Бразилия'86: «Не волнуйся, Фрэнк, всё под контролем»

Команда Williams перед началом Гран При Бразилии 1986 года
Гонка #421: 23 марта 1986 года. Гран При Бразилии, Жакарепагуа
Поул Айртон Сенна (Lotus) – 1:25,501 (211,829 км/ч)
Лучший круг Нельсон Пике (Williams) – 1:33,546 (193,612 км/ч)
Победитель Нельсон Пике (Williams) – 1:39:32,342 (184,980 км/ч)

Сезон 1986 года знаменит тем, что именно тогда в Формуле 1 использовались самые мощные моторы в истории. Они были настолько сильны, что их точные параметры остались невыясненными – в те времена попросту не было технологий, способных точно измерить такую мощность. Известно лишь, что она превышала 1350 л.с. Всего за пять лет, с конца 1980-го до начала 1986-го, мощность моторов Формулы 1 увеличилась вдвое.

Однако подобных значений удавалось достигать только в квалификации, при давлении турбины 5,5 атмосфер. В гонке эти значения падали до примерно 900-950 л.с., то есть меньше, чем у современных силовых установок. Разница оказалась столь велика, что топ-команды вынуждены были использовать квалификационные версии коробки передач, способные эффективно передать мощность на колёса. В итоге время поула оказалось примерно на восемь секунд быстрее лучших кругов гонки, хотя всего годом раньше разница составляла всего 2-3 секунды.

Почему же в гонке команды снижали давление наддува? Связано это не только с надёжностью (в квалификационном режиме ни одна турбина долго бы не протянула), но и с расходом топлива. В 1986-м вступило в силу новое ограничение объёма топливных баков – 195 литров, хотя и прежнего ограничения в 220 литров, действовавшего на протяжении двух предыдущих лет, пилотам зачастую не хватало. Но даже в режиме ограниченной мощности по ходу гонки приходилось ехать очень осторожно, а к концу дистанции, как правило, переходить в режим жёсткой экономии.

Несколькими годами ранее, во многом благодаря мощным моторам Porsche, в лидеры выбилась McLaren. С каждым годом её преимущество сокращалось – если в 1984-м пилоты команды Ники Лауда и Ален Прост разыграли титул между собой, то уже в 1985-м серьёзное сопротивление им оказали гонщики Williams, Ferrari и Lotus. Титул, наконец, завоевал Прост, но Лауда закончил чемпионат только десятым, после чего предпочёл завершить карьеру.

Сезон 1986 года Прост начинал с новым напарником – чемпионом 1982 года Кеке Росбергом. Карьера финна тоже была на излёте, Кеке исполнилось 37, но он по-прежнему считался одним из самых быстрых пилотов – в частности, в 1985-м выступавший за Williams Росберг одержал две победы и занял третье место в чемпионате.

Мотор Honda на машине Williams на Гран При Бразилии 1986 года

Именно Williams считалась главным соперником McLaren в борьбе за титул – во многом благодаря новым фаворитам в борьбе за звание лучших моторов чемпионата – Honda. Японские двигатели уступали в мощности только BMW, но значительно превосходили их по надёжности, экономичности и управляемости. Состав пилотов тоже был очень сильным – вместо Росберга напарником Найджела Мэнселла теперь стал Нельсон Пике.

Но на первый Гран При сезона, на бразильскую трассу Жакарепагуа, Williams приехала в не лучшем расположении духа. За две недели до этого основатель команды Фрэнк Уильямс, возвращаясь с тестов на автодроме Поль-Рикар, попал в автомобильную аварию. Самого страшного удалось избежать, но Фрэнк получил перелом позвоночника и оказался парализован.

