Гонка #581: 12 ноября 1995 года. Гран При Австралии, Аделаида |
|
Поул | Деймон Хилл (Williams) – 1:15,505 (180,226 км/ч) |
Лучший круг | Деймон Хилл (Williams) – 1:17,943 (174,589 км/ч) |
Победитель | Деймон Хилл (Williams) – 1:49:15,946 (168,130 км/ч) |
Сезон 1995 года оказался для Деймона Хилла чрезвычайно тяжёлым, возможно, самым трудным в карьере. Предыдущий чемпионат тоже оказался психологически очень непростым – смерть Сенны, неожиданно свалившееся на него бремя лидерства, проблемы с машиной, напряжённое сражение с Шумахером – и поражение именно в тот момент, когда, казалось, путь к первому титулу открыт. С другой стороны, благодаря этому у Деймона были оправдания, ведь перед началом чемпионата никто не думал, что он будет сражаться за звание чемпиона.
В 1995-м никаких оправданий уже не было. В его распоряжении была лучшая машина, он с начала года считался фаворитом, но ни о какой борьбе за титул речи не шло уже с середины сезона. В квалификациях всё складывалось неплохо, большая часть поулов оставалась за Williams, но в гонках Деймон выглядел беспомощно. Побеждать иногда удавалось – когда у Шумахера возникали проблемы. За весь сезон Хилл смог опередить Михаэля на финише лишь однажды – в самом начале, в Аргентине.
К тому же, к концу сезона Хилла начал уверенно теснить с первых позиций и его собственный напарник, молодой Дэвид Култхард. Во второй половине чемпионата шотландец был явно быстрее – он завоевал четыре поула подряд, выиграл гонку в Эшториле, и когда в Аиде Шумахер победой гарантировал себе титул, вторым там финишировал именно Култхард.
Конечно, дело было не только в Хилле. По ходу всего сезона команда проявляла чудеса негибкости в выборе стратегий, тогда как в Benetton умело использовали те преимущества, что были в их распоряжении. В итоге Шумахер одержал рекордное, на тот момент, количество побед за сезон – девять, и гарантировал титул за две гонки до окончания чемпионата. В Кубке конструкторов тоже особой борьбы не было, так что этапы в Сузуке и Аделаиде по сути превратились в формальность.
В Австралию команды приехали в «чемоданном» настроении. Уже было известно, что Шумахер в 1996-м переходит в Ferrari, где будет выступать с Эдди Ирвайном, а Жан Алези и Герхард Бергер совершают обратный переход – в Benetton. Несмотря на блестящие выступления в концовке сезона, потерял место в Williams Дэвид Култхард – его должен был сменить канадец Жак Вильнёв, только что выигравший чемпионат IndyCar. Култхард отправлялся в McLaren, становясь напарником Хаккинена – в общем, для очень многих пилотов этот Гран При был последним за те команды, в которых они выступали.
В Аделаиде Формула 1 в последний раз видела и моторы V12. Последний оставшийся апологет этой схемы, Ferrari, уже объявила, что для следующего сезона построит новый мотор V10 – пусть не столь мощный, но зато куда более лёгкий, компактный и, главное, экономичный. Проводила последнюю гонку команда Pacific – официально это не признавалось, но сотрудники прощались друг с другом и коллегами из других команд.
Более того – последним этот Гран При был и для самой Аделаиды. Формула 1 должна была вернуться в Австралию очень скоро, всего через четыре месяца, но уже в Альберт-парке Мельбурна. В Аделаиду, где Гран При Австралии проходил в 11-й раз, чемпионат больше не приедет.
К сожалению, уже пятничная квалификация принесла в паддок несколько иное настроение. В скоростном повороте Brewery Bend на McLaren Хаккинена неожиданно взорвалось колесо, и финн на огромной скорости врезался в отбойник. Сразу стало ясно, что гонщик пострадал достаточно серьёзно, но маршалы и бригада спасения действовали чётко и слаженно, что и спасло Мике жизнь.
