Об ожиданиях от уик-энда…
Трасса Марина Бей появилась в календаре в 2008-м. Старт сразу решили давать вечером – впервые в Формуле 1 гонка проходила при искусственном освещении, что позволило европейцам смотреть её в привычное для себя время. Но куда более важно то, что ночная гонка, в сочетании с фантастическим урбанистическим пейзажем, наделила Гран При Сингапура особой, совершенно уникальной атмосферой.
Во многих смыслах Сингапур – полная противоположность предыдущему этапу в Монце. Если всё же сравнивать гонку на Марина Бей с какой-то другой, на ум в первую очередь придёт Монако. И не только потому, что Сингапур – тоже город-государство на берегу моря, где команды окружает блеск и роскошь. В Сингапуре пилотов тоже ждёт узкая городская трасса с огромным числом поворотов и минимумом возможностей для обгона.
Но в отличие от Монако, трасса Марина Бей имеет нормальную для Формулы 1 длину – пять километров. А так как скорости здесь невелики, то гонка получается самой продолжительной в году – тем более, что вероятность выезда автомобиля безопасности составляет 100%. Пилоты, как правило, с трудом укладываются в двухчасовой лимит. И несмотря на то, что старт происходит в восемь вечера, когда солнце садится и жара спадает, из-за высоких температур и влажности гонка в Сингапуре неизменно становится одной из самых сложных для машин и гонщиков.
Мощность мотора не имеет столь большого значения, как в Монце, что позволяет клиентам Renault надеяться на высокий результат. Особенно это касается Red Bull Racing, ведь в Монако они выглядели очень уверенно. С другой стороны, пилоты Ferrari в Монако казались просто недосягаемыми, и после двух подряд побед Хэмилтона, безусловно, постараются взять реванш.
Противостоять им Льюису будет достаточно трудно. Естественно, гонщики Mercedes относятся к фаворитам на любой трассе, но в Монако они просто провалились, да и на другой медленной трассе, в Венгрии, выглядели неважно. К тому же, Феттеля можно считать настоящим специалистом по Сингапуру – он побеждал тут четыре раза, вдвое чаще Льюиса.
Помимо Хэмилтона и Феттеля, в Сингапуре побеждал ещё только один действующий пилот Формулы 1 – Фернандо Алонсо. Испанец победил тут в 2010-м на Ferrari, но куда известнее его победа на самом первом Гран При Сингапура в 2008 году. Она была одержана благодаря вовремя появившемуся автомобилю безопасности, который выехал на трассу после аварии напарника Алонсо по Renault, Нельсона Пике.
Позже бразилец признался, что врезался в отбойник намеренно, по требованию руководства команды, Флавио Бриаторе и Пэта Симондса, после чего оба были надолго отстранены от гонок. Но результат Гран При пересматривать не стали.
О трассе…
Марина Бей, Сингапур. 61 круг по 5.065 км = 308.828 км, 23 поворота. Аэродинамика настраивается на высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 320 км/ч с системой DRS и 305 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 45.5% дистанции круга. Время на торможении – 21% круга. 16 зон торможения. Износ тормозов – очень высокий. Время, необходимое для проведения пит-стопа – 29 секунд.
Расход топлива в Сингапуре очень высокий – на грани разрешенного лимита, поэтому гонщикам придётся контролировать темп, учитывая данные о расходе. Крайне важен хороший старт, поскольку обгонять на дистанции сложно. Старт с поула и успешное прохождение первого поворота – ключевые слагаемые победы.
Гран При Сингапура всегда сопровождает жаркая погода – около 30 градусов при высокой влажности. Осенью начинается сезон дождей, но пока ни одна из девяти гонок, прошедших на этой трассе, не была дождевой. Дожди шли в другие часы уик-энда, но не во время гонки. Однажды эта серия прервётся, не исключено, что в ближайшие выходные.
