Гонка #654: 18 июня 2000 года. Гран При Канады, Монреаль |
|
Поул | Михаэль Шумахер (Ferrari) – 1:18,439 (202,904 км/ч) |
Лучший круг | Мика Хаккинен (McLaren) – 1:19,049 (201,338 км/ч) |
Победитель | Михаэль Шумахер (Ferrari) – 1:41:12,313 (180,850 км/ч) |
Принято считать, что в 2000-м титул достался Михаэлю Шумахеру достаточно легко – ведь именно с этого года началась беспрецедентная пятилетняя серия побед пилота Ferrari в чемпионатах мира. В действительности в том сезоне машина McLaren по меньшей мере не уступала в скорости Ferrari F1-2000, и доказательством тому – три поула Мики Хаккинена в трёх первых гонках сезона, причём, в двух случаях со второй позиции стартовал другой пилот McLaren, Дэвид Култхард.
Команду из Уокинга вновь преследовали проблемы с надёжностью, да и на дистанции Скудерия оказывалась более конкурентоспособной, чем в квалификации, и все эти три гонки выиграл Шумахер. К европейской части сезона Ferrari удалось прибавить и на одном круге, причём первым выиграл квалификацию Рубенс Баррикелло, но теперь уже пилотов итальянской команды преследовало «проклятье поула».
Ни первая стартовая позиция в Барселоне, ни аналогичный успех в Монако не позволили Шумахеру одержать победы в этих гонках – равно как Баррикелло в Сильверстоуне и Култхарду на Нюрбургринге. В общем, по итогам семи первых гонок обладателю поула ни разу не удалось финишировать первым. А с учётом предыдущего сезона, эта удивительная серия продолжалась уже 12 Гран При подряд.
Восьмой этап проходил в Канаде, на автодроме имени Жиля Вильнёва. Несмотря на ряд неудач, Шумахер сохранял уверенное лидерство в чемпионате, так как Хаккинен и Култхард делили успехи между собой (впрочем, даже в сумме они выиграли меньше гонок, чем Михаэль) – Дэвид уступал немцу 12 очков, Мика – 17. На счету Баррикелло пока побед не было, он проигрывал лидеру своей команды уже 24 очка.
Новый напарник потребовался Михаэлю после того, как предыдущий, Эдди Ирвайн, решил уйти в новую команду Ford, названную из маркетинговых соображений Jaguar Racing – в конце 1999 года американская корпорация выкупила Stewart Grand Prix у Джеки Стюарта. Ferrari и Jaguar фактически поменялись пилотами – до 2000 года Баррикелло выступал именно в Stewart. Интересно, что объявлено о переходе было в тот момент, когда Ирвайн лидировал в чемпионате – но завоевать титул ему в итоге не удалось.
Предыдущая гонка в Монако прошла неудачно не только для Михаэля Шумахера, но и для его брата Ральфа. Старший из братьев сошёл по техническим причинам, а младший разбил машину в первом повороте трассы на середине дистанции, серьёзно повредив ногу. В Канаду он полетел без особой уверенности в том, что сможет участвовать в гонке. Вместе с ним в Монреаль полетел и тест-пилот Williams Бруно Жункейра. Всего за несколько дней до начала уик-энда Ральф признавался, что по-прежнему чувствует сильную боль при ходьбе, так что решение о том, будет ли он участвовать в заездах, планировалось принять после проверки FIA и первой сессии свободных заездов.
Сессия показала, что с Ральфом всё в порядке – особых проблем при пилотаже он не испытывал, и команда официально подтвердила, что он проведёт весь уик-энд. Лидировали тем временем попеременно то пилоты McLaren, то Ferrari. Поул в очень острой борьбе достался Михаэлю Шумахеру – он опередил Дэвида Култхарда всего на 0,098 секунды! На втором ряду тоже расположились машины Ferrari и McLaren, в том же порядке. «Лучшим из остальных» стал гонщик Jordan Хайнц-Харальд Френтцен. Шестое время, к радости местных болельщиков, показал Жак Вильнёв.
«Сессия получилась захватывающей – сначала я был самым быстрым, затем меня опередили, потом я снова вернулся на первую строчку, – рассказывал Михаэль Шумахер. – В конце сессии мне сказали по радио, что у Култхарда лучшее время, так что нужно продолжать атаковать. Я в этот момент находился в 10-м повороте – не лучший момент для разговоров! Но я не знал, сколько мне нужно отыграть, так что просто продолжил свою попытку. Значимым фактором стал ветер. Сегодня он оказался боковым, и это влияло на прижимную силу, было трудно предсказать её эффективность. Я рад, что Рубенс стартует третьим – думаю, мы хорошо подготовились к гонке».
Ещё лучше ситуация для Ferrari складывалась в воскресенье. Шумахер показал лучшее время на warm-up, а уже на прогревочном круге не смог тронуться с места Култхард. Механики McLaren бросились к машине Дэвида и быстро реанимировали его мотор – ещё даже до того, как мимо проехали все соперники, так что шотландец смог занять свою стартовую позицию.
