Хотя Формула 1 – летний вид спорта, и видеть на снегу машины Ф1 непривычно, они оказывались в подобных условиях не раз. В связи с последними событиями на тестах в Барселоне, где в третий день снег фактически лишил команды возможности поработать на трассе, мы решили рассказать о нескольких подобных случаях в прошлом.
Обычно команды устраивали заезды по снегу добровольно, в рамках развлекательных и рекламных мероприятий. Чаще других это делали в Red Bull, но такие заезды есть на счету и многих других команд – Ferrari, Renault, BMW, а Мика Хаккинен даже как-то катал по льду замёрзшего озера свою жену на двухместном McLaren.
Однако в истории Формулы 1 бывали случаи, когда гонщикам приходилось ездить по льду и снегу не в своё удовольствие, а на результат. В довоенные годы это было более или менее обычной практикой – проводились даже специальные «Зимние Гран При» на льду замёрзших озёр.
Наиболее известный пример – Зимний Гран При Швеции, проходивший с 1931 по 1936 годы по льду озера Рямен. После войны такой Гран При прошёл один раз, в 1947 году, но уже на военном аэродроме в Роммехеде. Выиграл его не какой-то местный любитель покататься по снегу, а Рег Парнелл на машине ERA, выступавший позже в Формуле 1. Правда, фактически в гонке принимали участие только четыре машины, так как судно, которое должно было доставить в Швецию большую часть участников, не прибыло вовремя.
Аналогичные соревнования также проходили в Норвегии, Финляндии и Эстонии. Конечно, их нельзя назвать гонками Формулы 1, так как такого понятия в то время ещё не существовало, но на старт выходили машины того же класса. Однако после образования Формулы 1 ледовые гонки на машинах с открытыми колёсами стали редкостью.
Но если Формула 1 не хотела приезжать туда, где шёл снег, это вовсе не значило, что снег не может пойти там, где находятся команды Формулы 1. Случаев, когда гоночные машины оказывались под снегом, хватало во все времена – обычно это происходило на зимних тестах в Великобритании, где уже начиная с шестидесятых годов базировалась львиная доля команд.
Подобное случалось и во время гонок. Вот, к примеру, одна из самых известных фотографий, иллюстрирующих гонки формул под снегом. Это действительно гонка, а не тесты, она состоялась 23 апреля 1967 года на «Южной петле» Нюрбургринга, и несмотря на пошедший прямо по ходу заездов снег, отменять её не стали.
Правда, речь идёт о Формуле 2, но в те годы мир этих двух серий пересекался гораздо сильнее, чем сегодня, и многие пилоты участвовали одновременно в двух чемпионатах. Так, на фотографии Джон Сёртиз на шасси Lola с двигателем BMW. Джон занял в той гонке второе место, а победил Йохен Риндт на Brabham. Помимо них, в той гонке приняли участие и многие другие известные пилоты Формулы 1 – Джим Кларк, Брюс Макларен, Джек Брэбэм, Грэм Хилл, Жаки Икс и так далее.
Но и в Формуле 1 подобные казусы случались. Из-за стремления избегать плохих погодных условий первые гонки сезона обычно проходили зимой в ЮАР и Южной Америке, а затем – уже ближе к лету в Европе. Из-за этого в календаре образовывались огромные паузы, которые заполнялись различными внезачётными гонками. Едва ли не единственной целью участия в них были призовые, а это автоматически означало, что наибольшей популярностью пользовались европейские гонки, до которых можно было добраться на грузовиках. И лучше всего – прямо в Англии.
Именно на таких соревнованиях с погодой могло происходить что угодно. Так было и в 1973 году, когда между этапами в ЮАР и Испании образовался восьминедельный перерыв. В этом промежутке в Великобритании прошли две внезачётные гонки – «Гонка чемпионов» в Брэндс-Хэтч 18 марта и BRDC International Trophy в Сильверстоуне 8 апреля.
Как ни парадоксально, в Брэндс-Хэтч в середине марта соревнования прошли нормально (если, конечно, не учитывать тот факт, что это была единственная в истории сколь-нибудь представительная совместная гонка Формулы 1 и Формулы 5000, в которой пилот на машине Формулы 5000 финишировал первым). Так что от гонки в Сильверстоуне спустя три недели никто сюрпризов не ждал.
Правда, погода установилась в Нортгемптоншире неважная – уже на тренировках и в квалификации было холодно, дул сильный ветер, шел дождь. Но к таким условиям гонщикам Формулы 1, которые вновь соперничали на одной трассе с машинами Формулы 5000, было не привыкать. Всего на старт вышло 13 машин Формулы 1 и 16 лучших из гонки Формулы 5000, состоявшейся до этого. Фактически, правда, за рулём части машин Формулы 5000 сидели бывшие и действующие пилоты Формулы 1.
Гонка получилась достаточно боевой, из-за холода и дождя ошибались даже признанные фавориты, включая Джеки Стюарта на Tyrrell. После половины дистанции в гонке лидировал Ронни Петерсон и, вероятно, смог бы одержать лёгкую победу, если бы неожиданно не пошёл снег. Причём, останавливать гонку из-за этого никто и не подумал.
Трасса стала ещё более скользкой, Lotus Ронни беспомощно заскользила в Becketts, и Стюарт вернулся на первую строчку. Как ни странно, из-за снега сошли только двое, причём оба из Формулы 5000 – Бретт Ланджер (спустя пару лет он дебютировал в Формуле 1) и Дэвид Окстон. Оба вылетели с трассы, причём в случае Окстона, возможно, дело было в сломанном дифференциале. Остальные ошибались, но не столь серьёзно, так что первая пятёрка проехала все запланированные 40 кругов.
Победу одержал Стюарт, Петерсон остался вторым, пилот BRM Клей Регаццони – третьим. Четвёртое и пятое место заняли Питер Ревсон из McLaren и Ники Лауда на BRM. Джордж Фолмер на Shadow проиграл круг.
С тех пор с каждым годом внезачётных Гран При проводилось всё меньше, а в восьмидесятых они исчезли совсем. В гонках Формула 1 со снегом больше не встречалась, хотя он не раз выпадал на тестах. Особенно в прежние времена, когда команды тестировали машины, начиная с декабря, и не все для этого отправлялись в тёплые страны.
Происходило подобное и в Барселоне – зимой 2000-го года одна из тестовых сессий McLaren-Mercedes оказалась сорвана из-за того, что вся каталонская трасса была покрыта снегом, а в 2002-м Хаккинен даже смог поиграть с командой в снежки. Один из последних подобных случаев произошёл в Сильверстоуне в 2005 году, когда пилоту Renault Фернандо Алонсо пришлось обкатывать новую машину, несмотря на пошедший снег.
Конечно, после каждого подобного случая организаторы и команды говорят о необходимости избежать повторения подобных ситуаций, но полностью оградить себя от неожиданностей невозможно. Да, можно проводить тесты там, где выпадение снега маловероятно, но может пойти сильный дождь, как это не раз бывало в тропиках, или сгуститься такой туман, что любые заезды всё равно придётся отменять – как во всё той же Барселоне в 2004-м.
Даже в Бахрейне, куда богатые команды регулярно призывают перенести тесты, как-то пришлось отменять сессии из-за пыльной бури. Мест, где никаких катаклизмов никогда не происходит, на нашей планете нет. Так что остаётся лишь принимать ту погоду, что есть, и двигаться дальше. В конце концов, после подобных приключений нам с вами будет о чём вспомнить.