Гонка #408: 19 мая 1985 года. Гран При Монако | |
Поул | Айртон Сенна (Lotus) – 1:20,450 (148,206 км/ч) |
Лучший круг | Микеле Альборето (Ferrari) – 1:22,637 (144,284 км/ч) |
Победитель | Ален Прост (McLaren) – 1:51:58,034 (138,435 км/ч) |
Гран При Монако неизменно присутствовал в календаре чемпионата мира с 1955 года и всё это время считался неотъемлемой его частью. Ради сохранения гонки в Монте-Карло организаторы чемпионата даже сделали для трассы исключение, ведь формально она не соответствует правилам Формулы 1 – слишком короткая и слишком медленная. Тем не менее, в 1985 году этот этап мог не состояться. И угроза была отнюдь не гипотетической – Гран При Монако был официально исключён из календаря.
Произошедшее стало следствием действий организаторов этапа, автомобильного клуба Монако (ACM). Вопреки правилам FISA, они самостоятельно продали права на телетрансляцию гонки. Это случилось ещё в конце 1983 года, но своего пика противостояние достигло как раз к началу 1985-го.
Действия ACM задевали интересы FOCA, владевшей правами на телетрансляции Формулы 1, но руководитель этой организации, Берни Экклстоун, предпочёл не ввязываться в конфликт напрямую, использовав амбиции главы FISA Жана-Мари Балестра. И тот не подвёл: Гран При Монако исключили из календаря. Более того, FISA едва не запретила проведение ралли Монте-Карло в январе!
В марте руководитель ACM Мишель Боэри подал на FISA в апелляционный суд, требуя вернуть этап в календарь, но судьи его не поддержали. Поняв, что федерация настроена серьёзно, и никаких способов давления у него не осталось, Боэри вынужден был капитулировать, подписав с FISA «мирный договор». Это означало, что Экклстоун в очередной раз победил, не понеся даже репутационных потерь – они достались Балестру.
Ещё одно политическое сражение Экклстоун выиграл уже по ходу Гран При, в пятницу. В отеле Hermitage состоялась встреча FISA, FOCA и международной гоночной пресс-ассоциации IRPA. Они договорились о создании новой комиссии, состоящей из представителей СМИ каждой страны – именно эта организация теперь должна была выдавать аккредитации на Гран При тем журналистам, что не работали в паддоке на постоянной основе (таким аккредитацию выдавала FOCA). Тележурналисты планировали делегировать в эту комиссию своего представителя, швейцарца Жака Дешено, но им было отказано! «Телевидение относится к коммерческим вопросам, не надо всё мешать в одну кучу», – заявил Экклстоун.
Тем временем ситуация в чемпионате складывалась удивительным образом. В паддоке никто не сомневался в том, что Ален Прост – самый талантливый гонщик в пелотоне, но раз за разом, вследствие каких-то удивительных обстоятельств, он упускал титул – в 1983-м проиграл 2 очка Пике, в 1984-м – 0,5 очка Лауде. Сезон 1985 года француз начал в качестве очевидного фаворита, выиграл первую же гонку, но затем последовал сход в Португалии и дисквалификация после победы в Сан-Марино, так что к гонке в Монако в чемпионате лидировал Элио де Анджелис, а Прост занимал только пятое место!
С другой стороны, в чемпионате восходила новая звезда – напарнику де Анджелиса по Lotus Айртону Сенне в гонках пока не хватало стабильности, зато в квалификациях он был просто неудержим, и именно он стартовал с поула в Португалии и в Сан-Марино. В Монако история повторилась – Сенна завоевал третий поул подряд, однако на этот раз успех был омрачён не самой красивой стратегией его команды – после того, как Айртон показал лучшее время, в Lotus выпустили его на трассу на старых шинах, чтобы он мешал конкурентам!
Это привело к обвинениям со стороны соперников, в первую очередь гонщиков McLaren и Ferrari: Лауда и Альборето заявили, что Айртон блокировал их в тот момент, когда они находились на быстрых кругах. Смущённый бразилец пытался извиниться перед Лаудой, но Ники, оказавшийся в квалификации лишь 14-м, посоветовал Сенне пойти погулять.
Альборето, несмотря на блокировку, завоевал третье место на старте – помимо Сенны, он уступил только Найджелу Мэнселлу на Williams. Ален Прост оказался пятым, позади ещё и Эдди Чивера на Alfa Romeo, хотя отставание невелико – он проиграл Сенне всего 0,4 секунды. А вот лидер чемпионата и напарник Сенны де Анджелис показал девятое время. Правда, на машине итальянца стояли стальные тормоза, тогда как у Айртона – карбоновые.
Квалификация показала, что мощность моторов слишком возросла и пилотировать в Монако стало опасно. Машины ехали по трассе с умопомрачительной скоростью, любая ошибка могла дорого стоить пилоту. «Возьмите, к примеру, шиканы, – рассказывал после квалификации Эдди Чивер. – Я прохожу их так быстро, что едва успеваю заметить! Невероятно, но это так. Я выезжаю из тоннеля, короткое торможение, небольшое отклонение руля – и вот я уже у зоны торможения в Tabac! Место для ошибки ничтожно мало, а возможные последствия огромны».
