Гонка #550: 17 апреля 1994 года. Гран При Тихого океана, Аида |
|
Поул | Айртон Сенна (Williams) – 1:10,218 (189,849 км/ч) |
Лучший круг | Михаэль Шумахер (Benetton) – 1:14,023 (180,090 км/ч) |
Победитель | Михаэль Шумахер (Benetton) – 1:46:01,693 (173,925 км/ч) |
Как это не раз бывало прежде, сезон 1994 года начался совсем не так, как все ожидали. Специалисты, журналисты и болельщики считали, что Williams продолжит доминировать в чемпионате, а роль «наконечника копья» (по расхожему выражению Найджела Мэнселла) теперь сыграет Айртон Сенна. Однако первая же гонка сезона, в Бразилии, показала, что лёгкой жизни у Сенны не будет.
У мечтавшего о четвёртом титуле Айртона появился грозный конкурент – Михаэль Шумахер. Немец и в 1993-м демонстрировал отличную форму, став единственным пилотом (кроме Мики Хаккинена, участвовавшего всего в трёх Гран При), сумевшим закончить на подиуме все гонки, в которых он финишировал. Правда, регулярно подводила надёжность, особенно часто горели двигатели Ford Cosworth, так что по итогам чемпионата Михаэль оказался лишь четвёртым. Но к 1994-му мотористам удалось решить все проблемы, а запрет активной подвески позволил Benetton сократить отставание от Williams до минимума.
Поул в Интерлагосе завоевал всё же Сенна, но Шумахер проиграл ему всего 0,3 секунды. И по ходу гонки не уступал Айртону в скорости. Бразилец в итоге ошибся и сошёл, однако к этому моменту уже почти не имел шансов на победу – Шумахер уверенно лидировал. Вторая Williams, под управлением Деймона Хилла, проиграла ему круг.
Ответ на вопрос, что это было – удивительное стечение обстоятельств или новая расстановка сил, должен был дать второй этап чемпионата. Он проходил в Японии, но носил название «Гран При Тихого океана» – национальный Гран При в Сузуке был запланирован на конец сезона. Провести две гонки в Японии организаторов подтолкнул высокий интерес к Формуле 1 в этой стране, но выбор трассы оказался неоднозначным.
Формула 1 приехала на частный трек, построенный в 1990-м году владельцем местного гольф-клуба Хаджиме Танакой рядом с городом Аида. Места у Танаки было немного, так что трасса получилась маленькой, всего 3,7 километра, и медленной. Она получила официальное название TI Circuit Aida – TI расшифровывалось как «Tanaka International».
Интересно, что для двух гонщиков, приехавших в Окаяму, второй этап чемпионата стал первым в году. В промежутке между гонками Жан Алези попал в аварию на тестах Ferrari, повредив позвоночник. Его место в кокпите 412 T1 занял Никола Ларини, до того выступавший в Формуле 1 в 1992 году, когда в конце сезона он заменил другого пилота Ferrari – Ивана Капелли.
Куда более захватывающая история произошла с Эдди Ирвайном. В Бразилии пилот Jordan стал участником массовой аварии по ходу гонки, в которой поучаствовали (и сошли) помимо него также Мартин Брандл, Йос Ферстаппен и Эрик Бернар. Инициатором аварии действительно стал Ирвайн, но в паддоке сложилось мнение, что произошедшее стало следствием неудачного стечения обстоятельств. У стюардов мнение было другим, они оштрафовали Эдди на $10 тысяч и отстранили от участия в чемпионате на одну гонку.
Считая это решение несправедливым, Эдди Джордан подал апелляцию, но в FIA не только не приняли её, но и, припомнив Ирвайну столкновение с Сенной в дебютном Гран При Японии 1993 года, увеличили срок дисквалификации до трёх Гран При! Произошедшее несколько шокировало как Джордана, так и руководителей других команд (и некоторым из них с подобной тактикой FIA в этом году ещё предстоит столкнуться), и заставило срочно искать замену. За отсутствием других подходящих кандидатур было решено, что в Аиде за руль сядет Агури Сузуки, а позже его заменит кто-то другой – причём чаще всего журналисты называли имя Найджела Мэнселла.
Как ни удивительно, единственным пилотом, ранее уже выступавшим на TI Circuit, оказался не опытный Сузуки и не пилот Tyrrell Юкио Катаяма, а дебютант чемпионата Роланд Ратценбергер – он провёл тут гонку двумя годами ранее в местном кузовном чемпионате. Это мало помогло как австрийцу, так и его команде Simtek – на первой же тренировке в пятницу он разбил машину, так что первую квалификацию пропустил. Тем не менее, в субботу ему удалось опередить обоих пилотов Pacific, которые, в результате, оказались за бортом квалификации и не вышли на старт.
Третий поул подряд, включая финальную гонку предыдущего сезона, завоевал Сенна. Шумахер уступил ему 0,222, что его, по всей видимости, устраивало – в субботу улучшить своё время он даже не пытался. Впрочем, это мало кому удалось – показавший в пятницу третье время Хилл на следующий день проиграл самому себе более секунды. Пилоты McLaren Мика Хаккинен и Мартин Брандл показали четвёртое и шестое время, а выступавшие за Ferrari Герхард Бергер и Ларини – пятое и седьмое.