Единственным человеком в команде, неизменно излучавшим улыбку, был новичок команды Нельсон Пике. Не только потому, что этап в Рио для него домашний – бразилец был очень рад, что покинул Brabham, дела в которой шли всё хуже и хуже. Пике даже согласился на совместную с Айртоном Сенной встречу с болельщиками – хотя два бразильца уже тогда люто ненавидели друг друга. Благожелательности Нельсону придавал и тот факт, что болельщиков у него пока было больше – хотя Айртон стремительно теснил Пике и по этому показателю.

У Айртона тоже был новый напарник – дебютировавший в чемпионате шотландский аристократ Джон Колум Кричтон-Стюарт, 7-й маркиз Бьют, граф Дамфризский, более известный как Джонни Дамфриз. Прежний, Элио де Анджелис, перешёл в Brabham на место Пике. У мягкого и интеллигентного итальянца было много поклонников по всему миру, и с этого момента большинство из них Сенну возненавидело – они полагали, что бразилец фактически вынудил Элио покинуть Lotus, добившись привилегированного статуса в команде.

Элио де Анджелис за рулём Brabham на Гран При Бразилии 1986 года

Так или иначе, Сенна и Пике оказались не только самыми популярными пилотами на Гран При Бразилии, но и его главными фаворитами. На многочисленных тестах, проходивших в Жакарепагуа в межсезонье, именно Lotus и Williams показывали лучшие результаты. Правда, судить можно было только по квалификационным результатам, а как будут обстоять дела в гонке – никто не знал.

В пятницу Сенна праздновал свой день рождения, но местные власти преподнесли ему и всем поклонникам гонок не самый приятный подарок. Перед началом заездов на трассу приехала полиция, так что первую сессию пришлось отложить. В FISA были возмущены, узнав причину задержки – стражи порядка потребовали предоставить им 2000 билетов! У Жан-Мари Балестра не было возможности повлиять на местные органы власти, но он выписал организаторам штраф в $50 тыс.

Когда заезды всё же начались, стало ясно, что прогнозы оправдываются – к радости зрителей, сражение за поул вели Пике и Сенна, а все остальные были очень далеко. В пятницу лучшим оказался Пике, со временем 1:26,266, но вечером Нельсон признался, что проехал далеко не идеальный круг – по его мнению, показать результат в районе 1:25,5 было вполне реально.

В субботу его предсказание полностью подтвердилось – правда, сделал это не Нельсон, а Айртон, проехавший практически идеальный круг. Пике же не повезло – в первой попытке улучшить свой пятничный результат ему помешал Arrows Марка Зурера, во второй он ошибся сам, оказавшись за пределами трассы в скоростном левом повороте. Нельсону повезло отделаться ушибом запястья и мелким ремонтом машины, но он оказался одним из двух пилотов (наряду с Зурером), который не смог улучшить пятничный результат.

Айртон Сенна на трассе Жакарепагуа, 1986 год

Третье время вполне предсказуемо показал ещё один пилот Williams Найджел Мэнселл – столь же предсказуемым оказалось и 11-е время напарника Сенны, Дамфриза. Неожиданностей было две – очень сильное выступление гонщиков Ligier Рене Арну и Жака Лаффита, показавших четвёртое и пятое время, и относительный провал действующего чемпиона мира Алена Проста. Пилот McLaren в пятницу и в субботу столкнулся с мелкими неполадками в работе машины и не смог продемонстрировать своей истинной скорости, проиграв две позиции напарнику Росбергу.

В воскресенье Пике отдал дань уважения шефу, прикованному к больничной койке в Лондоне. По его инициативе, участники чемпионата собрались на стартовой решётке вокруг большого плаката, с надписью: «Не волнуйся, Фрэнк, у нас всё под контролем». Спустя несколько минут гонка стартовала – Сенна захватил лидерство, на второе место вырвался Мэнселл. Не откладывая дела в долгий ящик, Найджел попытался на первом же круге опередить и Сенну, но бразилец не уступил. В скоростном повороте Айртон оставил сопернику минимум места, Мэнселлу пришлось тормозить, он не удержал машину и вылетел с трассы.

