1. Себастьян Феттель (Ferrari)
2. Валттери Боттас (Mercedes)
3. Макс Ферстаппен (Red Bull Racing)
Интервью в закрытом парке
Вопрос: (Пол ди Реста) Себастьян, вы одержали 50-ю победу в Формуле 1, наши поздравления!
Себастьян Феттель: Сегодня всё прошло идеально! В субботу я говорил, как важен канадский этап для Ferrari, и одержать в итоге столь уверенную победу – это невероятно! Для меня это 50-я победа в карьере, но наша команда давно не финишировала здесь первой – я видел, как радовались этому успеху болельщики на трибунах. Сегодня им и нам есть что отпраздновать, я очень рад и благодарен всей команде!
Вопрос: (Пол ди Реста) Вы сами видите её реакцию! Более того, сегодня вы вышли в лидеры чемпионата – можно ли сказать, что после недолгого неудачного периода шансы на титул снова высоки?
Себастьян Феттель: До конца сезона еще далеко, так что я не думаю о ситуации в личном зачете, но перехваченное лидерство – приятное дополнение к этой победе. Сегодня на автодроме имени Жиля Вильнёва первой финишировала Ferrari, за рулём которой был я – это повод для гордости и замечательное достижение в память о великом гонщике, каким был Жиль.
Вопрос: (Пол ди Реста) Валттери, вы оказались лучшим среди остальных, но вряд ли могли чем-то ответить Себастьяну – он сегодня полностью контролировал ситуацию, не так ли?
Валттери Боттас: С первого круга казалось, что Ferrari немного быстрее и контролирует гонку. Я атаковал, но под конец у меня начались некоторые проблемы – пришлось экономить топливо. Это позволило Максу приблизиться.
Вопрос: (Пол ди Реста) Вы довольны результатом? Нет ли ощущения, что с доработанной версией силовой установки, которая должна была дебютировать в этот уик-энд, можно было добиться большего?
Валттери Боттас: По-моему, мы добились максимального результата. В субботу всё зависело от сотых долей секунды, и, возможно, если бы я стартовал с поула, то всё было бы иначе. Но я считаю, что мы добились максимума после старта со второй позиции, и этим я доволен. Но меня не устраивает, что мы оказались позади.
Вопрос: (Пол ди Реста) Макс, вы всегда сражаетесь до последнего и в этот уик-энд выступили очень здорово. Полагаю, вы довольны результатом, верно?
Макс Ферстаппен: Это была хорошая гонка! Нам пришлось рано ехать в боксы, потому что резина HyperSoft была практически полностью изношена, зато после пит-стопа на шинах SuperSoft мы показали очень неплохой темп. Отставание от Валттери Боттаса постепенно сокращалось, особенно ближе к финишу – жаль только, что до конца гонки уже оставалось совсем мало кругов. Но сегодня мы были вполне конкурентоспособны, и я получил удовольствие.
Пресс-конференция, вопросы с мест
Вопрос: (Массимо Лопез Пена) Себастьян, в субботу вы вспоминали Жиля Вильнева, а сегодня одержали для Ferrari первую победу в Монреале с 2004 года, когда на этой же трассе триумф праздновал Михаэль Шумахер. Не знаю, планируете ли вы посвятить кому-либо свой успех, мой вопрос в другом: по ходу гонки, в которой вы лидировали всю дистанцию, посещала ли вас мысль, что вы можете вдруг упустить победу?
Себастьян Феттель: Успеха добивается команда, поэтому любую победу нельзя посвятить кому-то одному. Сегодняшнюю я посвящаю нашей гоночной бригаде, сотрудникам в Маранелло и всем канадским болельщикам Ferrari – они долго ждали от нас хорошего результата в Монреале. Приятно, что спустя 40 лет после победы Жиля Вильнева Ferrari снова оказалась здесь лучшей. Я горжусь тем, что являюсь частью этого процесса, и надеюсь, что в будущем нас ждет еще немало успехов. Странно осознавать, что предыдущую победу Ferrari в Монреале я сам видел по телевизору в далеком 2004-м году – потому эту гонку я хочу посвятить команде и болельщикам.
О чем был второй вопрос? О том, опасался ли я упустить победу? Таких мыслей у меня не было, поскольку я контролировал отрыв от Валттери. На первом отрезке я пытался от него уехать, в какой-то момент заблокировал колеса и потерял на этом время, но в остальном все прошло гладко. Правда, ситуация с трафиком была непростой, а на последних кругах я старался просто беречь машину и держался подальше от поребриков.