«Днём в пятницу я атаковал в полную силу, – вспоминал позже Хаккинен, – и вот в очередной раз приближался к Brewery Bend – довольно быстрому правому повороту, который надо проходить на 4-й передаче примерно на 175 км/ч. Его всегда хотелось преодолеть на полном газу, чтобы на максимально возможной скорости начать разгон вдоль прямой Brabham после этого поворота. И тут я почувствовал, что задняя часть машины ведёт себя странно – это был прокол. На самом деле, левая задняя шина просто взорвалась.
Brewery Bend – очень хитрый поворот. Там высокие поребрики на входе и на выходе, пилотировать там надо предельно точно. Понятно, что с лопнувшей шиной избежать контактов с поребриками было невозможно. Я вдавил педаль тормоза, но машина ехала на трёх колёсах, чиркала днищем о трассу – три оставшихся колеса не обеспечивали достаточного контакта, так что тормоза работали неэффективно.
Помню, я успел подумать: «Будет больно». Машина промахнулась мимо апекса, очень сильно ударилась о поребрик, и я почувствовал, как она подскочила в воздух. Впереди я видел стремительно приближавшийся защитный барьер и понял, что избежать столкновения не удастся. Машина приземлилась, снова подскочила в воздух, после чего врезалась в ограждение из автомобильных шин. В те годы у нас не было устройств HANS, и защита от боковых столкновений была очень слабая. Я мог только попытаться максимально напрячь все мышцы перед ударом и надеяться на лучшее.
Удар был сильнейший. После него я оставался в сознании и помню, что спокойно сидел, глядя прямо перед собой. Вскоре осознал, что не могу двигаться, но, как ни странно, не испытывал тревоги. Помню, я думал, что лучше не паниковать, поэтому просто сидел и ждал, когда приедет медицинская бригада. Она появилась очень быстро и сразу приступила к работе. Внезапно я почувствовал резкую боль в горле – потом я узнал, что врачи сделали срочную трахеотомию – после чего потерял сознание».
Эту трахеотомию сделал Хаккинену прямо в кокпите профессор Сид Уоткинс, главный врач Формулы 1. Благодаря ему и всей бригаде спасения, Мика остался жив, но об участии в Гран При, конечно, не могло быть и речи. С учётом исчезновения в середине чемпионата команды Simtek, это означало, что на старт выйдут не более 23 машин. Фактически же их было только 22, так как Minardi Луки Бадоера заглохла ещё на прогревочном круге.
С первой позиции стартовал Хилл – это был уже его седьмой поул в сезоне, но после длительного перерыва. В предыдущий раз Деймон выигрывал квалификацию ещё в Венгрии. Култхард уступил ему всего десятую, а Шумахер – три. С четвёртого и пятого места стартовали две Ferrari, Бергера и Алези – они тоже уступили Хиллу менее секунды. Далее на решётке расположились Френтцен, Баррикелло, Херберт и Ирвайн.
Однако поул – это только полдела, важно было ещё и хорошо стартовать. В этом компоненте Култхард превзошёл напарника – и к первому повороту возглавил гонку. Шумахер, наоборот, начал гонку неудачно, пропустив обе Ferrari – правда, Алези он опередил уже по ходу первого круга. С Бергером пришлось повозиться до пятого.
В остальном позиции практически не менялись вплоть до первого пит-стопа. Правда, важный, хотя и очень грустный момент произошёл на восьмом круге. С 18-й позиции стартовал пилот Sauber Карл Вендлингер, отчаянно пытавшийся вернуть свою форму после чудовищной аварии на Гран При Монако 1994 года. Австриец начинал сезон в качестве напарника Френтцена, но перед гонкой в Монако был заменён на Жан-Кристофа Буйона – былых результатов не было, и Петер Заубер решил дать Карлу дополнительное время для восстановления.
С физической точки зрения с Вендлингером всё было в порядке, но вот психологически заставить себя пилотировать машину на пределе он больше не мог. В конце сезона Заубер снова вызвал Карла, чтобы тот провёл за Sauber две финальные гонки. К сожалению, прогресса добиться так и не удалось. Более того – утром в пятницу он попал в серьёзную аварию, и хотя смог продолжить выступления, страдал от сильных болей. На восьмом круге Вендлингер сдался и свернул в боксы – так закончилась некогда очень многообещающая карьера австрийца в Формуле 1.