О резине…
Как обычно, в Pirelli выбрали на этот уик-энд три самых мягких состава – Soft, SuperSoft и UltraSoft. Такое сочетание в этом году используется уже седьмой раз, но все предыдущие трассы, где мы видели подобные составы (Австралия, Россия, Монако, Канада, Австрия и Бельгия) не могут сравниться с Сингапуром с точки зрения температур.
Из-за большого количества поворотов разница в скорости между составами тут обычно достаточно велика – в прошлом она доходила до 2,5 секунд. Учитывая это, а также то, что составы в этом году гораздо жёстче, чем в предыдущем, маловероятно, что кто-то из пилотов будет использовать в гонке Soft – напротив, все постараются как можно большую дистанцию проехать на UltraSoft.
Сделать это можно, в том числе благодаря стратегии двух пит-стопов – в прошлом году почти все останавливались трижды. С другой стороны, проблемы с трафиком и сложности с обгоном заставляют всерьёз рассматривать и вариант одной остановки, хотя в этом случае задним шинам придётся нелегко – нагрузка на них примерно на 15% выше, чем, к примеру, в Монако.
Можно отыграть позицию за счёт раннего пит-стопа, используя преимущество более эффективной работы шин в начале отрезка и выходя вперёд, когда соперники отправятся в боксы. Однако карты может смешать выезд автомобиля безопасности, без которого пока не обошёлся ни один Гран При Сингапура.
Крайне важно продуктивно провести вторую тренировку, которая проходит примерно в то же время, что и гонка. В ночное время температура трассы будет значительно ниже, чем в первой и третьей сессиях, что скажется на работе шин.
Год назад в Сингапуре…
Гонка в Сингапуре для Mercedes всегда складывалась непросто. После провала в 2015 году, в 2016-м «Серебряные стрелы» приехали сюда, полные решимости реабилитироваться. И в общем-то, им это удалось, хотя у Льюиса Хэмилтона может быть на этот счёт другое мнение.
Уик-энд складывался для британца неудачно, одна проблема следовала за другой. В пятницу из-за отказа гидравлики он пропустил большую часть второй тренировки, в субботу утром мало работал на трассе из-за тормозов, так что неудивительно, что в квалификации Льюис уступил не только Нико Росбергу, но и Даниэлю Риккардо.
Хэмилтон надеялся отыграться в воскресенье, но сделать это ему не удалось – первая тройка финишировала в том же порядке, что и стартовала. Начинавший гонку позади них Макс Ферстаппен уже на старте откатился назад, что позволило Райкконену выйти на четвёртую позицию – на ней же он и финишировал.
Едва ли не единственным «возмутителем спокойствия» в пелотоне оказался Себастьян Феттель – да и то в силу стечения обстоятельств. Из-за поломки стабилизатора поперечной устойчивости немец начинал гонку последним, но к финишу смог пробиться на пятое место, позади напарника по Ferrari.
Неплохо провёл гонку Даниил Квят, на протяжении половины дистанции сдерживавший Макса Ферстаппена. В итоге голландцу всё же удалось опередить россиянина, но Даниил финишировал девятым и впервые с Гран При Австрии смог заработать очки.
Как обычно, не обошлось и без автомобиля безопасности – он выехал после инцидента на старте. Объезжая медленную машину Ферстаппена, Хюлкенберг сместился в центр и оказался между машин Toro Rosso, где зацепил Сайнса – машину развернуло и Нико врезался в стену. Пытаясь избежать столкновения с ним, Боттас и Баттон столкнулись – Валттери получил прокол, а Дженсон остался без половины переднего антикрыла.
Ещё один запоминающийся момент произошёл спустя два круга. Автомобиль безопасности уже отправился в боксы, гонка рестартовала и вдруг выяснилось, что один из маршалов не успел покинуть трассу. В итоге всё обошлось, хотя лидеры, видевшие человека на прямой, выразили своё недоумение.