Гонка #566: 9 апреля 1995 года. Гран При Аргентины, Буэнос-Айрес |
|
Поул | Дэвид Култхард (Williams) – 1:53,241 (135,596 км/ч) |
Лучший круг | Михаэль Шумахер (Benetton) – 1:30,522 (169,378 км/ч) |
Победитель | Деймон Хилл (Williams) – 1:53:14,532 (162,474 км/ч) |
Перед началом сезона 1995 года одной из самых обсуждаемых тем стал календарь чемпионата мира. Планировалось, что сезон стартует в Аргентине, 12 марта, затем команды отправятся в Бразилию, а оттуда – в Японию, где 16 апреля должен был состояться второй Гран При Тихого океана. Но уже в январе все три первых этапа оказались под большим вопросом – в Аргентине опять не успевали завершить реконструкцию автодрома имени Оскара Альфредо Гальвеса, в Бразилии после гибели Сенны резко упал интерес, а японская трасса в Аиде серьёзно пострадала от Великого землетрясения Хансин-Авадзи, произошедшего 17 января.
В итоге уже в феврале календарь пришлось серьёзно пересматривать. Своё место сохранил только Гран При Бразилии, но теперь он должен был открывать чемпионат. Гонку в Аиде перенесли на осень, а аргентинский этап переехал на апрель и теперь был вторым. Это означало, что возвращение Формулы 1 в Аргентину после 14-летнего перерыва всё же состоится.
В реконструкцию исторического аргентинского автодрома было вложено около $10 млн., но результаты экспертов несколько разочаровали. Некогда быстрая и интересная трасса стала медленной и скучной. Мера, впрочем, была вынужденной – раньше для Формулы 1 выбирали скоростные конфигурации №9 и №12, но теперь 12-ю нельзя было использовать, так как она выходила далеко за пределы территории автодрома, а 9-я оказалась слишком короткой, всего 3,3 км. Поэтому теперь гонщикам предстояло следовать конфигурации №6 – длина трассы составляла 4,2 км, но все сколь-нибудь быстрые отрезки оказались разбиты поворотами и дополнительными петлями.
После Гран При Бразилии прошло уже почти две недели, но говорить о нём продолжали и в Аргентине. Гонку в Интерлагосе выиграл лидер Benetton Михаэль Шумахер, Дэвид Култхард на Williams финишировал вторым, но обоих пилотов после финиша дисквалифицировали! Как выяснилось, поставщик обеих команд, компания Elf, предоставила им неправильное топливо.
Это стало следствием ошибки французской компании – само по себе топливо было вполне легальным и не давало пилотам никакого преимущества, просто не соответствовало тем образцам, что были представлены в FIA перед началом сезона. Поэтому обе команды подали апелляции на решение стюардов, но их рассмотрение было назначено только на 13-е апреля, так что в Аргентине лидером чемпионата считался пилот Ferrari Герхард Бергер, которому досталась победа в Бразилии после дисквалификации соперников.
Кстати, Elf была поставщиком и Williams, и Benetton не случайно – в межсезонье руководителю Benetton Флавио Бриаторе удалось, наконец, заполучить двигатели Renault – такие же, как те, что стояли на машинах Williams. Для этого Бриаторе пришлось купить команду Ligier, которой такие моторы прежде поставлялись (как национальной французской команде). После этого смена поставщика стала делом техники.
В Benetton давно надеялись перейти на французские моторы, лучшие в чемпионате – и то, что в 1995-м максимальный разрешённый объём был уменьшен с 3,5 до 3 литров, на расстановку сил никак не повлияло. К чести Бриаторе, взамен Ligier получила очень неплохие моторы Mugen Honda – многие считали, что по эффективности и надёжности они уступали только Renault.
Проблемы с топливом были не единственными, с которыми столкнулся действующий чемпион Михаэль Шумахер в Бразилии. В частности, его критиковали за лишний вес! Дело в том, что с 1995-го года минимальный вес машины считался вместе с пилотом, и многие обратили внимание, что заявленный вес Шумахера неожиданно увеличился с 69 до 77 кг. Некоторые считали, что таким образом в Benetton пытаются использовать лазейки в правилах, чтобы снизить фактическую массу машины. Никаких доказательств тому не было, но в ответ в FIA объявили, что теперь будут взвешивать пилотов после каждой гонки.
Дисквалификация, вместе с психологически очень тяжёлой концовкой предыдущего чемпионата, негативно сказалась на душевном состоянии Михаэля Шумахера. Немец явно устал от постоянной подковёрной борьбы и накануне Гран При Аргентины заявил, что рассматривает возможность уйти из Формулы 1. «Всему есть предел, – сказал Шумахер. – Я действительно думаю о переходе в IndyCar. Все эти обвинения – для меня уже слишком».
В McLaren были свои сложности. Рону Деннису удалось заполучить в пару к Мике Хаккинену на 1995-й год Найджела Мэнселла, но первые же тесты новой машины показали, что кокпит получился слишком тесным! Причём в машине с трудом помещался не только крупный Найджел, но и куда более субтильный (на тот момент) Мика. «Ощущения такие, словно пытаешься пробежать Лондонский Марафон в кроссовках, на два размера меньших, чем нужно», – жаловался финн.
До начала чемпионата проблему удалось решить лишь частично – Хаккинен с горем пополам в кокпите поместился, а вот Мэнселл выступать в этой машине не мог. В McLaren объявили, что Биг Найдж пропустит две первые гонки – сезон для него начнётся только в Имоле, где должна была появиться доработанная версия шасси, а пока его заменит Марк Бланделл. Как прокомментировал ситуацию бывший гонщик Формулы 1, а на тот момент эксперт BBC Джон Уотсон: «Золушка Формулы 1 Марк Бланделл получил свою хрустальную туфельку – и она отлично ему подошла».