Пике действовал осмотрительнее. Вернувшись на второе место после вылета напарника, он быстро нагнал Сенну, но не торопился с атакой, а дождался подходящего момента на третьем круге и легко опередил Lotus на прямой. На том же круге лидер Ferrari Альборето опередил Арну, выйдя на третье место. Оказавшись на первой позиции, Пике быстро оторвался от преследователей – к 16-му кругу он опережал Сенну уже на 10 секунд.

Впрочем, внимание зрителей было приковано не к лидировавшим бразильцам, а к Алену Просту. Француз неудачно стартовал, откатившись на 13-е место, но затем стал стремительно отыгрываться, обгоняя соперников практически на каждом круге. На пятом круге он был 9-м, на восьмом – 6-м, на 11-м вышел на четвёртое место. Альборето смог продержать Проста позади лишь пять кругов, и его следующей целью стал Сенна.

Сражение Сенны и Мэнселла на первом круге Гран При Бразилии 1986 года

На 19-м круге Пике отправился в боксы за свежими шинами, но Сенна пролидировал всего один круг. Шины на Lotus окончательно износились, так что Прост легко вышел вперёд, а ещё через пару минут Айртон тоже свернул на пит-лейн. Вскоре стало ясно, что в McLaren решили пойти на один пит-стоп, против двух у большинства остальных пилотов. Однако на свежих шинах Пике оказался заметно быстрее, и на 27-м круге вернул себе лидерство. Спустя ещё пару кругов Прост отправился в боксы.

Прост вернулся на трассу третьим, в нескольких секундах от Сенны, но намеревался ехать до финиша, в то время как обоих бразильцев ждал ещё один пит-стоп. Это почти наверняка привело бы к серьёзной борьбе за победу на последних кругах гонки, но через два круга после пит-стопа мотор Porsche на машине Алена начал дымиться, и французу пришлось сойти. Так же, как и его напарнику Росбергу в начале гонки.

Сход Проста до предела упростил ситуацию для Пике. В Lotus могли надеяться лишь на какие-то технические проблемы у Нельсона или ошибку на пит-стопе, но в результате допустили ошибку сами. На 39-м круге они уже приготовились принимать в боксах Сенну, но на пит-стоп заехал Дамфриз! В образовавшейся суматохе механики поставили на его машину шины, маркированные для Айртона…

В результате Пике провёл вторую остановку на круг раньше Сенны. Это был единственный круг на второй половине дистанции, на котором лидировал Айртон – как только он сам отправился за новыми шинами, Нельсон вернулся на первое место. Двух соотечественников разделяли 17 секунд, но отрыв не только не сокращался, но, напротив, быстро увеличивался. Именно в этот момент Пике проехал лучший круг гонки, более чем на секунду быстрее Айртона, а к финишу довёл своё преимущество до 34 секунд.

Подиум Гран При Бразилии 1986 года

Борьбу за третье место вели между собой пилоты Ligier. Поначалу впереди был Лаффит, затем его опередил Арну. Альборето в их борьбе не участвовал, так как ещё на середине дистанции вынужден был совершить дополнительный пит-стоп для проверки двигателя, а в конечном итоге сошёл из-за отказа топливной системы. Сходов было очень много, так что пятое место занял Мартин Брандл на Tyrrell, а шестое Герхард Бергер на Benetton – это был первый Гран При для команды под таким названием.

«Это самая лёгкая победа в моей жизни», – заявил после финиша Нельсон Пике. Лёгкость победы подчёркивал и тот факт, что в баках его Williams оставалось ещё 12 литров топлива, так что при желании Пике мог ехать быстрее. Моторы Honda подтвердили свою удивительную эффективность. Однако радоваться бразильцу было рано: у него было как минимум два опаснейших противника. Один из них, Мэнселл, обладал такой же машиной. Другой, Прост, способен был потягаться в скорости с Williams. Да, в Жакарепагуа оба сошли. Но на следующем Гран При роли могли поменяться…

Save

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё