трёх пилотов, наряду с Ламмерсом и Эмилио де Вилоттой, для которых Гран При Детройта завершился досрочно. Сам Пике, впрочем, утверждал, что не расстроен. «Я никогда ни о чём не жалею, а уж тем более о том, что не приму участия в этом смехотворном Гран При!» – заявил он журналистам.
Поул без особых усилий завоевал Ален Прост. Это может показаться странным, ведь трасса в Детройте с бесчисленными торможениями и разгонами совершенно не подходила турбомоторам. Но внедрение электронного впрыска кардинально изменило ситуацию – теперь машины Renault очень уверенно чувствовали себя на городских трассах, и Детройт не стал исключением.
Куда большее удивление вызвало второе время, показанное пилотом Alfa Romeo Андреа де Чезарисом. Итальянская команда использовала атмосферные двигатели V12, и на столь медленной трассе высоких результатов от них никто не ждал. Однако высокий крутящий момент этих моторов помогал машинам очень эффективно разгоняться, и второй пилот Alfa Romeo, Бруно Джакомелли, тоже квалифицировался неплохо – на шестой позиции. Помимо де Чезариса, единственным пилотом, уступившим Просту менее секунды, оказался Кеке Росберг на Williams.
Четвёртое время показал пилот Ferrari Дидье Пирони. Скудерия вновь выступала одной машиной – замена погибшему месяцем ранее Вильнёву уже была найдена, но Патрик Тамбэ должен был сесть за руль второй Ferrari только с Гран При Нидерландов. Это значило, что лишь одна Ferrari будет участвовать и на Гран При Канады – местные болельщики искренне надеялись, что Энцо Феррари позволит выступить на домашнем этапе брату Жиля, Жаку Вильнёву, но в команде, конечно, такой вариант всерьёз не рассматривали.
В воскресенье дождя не было, выглянуло солнце, но уже на warm-up произошло множество аварий – отчасти из-за недостатка тренировок на новой трассе. Одним из самых серьёзных инцидентов стал вылет Риккардо Палетти – после потери заднего колеса на высокой скорости его Osella глубоко зарылась в барьер из шин. Но итальянцу ещё повезло – парой дней раньше на этом месте была голая стена!
На старт Палетти в итоге не вышел. А вот его машина там была! По пути на стартовую решётку напарник итальянца, Жан-Пьер Жарье, вылетел с трассы и разбил своё шасси. Выбора не было, француз пересел в спешно отремонтированную машину Палетти, на которой и стартовал. Впрочем, продолжалась его гонка недолго – на втором круге Жарье сошел. Позже выяснилось, что с машиной было всё в порядке – Жарье сам перепутал кнопки, отключив мотор.
На том же круге из-за поломки трансмиссии сошёл занимавший вторую позицию де Чезарис. Лидировал к этому моменту Прост, его преследовали Росберг, Пирони и Мэнселл. В глубине пелотона шла отчаянная борьба за 11-е место – его занимал Роберто Герреро, но темп колумбийца оказался невысок, так что вплотную за ним ехали ещё пять машин. На седьмом круге Герреро ошибся и слишком широко вошёл в поворот. Его главный преследователь, Элио де Анджелис на Lotus, бросился в атаку, но пилот Ensign перекрыл ему траекторию. Машины столкнулись, Ensign подбросило в воздух – авария удивительно напоминала ту, что произойдёт с Шумахером и Хиллом в Аделаиде через 12 лет.
После приземления машина Герреро перегородила трассу. Де Анжелису, Массу и Уотсону удалось избежать столкновения и продолжить движение, а вот Патрезе вылетел и врезался в стену. Его Brabham загорелась, что заставило маршалов вывесить красный флаг. О его необходимости до сих пор ведутся споры, но всё вокруг заволокло дымом, на трассе стояли две разбитые машины, а никаких кранов поблизости не оказалось, так что выбор был не так уж и велик.
Пилотов ждал новый старт. Дистанция была сокращена с 70 до 64 кругов, а результаты первых шести прибавлялись к итоговому. Однако подготовка к новому началу гонки затянулась на целый час! На старт вышло 18 машин – из 26 прошедших квалификацию. Порядок, разумеется, соответствовал тому, что был зафиксирован на конец шестого круга.
На втором старте позиции практически не изменились – только Мэнселл откатился с четвёртого места на восьмое. Прост не без труда сохранил лидерство, так как Росберг блестяще стартовал, но затем преимущество француза оказалось достаточно велико. Так продолжалось до 18 круга, когда на Renault Алена забарахлил двигатель – проблемы создала та самая система впрыска, что и подарила французу поул. Несколькими кругами ранее с аналогичной неполадкой столкнулся и его напарник Рене Арну.
Машины Renault потеряли темп и начали откатываться всё дальше. Росберг захватил лидерство, спустя ещё несколько кругов на второе место вышел Пирони, на третье – Чивер, на четвёртое – Лауда. А ещё через несколько минут за спиной австрийца оказался Джон Уотсон, совершавший на своём McLaren героический прорыв через пелотон. Англичанин стартовал только 17-м, но не только избежал многочисленных аварий, но и ехал быстрее всех, благодаря чему вышел на пятое место.
Росберг лидировал достаточно уверенно, а вот на Ferrari Пирони начались проблемы. Он явно сдерживал Чивера, Лауду и Уотсона. До поры никто из них ничего не предпринимал, пока Уотсон не решил взять быка за рога – на 33 круге он опередил всех троих! Благодаря этому Уотсон выбрался на вторую позицию и бросился в погоню за Росбергом.
Финн к тому моменту потерял третью передачу и испытывал сложности с темпом, разрыв стремительно сокращался. За два круга Уотсон отыграл семь секунд, после чего мгновенно опередил Кеке и умчался вперёд. Правда, по сумме двух частей гонок он всё ещё оставался позади, ведь на момент рестарта занимал только 13-е место и был в 15 секундах позади Росберга, так что ему необходимо было создать достаточно большой отрыв. С этой задачей он справился блестяще.
Вскоре после Уотсона его напарник Лауда тоже смог опередить Чивера и Пирони, но попытка обогнать Росберга привела к сходу. Австриец немного поторопился – темп Кеке и без того быстро падал, так как к проблемам с коробкой передач добавились неполадки с подачей топлива и износом шин. Эта поспешность Ники лишила McLaren верного дубля, ведь Уотсон легко довёл дело до победы, а финишировавший вторым Чивер вряд ли мог тягаться с Лаудой в скорости.
Гонка в итоге была остановлена на 62 круге, по истечении двухчасового лимита. Помимо Уотсона и Чивера, на подиум поднялся Пирони, не отличавшийся в этот день скоростью, но избежавший ошибок. Росберг всё же смог финишировать, но единственным, кого он смог опередить благодаря запасу, созданному до рестарта, оказался его напарник Дерек Дэли – две машины Williams расположились на четвёртом и пятом месте. Замкнул шестёрку лучших Жак Лаффит на Ligier.
Уотсон одержал уже вторую победу в сезоне и возглавил чемпионат, серьёзно опережая двух французов, Дидье Пирони и Алена Проста. Будущий победитель чемпионата, Кеке Росберг, занимал только четвёртое место – и к этому моменту не выиграл ещё ни одной гонки в своей карьере.