Так как трасса в Аргентине считалась новой, в четверг пилотам дали возможность провести дополнительные заезды для ознакомления. Перед этим «инаугурационный» круг по ней проехал местный кумир Карлос Ройтеман на Ferrari 412T2. Организаторы надеялись, что удастся привлечь и величайшего гонщика Аргентины (да и всего автоспорта) Хуана-Мануэля Фанхио, но он к этому времени уже очень плохо себя чувствовал.
По ходу обеих квалификаций в Буэнос-Айресе шёл дождь, что немного смешало карты участникам – преимущество получали не самые быстрые, а выехавшие в правильный момент на трассу. В этом компоненте всех превзошёл Култхард, завоевавший свой первый в карьере поул с преимуществом в 0,8 секунды над своим напарником Деймоном Хиллом. Михаэль Шумахер показал третье время, уступив шотландцу секунду, а на четвёртую строчку пробился пилот Jordan Эдди Ирвайн, впереди Хаккинена, Алези, Сало и Бергера. Напарник Шумахера, Джонни Херберт, оказался только 11-м.
На старте Култхард легко сохранил лидерство, а вот Шумахер пропустил блестяще ускорившегося Хаккинена. Алези стартовал неважно и попытался отыграться в первом повороте по внешней части трассы, ещё влажной после утреннего дождя. Француза развернуло, чтобы избежать столкновения с ним резко замедлился Мика Сало, и в него врезался Лука Бадоэр. Вторая Minardi, под управлением Пьера-Луиджи Мартини, тоже врезалась в соперника – им стал Оливье Панис. Тот, в свою очередь, задел машину Херберта, который в третьем повороте «догнал» Баррикелло. Повреждены также оказались Simtek Йоса Ферстаппена и Tyrrell Юкио Катаямы.
Появились красные флаги – дирекция решила остановить гонку. Алези, Панис, Баррикелло, Херберт, Катаяма и Мартини пересели в запасные машины, Tyrrell Мики Сало и Simtek Ферстаппена удалось восстановить прямо на стартовой решётке. Для Луки Бадоэра гонка на этом завершилась – его Minardi получила слишком серьёзные повреждения, а запасная машина досталась Мартини.
На втором старте Култхард вновь уверенно возглавил гонку, однако Шумахер на этот раз стартовал гораздо лучше и опередил Хилла. Хаккинен вновь неплохо ускорился и атаковал Ирвайна, но Эдди, как обычно, уступать не собирался. Машины столкнулись в первом повороте, и McLaren оказался в гравии, а Jordan отправился в боксы для замены носового обтекателя. Тем временем в хвосте пелотона пытавшийся отыграться Вендлингер (его машина заглохла на прогревочном круге, и австрийцу пришлось начинать гонку последним) столкнулся с Гашо и Монтермини, что означало сход для всех троих.
Захватив лидерство, Култхард начал потихоньку отрываться . К пятому кругу преимущество составляло более четырёх секунд, но на шестом двигатель неожиданно дал осечку, и машина резко замедлилась. Дэвид быстро «спустился» по передачам до первой и смог оживить мотор, но Шумахер и Хилл промчались мимо. Спустя круг на четвёртое место вышел Алези, обогнавший Сало.
Шумахер тоже пролидировал недолго – шины на его Benetton разрушались с ужасающей скоростью, и на 11-м круге Хилл его опередил. Ещё через несколько кругов то же сделал и Култхард, но почти сразу после этого двигатель на Williams вновь осёкся, и реанимировать его не удалось – гонка на этом для Дэвида была окончена.
Хилл отправился на свой первый пит-стоп, Шумахер опять вышел в лидеры – но лишь на один круг, так как тоже поехал в боксы. Гонку возглавил оставшийся на трассе Алези, Хилл ехал вторым, Шумахер – третьим. Алези остановился на 26-м круге, после чего Хилл вновь возглавил гонку – и не упускал лидерства до самого финиша. Его главным соперником, как ни странно, стал Алези – француз останавливался лишь дважды и при этом ехал достаточно быстро, чтобы не отставать от Williams. Шумахер всю оставшуюся часть дистанции провёл на третьем месте – только последний комплект резины на его Benetton заработал нормально, Михаэль показал лучший круг, но пытаться догнать лидеров было уже слишком поздно.
На четвёртое место претендовал Сало, но гонку ему испортил Агури Сузуки. Мика пытался опередить японца на круг, но тот действовал крайне неаккуратно, машины столкнулись и оба пилота оказались вне игры. Вдобавок ко всему, Сало ещё и повредил руку, перелезая через забор по пути в боксы, так что когда он встретил Сузуки в боксах, словесной перепалкой дело не ограничилось. Всё ещё разгорячённый после гонки, в интервью BBC финн откровенно заявил, что «таким пилотам, как Сузуки, не место в Формуле 1».
Благодаря этому, на четвёртое место поднялся Джонни Херберт – хотя Хиллу он проиграл круг. Пятым финишировал Френтцен, шестым – Бергер, оба в двух кругах от победителя. Именно Бергер лидировал в чемпионате – на его счету, с учётом победы в Бразилии, было 11 очков, а у Хилла и Алези – по 10. Михаэль же занимал лишь пятую позицию, и особых поводов для радости у него не было.
Впрочем, через четыре дня Шумахер, наконец, получил и хорошую новость – апелляционный суд FIA вернул ему победу в Бразилии, равно как и второе место – Култхарду, хотя их команды очки за этот Гран При не получили. Это значило, что первое место в личном зачёте занимал именно Михаэль. Но вот надолго ли – оставалось неясно.