Гонка #610: 7 сентября 1997 года. Гран При Италии, Монца |
|
Поул | Жан Алези (Benetton) – 1:22,990 (250,295 км/ч) |
Лучший круг | Мика Хаккинен (McLaren) – 1:24,808 (244,930 км/ч) |
Победитель | Дэвид Култхард (McLaren) – 1:17:04,609 (238,056 км/ч) |
Сезон 1997 года был совсем не похож на предыдущие, когда за победу, как правило, сражались всего два-три пилота. Борьбу в чемпионате и тогда вели лишь двое, Жак Вильнёв и Михаэль Шумахер, но вот на каждом отдельном Гран При претендентов на верхнюю ступеньку подиума хватало. Гран При Италии был 12-м этапом чемпионата, к этому моменту победы успели одержать уже пять гонщиков – помимо лидеров чемпионата, это были Дэвид Култхард (McLaren), Хайнц-Харальд Френтцен (Williams) и Герхард Бергер (Benetton).
Бергер выиграл гонку в Хоккенхайме, и когда пилоты приехали на другой сверхскоростной автодром, в Монцу, именно Benetton считали фаворитом. Это подтвердила квалификация, но лишь отчасти – поул, всего лишь второй в карьере (и снова в Монце), завоевал Жан Алези, однако Френтцен уступил ему всего 0,052 секунды, Физикелла на Jordan – 0,076 секунды, Вильнёв – 0,241, Хаккинен – 0,350, Култхард – 0,357… Бергер же оказался только седьмым, хотя проиграл напарнику менее полусекунды.
Что касается Шумахера, к великому разочарованию тифози F310B оказалась недостаточно конкурентоспобна на скоростном автодроме, так что Михаэль не только не участвовал в борьбе за поул, но и уступил своему брату Ральфу на Jordan. Удивительного, впрочем, в этом было немного – на Jordan стояли двигатели Peugeot, самые мощные в чемпионате. Правда, надёжность к их сильным сторонам не относилась.
Шумахер к тому моменту лидировал в чемпионате, опережая Вильнёва на 11 очков, но квалификация ясно показала, что в этот уик-энд Михаэль может надеяться лишь на минимизацию потерь. Так что немец вынужден был «болеть» за пилотов Benetton, McLaren и Jordan, которые могли отобрать очки у его главного соперника в чемпионате.
За неделю до Гран При Италии трагически погибла знаменитая принцесса Диана. Новость об этом была одной из самых обсуждаемых (и, конечно же, самых печальных) в этот уик-энд – ведь в Формуле 1 традиционно работает очень много англичан. В субботу, перед началом квалификации, память «Леди Ди» почтили минутой молчания Деймон Хилл и Джонни Херберт, Берни Экклстоун, Марри Уокер и другие подданные британской короны.
За несколько часов до старта стало известно о штрафах, наложенных на Дэвида Култхарда и Жака Вильнёва за то, что они не замедлились под жёлтыми флагами во время квалификации. Стюарды отмечали, что для канадца это уже третий подобный случай за год. В наказание он (как и Дэвид) был наказан условной дисквалификацией на одну гонку – штраф должен был вступить в силу в случае повторного нарушения. И свою роль в чемпионате этот штраф ещё сыграет...
На старте Алези и Френтцен сохранили лидирующие позиции, а вот на третье место взлетел Култхард! Михаэлю Шумахеру также удалось немного отыграться, опередив Бергера и неважно стартовавшего Ральфа. Таким образом, дистанция между Вильнёвом и Шумахером сократилась с пяти мест до двух – лидеров чемпионата разделял лишь Хаккинен.
Как это нередко бывает в Монце, ситуация долгое время оставалась неизменной – из-за низкого лобового сопротивления слип-стрим тут малоэффективен. Поначалу Алези удалось немного оторваться от Френтцена и Култхарда, но к 20 кругу шины на Benetton износились, и эта пара вновь его настигла.
Многое решала стратегия и работа механиков в боксах. Практически все пилоты решили останавливаться лишь однажды – вопрос лишь в том, на каком круге. Быстро стало ясно, что в Williams избрали не лучший вариант – в баках их машин оказалось меньше топлива, чем у конкурентов, потому Вильнёву и Френтцену пришлось остановиться на несколько кругов раньше, чем соперникам.
И тому, и другому это стоило одной потерянной позиции, причём в выигрыше в обоих случаях оказались гонщики McLaren – Хайнц-Харальда опередил Култхард, а Жака – Хаккинен. Через несколько кругов Алези и Култхард одновременно свернули на пит-лейн – и механики McLaren подарили своему пилоту победу. Секунда разницы в скорости дозаправки и смены шин позволили Дэвиду возглавить гонку.
Хаккинен остановился ещё позже, благодаря чему поднялся на четвёртое место и всерьёз угрожал Френтцену. У финна были вполне реальные шансы навязать ему борьбу и попытаться обеспечить McLaren второй в сезоне двойной подиум, но на 37-м круге Мике снова пришлось отправиться в боксы – прокол. Благодаря этому Вильнёв вернулся на потерянную пятую позицию, а Шумахер поднялся на шестую.
Так как скорости машин оказались почти равны, то особой борьбы за позиции в первой восьмёрке зрители так и не увидели – отрывы были невелики, но сохранялись практически неизменными вплоть до самого финиша. Самым ярким эпизодом второй половины дистанции стало столкновение Ральфа Шумахера и Джонни Херберта, обернувшееся для обоих сходом. Ральф атаковал британца в борьбе за девятую позицию, но действовал весьма неуклюже, так что Херберт вылетел с трассы на скорости за 300 км/ч и врезался в отбойник. К счастью, он не пострадал, однако высказал своё возмущение после финиша.
Благодаря этому на девятое место поднялся Хилл, но до финиша и он не добрался – в очередной раз подвёл мотор Yamaha. «Возникла небольшая проблема с двигателем, - посетовал после гонки Деймон. - Прямо за мной ехал Хаккинен – думаю, я облил его маслом. Сегодня у меня было много тяжелой работы, я сражался с машинами Prost, но ещё тяжелее она стала из-за того, что все мои усилия ни к чему не привели».
Култхард финишировал первым и одержал вторую победу в сезоне. Алези уступил ему менее двух секунд, Френтцен – четыре. Плотность результатов оказалась очень высока – замкнувший шестёрку лучших Михаэль Шумахер проиграл Дэвиду всего 11 секунд, а всего в одном круге гонку закончили 11 гонщиков из 14 финишировавших.
На подиуме возник неловкий момент, так как, в память о погибшей принцессе, шотландец Култхард не хотел праздновать успех. В итоге всё же, из уважения к итальянским зрителям, душ из шампанского был пролит. А на пресс-конференции после гонки Дэвид заявил, что посвящает эту победу Леди Ди.
«Я хорошо знаю, какие настроения сейчас в моей стране, – сказал Култхард. – Я имел удовольствие встречаться с Леди Ди в Сильверстоуне в 1995 году, когда я финишировал вторым на Гран При Великобритании. У меня дома до сих пор хранится изображение её и принца. Сегодня, когда заиграл гимн, я пережил очень эмоциональный момент».