Похоже, возникла некоторая путаница, так как клетчатый флаг нам показали немного раньше. Это было забавно, ведь индикатор на руле показывал еще один круг, и эту же цифру я видел на информационном табло. Промчавшись под флагом, я всматривался в телевизионные экраны, стараясь понять, что происходит – по ним тоже было видно, что я нахожусь на финальном круге, и я сказал команде: «Кажется, гонка еще не закончена». Мне ответили: «Не закончена, продолжай атаковать!» Кое-кто из маршалов уже радовался окончанию уик-энда… Странная ситуация, но в целом просто замечательный день!
Вопрос: (Хейкки Культа) Валттери, в семи прошедших гонках вы четыре раза финишировали вторым. Мысль об этом вызывает у вас досаду?
Валттери Боттас: Когда жаждешь победы, второе место – не тот результат, который устраивает, но с нашей стартовой позицией и гоночным темпом вряд ли можно было добиться большего. В этот уик-энд Ferrari оказались быстрее, Red Bull Racing практически нам не уступали, так что мы взяли от ситуации максимум. Машине не хватило скорости, потому я не огорчен вторым местом, но, признаюсь честно, мне очень хотелось выиграть эту гонку. В нынешнем сезоне я не раз был близок к лучшему результату и буду продолжать к нему стремиться, однако мне самому и команде определенно нужно прибавить.
Вопрос: (Эдд Стро) Вопрос ко всем. Сегодня клетчатый флаг показали раньше, чем требовалось, и пусть это не сказалось на результатах, гонка получилась короче на два круга. Учитывая общий уровень профессионализма в Формуле 1, стоит ли предоставлять людям не из чемпионата возможность взмахнуть клетчатым флагом? Иногда это может иметь последствия…
Себастьян Феттель: На этот вопрос отвечать не нам. К счастью, в кокпите есть радиосвязь, есть индикатор пройденных кругов, а цифры на информационном табло были точны, но без радиосвязи и индикаторов я бы сбросил скорость в расчете, что и соперники позади поступят точно так же. Меня вся эта ситуация обеспокоила, и я просил по радиосвязи, чтобы люди не выбегали на трассу с флагами, радуясь окончанию гонки, поскольку мы всё еще продолжали мчаться в полную силу. Не понимаю, как так получилось.
Вопрос: Макс, в тот момент вы преследовали Валттери. О чем вы подумали, увидев клетчатый флаг на круг раньше?
Макс Ферстаппен: Я полностью согласен с Себастьяном. Подобное случалось и раньше, но, в конечном итоге, это не моя проблема.
Валттери Боттас: А я вас всех не слушал и не понимаю, о чем вы говорите.
Вопрос: (Кристиан Менат) Вопрос ко всем. Эта гонка со стороны выглядела, скажем так, далеко не захватывающей. Себастьян, вы говорили, что вам пришлось контролировать множество факторов, хотя перед вами никто не ехал, не приходилось иметь дело с возмущенным потоком воздуха. Почему гонка выдалась скучной? Всё дело в шинах, в расходе топлива?
Себастьян Феттель: Такова жизнь и таковы гонки, нет смысла критиковать ни то, ни другое. Лично у меня в кокпите было немало забот, и я не понимаю, почему все рассуждают настолько поверхностно. Позади семь гонок, некоторые из них были феноменальными, другие – скучными, но на следующей неделе стартует чемпионат мира по футболу, там тоже будут скучные матчи, однако люди все равно будут за всем этим наблюдать, поскольку отдельные игры будут фантастическими. Мы всегда стремимся к зрелищной борьбе, но нельзя постоянно ожидать большего.
Не пытайтесь найти ответа на ваш вопрос, не пишите ничего или пишите о чем-то другом. В кокпите мы тоже выполняем свою работу, и если приходится сражаться с соперником, мы сражаемся, однако изначально каждый из нас старается избежать схватки – умчаться вперед и не допустить атаки. Так одни гонки получаются интересными, а другие – не очень.
Вопрос: Валттери, насколько интересной вам показалась эта гонка?
Валттери Боттас: Я практически всю дистанцию ехал вторым и разве что в первых двух поворотах у меня было интересное сражение с Максом. Потом я пытался удержаться за Ferrari, но не смог держать темп Себастьяна. Кроме того, по ходу первого отрезка мы израсходовали чуть больше топлива, из-за чего на втором пришлось его экономить – потому гонка прошла стабильно и без каких-либо событий.
Себастьян прав, мы всегда выкладываемся по максимуму, в кокпите на скуку просто нет времени – постоянно нужно что-то делать и оставаться предельно сосредоточенным. Уверен, у нас еще будут интересные гонки, просто в двух недавних Гран При было не так много захватывающих моментов. Опять же, в нынешнем сезоне у нас уже были потрясающие этапы, и следующего такого долго ждать не придется.