Шумахер отлично стартовал, а вот Баррикелло и Хаккинен начали гонку не лучшим образом – их обоих опередил Вильнёв! Култхард сохранил вторую позицию и был единственным, кому удавалось поддерживать темп Михаэля – но лишь до 14-го круга, когда ему пришлось заехать в боксы для отбытия 10-секундного Stop&Go. Стюарды не оставили без внимания эпизод на прогревочном круге, ведь работа с машиной после 15-секундного сигнала запрещена…
Штраф отбросил Култхарда на 10-е место и сделал Шумахера безоговорочным фаворитом гонки. Михаэль стремительно отрывался от Вильнёва, а Баррикелло и Хаккинен никак не могли опередить канадца. К 9-му кругу Шумахер выигрывал у этой троицы 12 секунд, к 20-му – 20 секунд. Ещё немного – и Шумахер даже мог бы позволить себе лишний пит-стоп, не потеряв лидерства.
Однако на 23-м круге гонки начался дождь, подаривший соперникам Михаэля надежду. Поначалу он лишь немного моросил, но с каждым кругом становился сильнее, так что пилоты начали ошибаться. На 24-м круге столкнулись Ферстаппен и Култхард – оба смогли вернуться на трассу, потеряв несколько позиций. На 25-м круге Баррикелло, наконец, смог обогнать Вильнёва и бросился в погоню за напарником.
Оказавшись на свободной трассе, Рубенс резко прибавил. Пилоты Ferrari обменивались лучшими кругами, но вдруг скорость Михаэля немного упала. На 34-м круге команда позвала его в боксы – несколько раньше, чем изначально рассчитывали, чтобы осмотреть машину. Тем не менее, пит-стоп получился достаточно быстрым, и вернувшись на трассу, немец пропустил только своего напарника. Тот пролидировал восемь кругов, пока сам не свернул на пит-лейн.
Хотя воды на трассе становилось всё больше, дождь всё же был не настолько сильным, чтобы переходить на дождевую резину. Пилоты оставались на трассе, но пилотировать становилось сложнее. Кроме того, в сложной ситуации оказались и стратеги команды. На 44-м круге на свой второй пит-стоп заехал Вильнёв. Именно в этот момент дождь пошёл с новой силой, и в BAR возникло что-то вроде паники – механики не знали, какие шины ставить. В итоге выбор всё же был сделан в пользу шин для сухого асфальта – и уже спустя круг стало ясно, что это ошибка. Вильнёву пришлось заезжать в боксы во второй раз, что отбросило его далеко за пределы шестёрки лучших.
Заехавший в боксы на следующем круге Шумахер получил дождевую резину. Одновременно пришлось заехать и Баррикелло. Рубенс потерял какое-то время позади Михаэля, и в результате оказался позади Benetton Джанкарло Физикеллы. Итальянец проводил гонку лишь с одним пит-стопом и сменил шины в очень удачный момент, сразу получив дождевую резину. Благодаря этому он поднялся на второе место, но уже на следующем круге ошибся, прогулялся за пределы трассы и пропустил Баррикелло.
Ошибался не только Физикелла – в первом повороте развернуло даже Михаэля Шумахера. Немец сохранил лидерство, но его отрыв от напарника резко сократился. Вылетали за пределы трассы Вильнёв, Вурц и Ферстаппен. На 65-м круге Вильнёв врезался в Ральфа Шумахера – и для обоих гонка на этом закончилась. Спустя пару кругов их «подвиг» едва не повторили Култхард и Вурц – но касание всё же было более лёгким, и оба пилота продолжили движение.
Вплоть до финиша Баррикелло вплотную преследовал Шумахера, ситуация оставалась достаточно напряжённой. Тем не менее, Михаэль смог благополучно добраться до финиша и выиграть гонку – сняв, таким образом, «проклятие поула». Второе место Баррикелло принесло Ferrari второй командный дубль в сезоне, после Австралии. Для Физикеллы его подиум оказался уже третьим в сезоне и вторым подряд – дела итальянца складывались неплохо. Тогда было трудно предположить, что это последние очки Джанкарло в сезоне.
После финиша Култхард весьма раздражённо отзывался о наложенном на него штрафе. По мнению шотландца, решение стюардов стоило ему победы. «Есть смешное правило, по которому механики должны отойти от машины за 30 секунд до старта, – сказал он. – Вероятно, это делается из соображений безопасности, но в результате зрители не увидели плотной борьбы за победу в этой гонке. Я вполне мог её выиграть – я комфортно чувствовал себя позади Михаэля и ждал своего часа».
Михаэль комментировал свой успех с осторожностью. Хотя его преимущество в чемпионате над Дэвидом выросло до 22 очков, он напомнил, что впереди ещё половина чемпионата, а борьба далеко не окончена. «Сейчас я не думаю о титуле, – сказал он. – Есть золотое правило – ты можешь считать себя чемпионом только тогда, когда тебя уже математически никто не может опередить. Я выступаю в Формуле 1 уже 10 лет и видел многое». Ближайшее будущее показало, что чемпион совершенно прав.