Гонка #619 10 мая 1998 года. Гран При Испании. Барселона |
|
Поул | Мика Хаккинен (McLaren MP4/13) – 1:20,262 (212,021 км/ч) |
Лучший круг | Мика Хаккинен (McLaren MP4/13) – 1:24,275 (201,925 км/ч) |
Победитель | Мика Хаккинен (McLaren MP4/13) – 1:33:37,621 (196,901 км/ч) |
Сезон 1998 года оказался довольно противоречив – с одной стороны, зрители увидели ещё один пример доминирования одной команды, причём, после долгого перерыва, это снова была McLaren. С другой, украшением сезона стала погоня Ferrari за лидерами, едва не увенчавшаяся успехом – обладатель титула определился только в самой последней гонке чемпионата.
В 1998-м вступил в силу новый регламент, существенно изменивший облик машин. Они стали заметно уже, а на шинах появились продольные канавки – в FIA пытались снизить скорость в поворотах и увеличить количество обгонов. На практике в 1998 году борьбы на трассе стало гораздо меньше, чем прежде – потому что перешедший в McLaren Эдриан Ньюи в очередной раз продемонстрировал свой гений, лучше других приспособившись к переменам и создав непобедимую MP4/13. Во всяком случае, так казалось после первого Гран При сезона в Австралии.
Обычно считается, что острое соперничество по ходу чемпионата после разгрома, учинённого McLaren на первом этапе сезона, стало следствием инженерной работы Ferrari, и это, безусловно, так. Но не стоит забывать и ещё об одном важном факторе – в 1998-м McLaren перешла на шины Bridgestone, тогда как Ferrari осталась на Goodyear.
Именно соперничество шинников стало главной причиной резких «прыжков» формы команд от Гран При к Гран При. Одни трассы больше подходили Bridgestone, другие – Goodyear. Во многом благодаря этому Шумахеру удалось навязать борьбу McLaren уже на третьем этапе сезона, в Аргентине, хотя до этого ни малейших шансов сделать это у него не было. В Сан-Марино силы соперников оказались почти равны.
Спустя две недели чемпионат приехал в Барселону, и сразу стало ясно, что преимущество McLaren вернулось. В квалификации пилоты этой команды вновь не оставили от оппозиции камня на камне – поул завоевал Мика Хаккинен, и в одной секунде с ним был только его напарник, Дэвид Култхард. Шумахер показал третье время, но уступил финну полторы секунды!
Подтвердили хорошую форму Bridgestone на этой трассе и пилоты Benetton. Ещё недавно чемпионская команда после ухода Шумахера скатывалась в протоколах всё ниже и ниже, а с 1998-го, как и Williams, использовала старые моторы Renault, так как французы ушли из чемпионата (в Benetton делали это под брендом Playlife, а Williams – Mecachrome), так что четвёртое и пятое место на стартовой решётке, всего в паре десятых от Шумахера, можно было считать хорошим достижением. Для сравнения, на предыдущем Гран При Вурц уступил Михаэлю в квалификации секунду, а Физикелла – полторы.
Что касается действующих чемпионов, команды Williams, то они тоже использовали резину Goodyear, так что на стартовой решётке оказались очень далеко. Жак Вильнёв квалифицировался 10-м, Хайнц-Харальд Френтцен – 13-м. Оба проиграли поулу более двух с половиной секунд. Это был худший квалификационный результат для Williams с Гран При США 1989 года!
Впервые в 1998 году пилот не смог преодолеть квалификационный барьер. Рикардо Россет на Tyrrell не хватило до 107% всего 0,07 секунды, это самое маленькое отставание в истории, которое привело к тому, что гонщик не вышел на старт. В 1999 году на Гран При Франции его превзошёл Деймон Хилл, ему не хватило до барьера 0,003 секунды, но стюарды допустили чемпиона 1996 года на старт в связи с «особыми обстоятельствами».