В четверг всю опасность безудержной мощи двигателя Honda на себе ощутил Мэнселл. Перед входом в поворот он убрал ногу с педали газа, но машина продолжила разгоняться! «Я вдруг обнаружил, что пытаюсь врезаться прямо в рельс в Casino, как будто акселератор заклинило, – рассказал позже Найджел. – До этого момента я никогда не испытывал страх в машине, но теперь я знаю, что это такое».
В воскресенье в Монако было пасмурно – прогноз обещал дождь, но к старту трасса оставалась сухой. На warm-up Сенна допустил небольшую ошибку, перепутав четвёртую и вторую передачу, «перекрутив» мотор, но, кажется, без серьёзных последствий для машины. Сразу два пилота, Тамбэ и де Анджелис, выбрали для гонки старые версии двигателей Renault – они показались им более подходящими для этой трассы.
Мэнселл отлично стартовал, едва не захватив лидерство, но Сенна всё же отбил его атаку. Далее следовали Альборето, Прост и Чивер. Очень здорово начал гонку де Анджелис, на узкой трассе прорвавшись с девятой позиции на шестую. А вот новичок чемпионата Герхард Бергер с трудом тронулся со своей 11-й позиции, его Arrows буквально сеял панику в пелотоне, что закончилось аварией – в замедлившегося Тамбэ врезался Йохансон, после чего Патрик столкнулся с Бергером. Для Тамбэ и Бергера гонка на этом закончилась (француз второй год подряд не смог проехать в Монако дальше первого поворота), а Йохансон добрался до боксов – но там и остался.
Обычно гонки в Монако проходят не очень зрелищно – после первого круга ситуация стабилизируется и меняется только после поломок и аварий. Но на этот раз всё было иначе. Уже на втором круге Мэнселла обогнал Альборето, а затем и Прост! После этого Ferrari Альборето быстро догнала Lotus Сенны, а вот темп Проста оказался чуть ниже. На протяжении 12 кругов между итальянцем и бразильцем шло напряжённое сражение за первое место, пока мотор Сенны не испустил дух – сказалась ошибка Айртона на warm-up.
Альборето вышел на первое место и опережал Проста на шесть секунд. Эдди Чивер уже сошёл из-за отказа генератора, на третье место вышел де Анджелис. Для Альборето всё складывалось удачно, но уже через четыре круга он стал жертвой упрямства другого итальянца, Риккардо Патрезе. Тот ехал достаточно далеко, лишь на девятой позиции, но, как обычно, оборонялся очень агрессивно, перекрывая траекторию движения соперникам.
На то, чтобы опередить Патрезе, Ники Лауде потребовалось 10 кругов. Теперь обгонять Риккардо должен был другой чемпион, Нельсон Пике. На 17-м круге бразилец пошёл в атаку на стартовой прямой, машины уже поравнялись, но Патрезе, не обратив на это внимания, просто повернул в сторону Пике. Машины столкнулись на огромной скорости, колёса поскакали по трассе, на короткое мгновение вспыхнул разлившийся бензин. Пытаясь увернуться от двух разбитых машин, вылетел с трассы Жак Лаффит – он смог продолжить движение, но откатившись на последнее место.
После аварии трасса оказалась не только усыпана обломками, но и залита маслом. Спустя несколько мгновений к этому месту подъехал Альборето, машина заскользила и едва не отправилась в стену! Микеле удалось её удержать, но остановка стоила ему не только отрыва, но и лидерства – Прост промчался мимо. Ещё хуже дела обстояли у Лауды – его McLaren тоже начала скользить, и хотя Ники смог избежать контакта с барьером, двигатель заглох и австрийцу пришлось сойти.
Альборето быстро догнал Проста, опередить его оказалось непросто, но на 24-м круге итальянец провёл успешную атаку и снова вышел на первое место! Все эти героические усилия вновь перечеркнул Патрезе – на 32 круге Микеле отправился в боксы с медленным проколом, ставшим следствием проезда по одному из обломков на месте аварии.
Альборето вернулся на трассу четвёртым и бросился в погоню за лидерами. Ему потребовалось всего шесть кругов, чтобы догнать и обогнать де Чезариса в Mirabeau, но вот де Анджелис оказался куда более сложной мишенью. Пилот Ferrari был самым быстрым на трассе, но догнал Элио только на 61-м круге – и в тот же момент начал накрапывать дождь. Для Альборето, однако, это не помеха, на 64-м ему удалось опередить Lotus, но Прост уже был слишком далеко – более чем в 26-и секундах.
К 70 кругу дождь усилился, трасса стала опасно скользкой, маршалы вывесили жёлто-оранжевые флаги. Альборето быстро сокращал отставание от Проста. Сразу у нескольких пилотов начались проблемы с тормозами. Один из них, Найджел Мэнселл, даже коснулся рельса безопасности – но машина повреждений не получила, так что молодой британец продолжил гонку. Однако на самых последних кругах он всё же пропустил Лаффита на шестое место, потеряв шанс заработать очки.
Прост уверенно довёл гонку до победы, но её героем стал Альборето, финишировав всего через семь секунд после француза! Третье место де Анджелиса позволило ему сохранить лидерство в чемпионате, но Прост и Альборето уступали ему всего два очка.