Для Ларини это был лучший результат в карьере, но уже в пятницу он оказался в центре небольшого скандала. Чарли Уайтинг обратил внимание на необычный звук его мотора, свидетельствовавший, по мнению технического делегата FIA, о том, что на машине стоял запрещённый трекшн-контроль.
Пресса могла об этом и не узнать, но в субботу в беседе с итальянскими журналистами проговорился сам Ларини. В Ferrari выпустили релиз, утверждавший, что они получили разрешение от самого Уайтинга на использование «гибкого ограничителя оборотов», но в FIA выпустили специальное заявление, потребовав отключить системы. Это и было сделано, но произошедшее оставило в паддоке некоторое недоумение – ведь перед началом сезона президент FIA Макс Мосли обещал жёстко покарать любую команду, нарушившую запрет на «электронных помощников» пилотов.
На утреннем warm-up в Williams нашли способ немного прибавить, увеличив клиренс FW16. Это могло дать Сенне определённое преимущество, однако для того, чтобы им воспользоваться, нужно было хорошо стартовать. Как только зажёгся зелёный сигнал светофора, и машины рванули с мест, Айртон вывернул руль вправо, пытаясь преградить путь Шумахеру, но было уже поздно – Михаэль ускорился лучше, не дрогнул под давлением трёхкратного чемпиона и вышел в лидеры.
Начинавший гонку прямо позади Михаэля Хаккинен тоже здорово стартовал и не только опередил Хилла, но и оказался вплотную за Сенной. Однако финн несколько перестарался и задел машину своего бывшего напарника в первом повороте. Айртона развернуло, машина замерла рядом с траекторией, а спустя ещё пару секунд в неё врезался Ларини… Удар не был опасным, пилот Ferrari успел сбросить скорость, но о продолжении гонки для обоих не могло быть и речи. В результате этой же аварии сошёл и Марк Бланделл – пытаясь увернуться от машины Ларини, он резко затормозил, и в него врезался Эрик Кома.
Хотя в первом повороте стояли сразу три машины, организаторы не только не остановили гонку, но даже не выпустили автомобиль безопасности, ограничившись жёлтыми флагами. Благодаря этому Шумахер уже на первом круге создал отрыв в 2,5 секунды, причём ехавший вторым Хаккинен явно сдерживал Хилла. Разрыв стремительно рос, Деймон понимал, что ему нужно опередить McLaren как можно быстрее, на четвёртом круге пошёл в рискованную атаку, но Хаккинен просто выпихнул его за пределы трассы. Деймона развернуло, он смог избежать контакта с барьером, но вернулся на трассу только девятым.
Борьба за победу на этом закончилась – Шумахер лидировал и ехал намного быстрее любого из конкурентов. Хаккинен удерживал второе место лишь до 18-го круга, когда мотор Peugeot на его McLaren вдруг начал работать с перебоями. Мика посетил боксы, команда вновь выпустила его на трассу, но лишь для того, чтобы два круга спустя Хаккинен сошёл окончательно из-за отказа гидравлики коробки передач.
На второе место вышел Бергер, но он отставал уже так сильно, что когда Шумахер отправился на свой первый пит-стоп, то смог вернуться лидером. Вскоре остановился и Бергер, выпустив вперёд Баррикелло и Хилла. Когда Рубенс тоже посетил боксы, Хилл оказался вторым, но отставание от лидера к этому моменту было уже таким, что ни о какой борьбе в Williams даже не помышляли. Тем не менее, до поры до времени им удавалось минимизировать потери – после своей второй остановки Хилл вернулся на трассу впереди Бергера. Однако на 49-м круге в Williams окончательно расстались с надеждами на очки в этой гонке – отказала трансмиссия.
Вторая машина Benetton тоже завершила гонку досрочно – Йос Ферстаппен ошибся и вылетел с трассы. Но первая неслась к финишу, как ни в чём не бывало. Шумахер одержал вторую победу подряд, опередив Бергера более чем на минуту, а всех остальных – более чем на круг. Благодаря этой победе Михаэль серьёзно укрепил лидерство в чемпионате, особенно по отношению к Сенне, который в двух гонках не заработал ни одного очка. Гонка в Аиде ясно показала, что произошедшее в Бразилии отнюдь не было стечением обстоятельств, и Шумахер в этом сезоне будет едва ли не главным претендентом на титул.
Третье место занял Рубенс Баррикелло – это был первый подиум как для него, так и для его команды Jordan. Именно Баррикелло после двух гонок занимал второе место в личном зачёте – хотя, конечно, все понимали, что надолго бразилец там не задержится. Четвёртое место довольно неожиданно завоевал ещё один бразилец, Кристиан Фиттипальди, выступавший за Footwork.
Гонка на TI Circuit также стала первым стартом для Роланда Ратценбергера – в Бразилии австриец не смог преодолеть квалификационный барьер. Пилот Simtek добрался до финиша, хотя и на последнем месте, с отставанием в 5 кругов. Как выяснится через две недели, этот старт был для него и последним – уже в квалификации Гран При Сан-Марино он вылетит с трассы из-за поломки переднего антикрыла и разобьётся. Однако его смерть окажется в тени другой трагедии – гибели Айртона Сенны.