Гонка получилась довольно скучной, было лишь два довольно ярких момента, которые после финиша все и обсуждали. На 29-м круге Джанкарло Физикелла провёл одну из немногих попыток обогнать соперника на трассе, а не в боксах, атаковав Ирвайна. Машины поравнялись, но Эдди остался верен своей траектории, и всё закончилось столкновением и обоюдным сходом. Возмущённый Физикелла не поленился сходить в боксы Ferrari, чтобы обозвать Эдди идиотом, о чём потом рассказал прессе. Однако стюарды с такой трактовкой не согласились и оштрафовали Физикеллу на $7500.
Второй момент произошёл на самом последнем круге. Ехавшего восьмым Ярно Трулли догнал Хайнц-Харальд Френтцен, и стюарды неожиданно показали итальянцу синий флаг, перепутав красный Williams с Ferrari! Ярно сбросил скорость и с удивлением увидел, что его опережает непосредственный соперник. После финиша он был просто в ярости.
«Я очень зол, потому что собирался дать ему настоящее сражение, – возмущался Трулли. – Несправедливо терять позицию только потому, что кто-то ослеп и не может отличить одну машину от другой. Конечно, нет большой разницы, финишируешь ты на восьмой позиции или на девятой, но для гонщика это имеет значение. А из-за синего флага у меня не было выбора».
В общем-то, на протяжении всего уик-энда в Барселоне преимущество Мики Хаккинена было совершенно очевидно. Во всех сессиях уик-энда он намного опередил не только пилотов остальных команд, но и своего напарника. Так что перед стартом гонки никаких иллюзий никто не испытывал. Всё, в общем, так и получилось. Хаккинен на старте захватил лидерство и легко победил. Сам Мика, правда, утверждал, что легко ему не было, но звучало это несколько лукаво. По его словам, ему нужно было постоянно поддерживать концентрацию, потому что всё время приходилось кого-то обгонять на круг…
По итогам гонки Дэвид Култхард проиграл напарнику 10 секунд. Отрыв мог бы быть и больше, но Мика никуда особенно не торопился. Его лучший круг гонки был на полсекунды быстрее, чем у Култхарда. После финиша Дэвид откровенно признался, что Хаккинен «преподнёс ему урок». «Очевидно, что он был намного быстрее меня, – сказал Дэвид. – Попросту говоря, он выступал на другом уровне. Я атаковал, как только мог, потому что никогда не знаешь, что произойдёт, но этого оказалось недостаточно».
Что касается Шумахера, то он неудачно стартовал, пропустив Ирвайна и Физикеллу, а по ходу гонки ещё и получил штраф за превышение скорости на пит-лейн. Тем не менее, хорошая стратегия и вовремя пройденные быстрые круги позволили Михаэлю вернуть потерянные позиции, и он финишировал третьим. Даже без всех этих проблем он вряд ли мог претендовать на большее.
«Я плохо стартовал, потому что колёса начали буксовать, и сразу отыграться не получилось, – рассказал Михаэль после финиша. – Я потерял две позиции, но благодаря команде, которая справилась просто потрясающе, смог вернуться на третье место после первого пит-стопа. Вероятно, ограничитель скорости сработал неправильно, я видел, что моя скорость на мгновение оказалась выше допустимого. Пришлось отбыть штраф, я оказался четвёртым, позади Вурца.
Я постарался сократить отставание, и снова команда зазвала меня в боксы в правильный момент, что позволило мне опередить Алекса. Не думаю, что это возможно было сделать на трассе. Третье место – максимум, на который мы могли сегодня рассчитывать, но на следующем этапе в Монако, скорее всего, мы будем ближе к лидерам. Впереди нас ждёт много новинок, а сейчас мы можем только работать, работать и работать. Некоторые трассы, на которых мы будем выступать в ближайшее время, подойдут нам больше этой».
Вурц в третий раз в сезоне финишировал четвёртым, а вот пятое место Рубенса Баррикелло принесло Stewart первые очки в сезоне. Шестое место занял Жак Вильнёв, и единственное заработанное очко стало слабым утешением для действующего чемпиона мира. Третий год подряд обладатель единички на носовом обтекателе не участвовал в борьбе за титул.