Гонка #660: 10 сентября 2000 года. Гран При Италии, Монца |
|
Поул | Михаэль Шумахер (Ferrari) – 1:23,770 (248,953 км/ч) |
Лучший круг | Мика Хаккинен (McLaren) – 1:25,595 (243,645 км/ч) |
Победитель | Михаэль Шумахер (Ferrari) – 1:27:31,638 (210,468 км/ч) |
После Гран При Канады, где победил Михаэль Шумахер, ход чемпионата 2000 года неожиданным образом изменился. На протяжении пяти этапов подряд лидер Ferrari не мог победить – трижды он сошёл, ещё два раза финишировал вторым, позади Мики Хаккинена. В результате финн, ещё недавно безнадёжно отстававший от Михаэля в личном зачёте, смог захватить лидерство в гонке за титул.
Этапов до конца сезона оставалось всё меньше, Хаккинен опережал Шумахера уже на шесть очков, McLaren оторвалась от Ferrari в Кубке конструкторов на восемь очков, но в Скудерии твёрдо рассчитывали на домашнем Гран При Италии повернуть ход борьбы в свою пользу. Даже несмотря на то, что в последние годы машины Ferrari выглядели в Монце неважно.
Первые же тренировки показали, что времена изменились – в пятницу лучшие результаты в обеих сессиях остались за Рубенсом Баррикелло, в субботу – за Михаэлем Шумахером. В квалификации борьба была острой, но верх взяли гонщики Скудерии – Шумахер завоевал поул, Баррикелло начинал гонку с соседней позиции. Хаккинен уступил им немного, менее 0,2 секунды, но особых надежд на более высокий результат у него и не было. Четвёртое время неожиданно показал Жак Вильнёв – мотор Honda на его BAR работал отлично. Култхард оказался только пятым, хотя проиграл Шумахеру лишь полсекунды.
Перед гонкой 2000 года конфигурацию автодрома в Монце немного изменили. Прежде после стартовой прямой следовали две шиканы (левый-правый-левый-правый), носившие общее название Variante Goodyear. В 2000-м их заменила хорошо знакомая нам сегодня шикана Variante del Rettifilo, гораздо более крутая, глубокая и узкая, причём теперь сначала следовал правый поворот, а потом левый. Немного изменилась и другая шикана – Seconda Variante, тоже став более крутой.
Мнения гонщиков относительно перемен разделились. Так, Жан Алези отмечал, что теперь пилоту, на машине которого возникли какие-то проблемы в первом повороте, будет проще покинуть трассу, Михаэль Шумахер полагал, что новая шикана снизит нагрузку на подвеску. А вот Дэвид Култхард раскритиковал обновлённую конфигурацию – по его мнению, она могла спровоцировать завал в первом повороте, так как требовала гораздо более жёсткого торможения.
В правоте Култхарда все убедились уже в воскресенье – при непосредственном участии шотландца. Уже в первом повороте столкнулись Сало, Диниц и Ирвайн – пилоты Sauber, в полном соответствии с прогнозом Алези, после контакта проехали по прямой, повредив машины, но продолжив движение, а для Эдди гонка на этом закончилась.
Но куда более серьёзная авария произошла во второй шикане. В конце прямой Трулли пытался атаковать Баррикелло, позади них ехал Френтцен. Что произошло дальше – точно неизвестно. Френтцен утверждал, что Рубенс слишком рано затормозил, бразилец же считал, что Хайнц-Харальд сам грубо ошибся. Так или иначе, Френтцен врезался в Ferrari, затем задел машину напарника, а тот, потеряв управление, буквально снёс McLaren Култхарда. После контакта от Jordan Трулли отлетело заднее левое колесо, перелетело через ограждение и попало в грудь и голову волонтёра-пожарного Паоло Джислимберти.