Вопрос: Макс, что скажете? Вы кивали головой в знак согласия с Себастьяном.
Макс Ферстаппен: Для меня гонка получилась скучноватой, так как не приходилось атаковать и обгонять. Но я должен был сохранять сосредоточенность, так как защитные барьеры на здешней трассе расположены очень близко, плюс машина по ходу гонки заметно скользила, нужно было беречь шины. Как заметил Себастьян, некоторые Гран При получаются чуть интереснее прочих, такова жизнь.
Вопрос: (Николанджело Чоппи) Вопрос для Себастьяна и Макса. Себастьян, найдется ли у вас несколько слов для местного итальянского сообщества, представители которого давно болеют за вас и Ferrari? Макс, после того, как Кими Райкконен завершит карьеру, захотите ли вы выступать в Ferrari, или же ваша цель в любой команде быть первым номером?
Себастьян Феттель: Не знаю, насколько удачно я подбираю слова в подобных случаях, но в этот уик-энд я не раз говорил о том, что в Канаде наша команда всегда чувствует огромную поддержку. Местные болельщики относятся к гонкам с той же страстью, как итальянские – кроме того, здесь живет немало выходцев из Италии. Я не раз бывал в Монреале, посещал разные районы города, и у меня никогда не возникало сложностей с тем, чтобы найти здесь итальянский ресторанчик. На самом автодроме всегда царит потрясающая атмосфера, и этот уик-энд был нашим – уик-эндом Ferrari! Думаю, это максимум того, что я мог сказать. Спасибо за поддержку, за многочисленные флаги, за то, что гордитесь нами!
Макс Ферстаппен: Сколько лет Кими?
Себастьян Феттель: Не знаю.
Макс Ферстаппен: Тридцать семь? Тридцать восемь? Да он мне в отцы годится!
Не знаю, время покажет. Сейчас у меня есть контракт с Red Bull, я рад выступать за эту команду. У нас замечательная машина, и я жду лишь того, что она позволит мне каждый уик-энд бороться за победу. Скажем, в Монако я не променял бы RB14 ни на какую другую машину, так как она была лучшей. Ferrari? Да, это особенный коллектив, но мне только 20 лет, и если Кими выступает там в свои 37 или 38, значит, у меня на размышления есть 17 или 18 лет!
Вопрос: (Майк Дудсон) Валттери, мы знаем, что сейчас команды выбирают шины задолго до этапа. Полагаете, у вас было бы больше шансов на победу, если бы вы иначе распределили составы?
Валттери Боттас: Я и команда уверены, что если бы выбрали на пару комплектов HyperSoft больше, то смогли бы дольше с ними поработать и в квалификации смотрелись бы увереннее. Мы задействовали всего один комплект в субботней тренировке, а затем нам пришлось непосредственно в квалификации разбираться, как выжать из резины максимум на одном быстром круге, уступая при этом всего 0,09 секунды времени поула.
Конечно, всегда легко рассуждать постфактум, но если бы мы приехали сюда снова, то взяли бы как минимум на один комплект HyperSoft больше. Что касается гонки, наш подход был верным. Меня полностью устроили и шины, на которых я стартовал, и стратегия. Вопросы есть лишь к скорости в квалификации, и если нам нужно что-то поменять, мы должны это сделать.
Вопрос: (Эдд Стро) Макс, кажется, на последнем круге между вами и Валттери была всего одна десятая секунды. Насколько вы были близки к тому, чтобы провести атаку, и насколько досадно для вас то, что обгон так и не удался?
Макс Ферстаппен: Кажется, в кокпите я сам до предела вжался в сиденье, чтобы добиться чуть большей максимальной скорости! Похоже, Валттери просто чуть раньше отпустил педаль газа, тогда как я продолжал мчаться – потому отрыв оказался минимальным.
Валттери Боттас: У меня практически закончилось топливо, потому пришлось замедлиться.
Макс Ферстаппен: Стало быть, тебе повезло! В отсутствие каких-либо проблем было бы непросто провести атаку, так как ехать за соперником менее чем в секунде слишком сложно, но я все-таки старался изо всех сил.
Вопрос: (Луис Деккер) Вопрос для Валттери и Макса. Если бы гонка продолжалась на один круг дольше, результат был бы иным? Вы обмолвились о ситуации с топливом…
Себастьян Феттель: Конечно, иным, ведь у нас просто закончилось бы топливо.
Валттери Боттас: Да, я не удержал бы позицию.
Макс Ферстаппен: Похоже, снимая ногу с педали газа, ты все-таки прикидывал количество топлива.
Валттери Боттас: Сложно сказать.
Макс Ферстаппен: Нет, Валттери всё точно рассчитал.
Перевод: Валерий Карташев