Култхард уверенно лидировал, казалось, мало что может помешать ему выиграть свою вторую гонку в Формуле 1 – Шумахер отставал достаточно сильно, Хилл находился на той же стратегии. На 19-м круге Деймон совершил пит-стоп, вернувшись на трассу третьим. На следующем круге в боксы отправился Дэвид, и… врезался в отбойник при въезде на пит-лейн! Последняя гонка за Williams завершилась для Култхарда совершенно нелепым образом, внятных объяснений о причинах произошедшего так и не последовало. Впрочем, спустя какое-то время в эту же стену врезался и Роберто Морено – асфальт в этом месте на внешней траектории был слишком пыльным и скользким.
Неожиданный сход шотландца превратил Хилла в фаворита гонки – в этом качестве он не выступал уже достаточно давно. Лидировал, правда, Шумахер, но лишь до своего пит-стопа. Михаэль заехал в боксы на 22 круге, но когда возвращался на трассу, прямо перед ним успел проскочить Алези. Шумахер не хотел вновь застревать за Ferrari и вскоре атаковал француза в конце прямой, заняв позицию на внутренней траектории перед правым поворотом. Машины поравнялись, Benetton уже был немного впереди, но Алези, как ни в чём не бывало, просто повернул направо!
Поначалу показалось, что контакт оказался не слишком сильным, оба пилота продолжили гонку, но уже в конце круга Алези отправился в боксы менять носовой обтекатель. На следующем круге вынужден был свернуть на пит-лейн и Шумахер. Механики Ferrari и Benetton пытались исправить повреждения, но в течение пары кругов обоим гонщикам пришлось сойти окончательно.
Произошедшее окончательно оставило Хилла без соперников – вторая Benetton под управлением Джонни Херберта и вторая Ferrari Бергера проигрывали ему целую пропасть. Но даже и такая условная конкуренция самоликвидировалась – Бергер сошёл на 34-м круге из-за взрыва мотора, Херберт на 69-м из-за отказа трансмиссии. Сошли также и Баррикелло, и Френтцен, и Ирвайн – в общем, все, кто мог хотя бы на что-то претендовать.
Единственным, кого все эти проблемы не коснулись, оказался Деймон Хилл. Словно в отместку за невероятно сложный и невероятно неудачный для него сезон, он пилотировал уверенно и безошибочно, даже на обгонах круговых, вопреки обыкновению, теряя минимум времени. Заминка произошла лишь однажды – когда на заключительном пит-стопе отказал один из гайковёртов.
Занимавшему второе место Оливье Панису это мало что дало. Он уступал Деймону круг, а на последних кругах из моторного отсека его Ligier повалил дым. Французу оставалось лишь надеяться, что он дотянет до финиша – пусть даже для этого ему пришлось пропустить Хилла ещё раз. До клетчатого флага Оливье всё же добрался, причём сохранив вторую позицию, но победителю проиграл два круга! За всю историю Формулы 1 столь большим отрыв от второго места был лишь однажды – на Гран При Испании 1969 года, когда два круга всем привёз Джеки Стюарт, но в той гонке стартовало всего 14 машин.
Третье место занял пилот Footwork/Arrows Джанни Морбиделли – это, разумеется, был его лучший результат в карьере. Что касается его команды, то в истории Arrows встречались и более успешные гонки, а вот для Footwork результат в Аделаиде так и остался непревзойдённым. Марк Бланделл вряд ли мог похвастаться своим четвёртым местом, всё же от McLaren (единственной в гонке) ожидали большего, но после столкновения с Брандлом на середине дистанции днище его машины оказалось серьёзно повреждено.
Пятым финишировал Мика Сало на Tyrrell – финну помогло феноменальное умение доводить до финиша любую машину. Последнее место в зачётной шестёрке досталось Педро Лами на Minardi – несмотря на настоящую комедию ошибок, которую он продемонстрировал по ходу дистанции. Это был единственный результативный финиш как для Minardi в этом сезоне, так и для Лами за всю его карьеру.
Конечно, столь уверенной победе Хилла помогли соперники, но и он сам очень хорошо и уверенно провёл гонку, завоевав хет-трик. Как прокомментировал его успех комментатор Марри Уокер, с учётом перехода Шумахера в Ferrari, а Култхарда – в McLaren, если Хилл сможет продолжать выступать подобным образом, он будет главным фаворитом в 1996 году.