На помощь упавшему пожарному бросился один из маршалов, вскоре подоспели врачи Формулы 1 Сид Уоткинс и Гэри Хартстейн. Пострадавшего на какое-то время вроде бы удалось реанимировать, его отправили в местный госпиталь, но там констатировали его смерть. Это была первая гибель человека на гонках Формулы 1 с Гран При Сан-Марино 1994 года, когда погиб Айртон Сенна – по нелепому стечению обстоятельств она вновь произошла в Италии.
Гонка, тем не менее, продолжалась своим чередом – организаторы лишь выпустили автомобиль безопасности. После первого круга пелотон не досчитался шести машин – помимо Култхарда, Баррикелло, Ирвайна и двух Jordan сошёл ещё и Педро де ла Роса, также попавший в завал во второй шикане. Джонни Херберт смог добраться до боксов, но его Jaguar оказался повреждён так сильно, что о продолжении гонки не могло быть и речи.
Рестарт был дан на 12-м круге – изрядно поредевший пелотон вновь отправился в бой. Лидировал Михаэль Шумахер, за ним следовали Хаккинен, Вильнёв, Ральф Шумахер и Физикелла. Шестым перед рестартом был Баттон, но он пострадал в необычном инциденте. Отпуская автомобиль безопасности подальше, Шумахер замедлился на задней прямой, за ним притормозили и остальные пилоты, но Дженсон этого не заметил и, чтобы не врезаться в Ральфа, вынужден был на высокой скорости свернуть на траву, где задел отбойник. Молодому британцу удалось вернуться на трассу, но машина получила повреждения, и Баттон вылетел с трассы в Параболике.
После схода Баттона на шестое место поднялся Вурц, но ненадолго – уже на следующем круге его опередил Ферстаппен. Йос и Рикардо Зонта были самыми активными пилотами в этой части гонки – они прорывались наверх, сумели опередить Benetton Физикеллы, Williams Ральфа Шумахера и начали активную борьбу между собой за третью позицию. Сражение шло с переменным успехом, и завершилось на 24-м круге, когда бразилец поехал в боксы. Как выяснилось, он планировал на один пит-стоп больше, чем его соперники.
Ральф Шумахер сумел вернуть утерянную третью позицию благодаря более позднему, чем у Ферстаппена, пит-стопу. Это же пытался сделать и Хаккинен по отношению к Михаэлю, но трёх кругов с пустыми баками ему не хватило, чтобы отыграть пятисекундное отставание, и Ferrari осталась во главе пелотона. На пит-стопе механики внесли в настройки McLaren некоторые изменения, которые позволили финну прибавить и показать лучший круг, но и этого оказалось недостаточно. На финише Михаэль опередил Мику менее чем на четыре секунды.
Третье место завоевал Ральф Шумахер – на подиуме вновь оказались два брата. Йос Ферстаппен за свой блестящий пилотаж вознаградил себя и свою команду Arrows очками за четвёртую позицию – это была всего лишь вторая результативная гонка для голландца в сезоне. Вурц финишировал пятым, Зонта шестым.
Шумахер прервал трёхмесячную «засуху» в своих результатах – это была его первая победа за шесть гонок. И одержана она была на самой важной для его команды трассе – в Монце. Кроме того, это была его 41-я победа в Формуле 1 – по этому показателю он сравнялся с Сенной. Когда на послегоночной пресс-конференции Михаэля спросили, что он чувствует по этому поводу, он неожиданно разрыдался – к великому удивлению Хаккинена, своего брата и всех присутствующих.
«Мне не хватит слов, чтобы выразить свои чувства, и могу лишь сказать что счастлив и опустошён, – сказал чуть позже Михаэль. – Эта 41-я победа очень много для меня значит, и бывают моменты, когда я не могу отвечать на ваши вопросы. Это очень эмоциональная победа, даже в большей степени, чем в 1998 году. Мы находимся в Италии, после серии непростых гонок, и как мы доказали в этот уик-энд, смогли вернуться на правильный путь. Я всё ещё отстаю в чемпионате, но эта победа принесла огромное облегчение. В команде работают 500 человек, все они внесли свой вклад в этот успех».