Участники: Валттери Боттас (Mercedes), Эстебан Окон (Force India), Карлос Сайнс (Renault)
Вопрос: Валттери, неделю назад в Хоккенхайме команда Mercedes подтвердила ваш контракт на следующий сезон. Насколько это добавляет вам уверенности, и как факт продления контракта характеризует ваше выступление в нынешнем сезоне?
Валттери Боттас: Приятно уже в этой фазе сезона знать, где будешь выступать в следующем году. Безусловно, я очень рад остаться в команде. В Mercedes, как обычно, рассматривали все варианты, и я горжусь тем, что они захотели видеть в кокпите именно меня, а не кого-то другого.
Вопрос: Позади половина сезона, что скажете о своих результатах? Есть ощущение, что получилось добиться прогресса по сравнению с 2017-м?
Валттери Боттас: Я начал прогрессировать в конце предыдущего сезона и смог сохранить положительную динамику в этом году. Да, позиция в личном зачете могла быть выше, но я сам и команда знаем, на что я способен каждый уик-энд, и в целом я выступаю гораздо увереннее, чем в 2017-м. Определенно, я хочу прогрессировать и дальше.
Вопрос: Эстебан, раз уж зашел разговор о контрактах, не могу не спросить о вашей ситуации. Для команд из середины пелотона начинается период пересмотра соглашений, каковы ваши перспективы?
Эстебан Окон: Как вы знаете, если по паддоку ходят слухи о контракте, значит, за выступлением гонщика пристально наблюдают, и его результаты вполне устраивают. Но лично я целиком сосредоточен на работе, а если обо мне кто-то говорит – значит, есть варианты. Посмотрим, как всё сложится, перспективы меня не беспокоят.
Вопрос: Когда можно ждать новостей?
Эстебан Окон: Как только что-то станет известно достоверно, вы первыми об этом узнаете.
Вопрос: Карлос, не могу не спросить вас о контракте. Каковы перспективы на 2019-й?
Карлос Сайнс: Я догадывался, что после Эстебана вы спросите меня! Ситуация аналогичная, официальных заявлений пока нет, нет и никаких изменений в моих действующих соглашениях с Red Bull и Renault. Пока не прояснится ситуация с контрактом Даниэля Риккардо, у меня ничего не изменится.
Вопрос: Что для вас самого является приоритетом?
Карлос Сайнс: Я хочу оказаться в команде, в которой буду чувствовать себя комфортно, и предпочел бы на этот раз двухлетнее соглашение. Но сначала нужно понять, о чём договорятся Red Bull и Даниэль Риккардо, а уж затем я и мои менеджеры найдем оптимальный вариант.
Вопрос: Валттери, вернемся к предстоящему уик-энду. На венгерской трассе мало прямых, и кое-кто из инженеров даже окрестил её «Монако без стен». Нет ли ощущения, что здесь ваша команда будет менее конкурентоспособна, чем обычно?
Валттери Боттас: В прошлые годы Гран При Венгрии нельзя было отнести к этапам, где наша команда особенно сильна. Как правило, на трассах, требующих высокой прижимной силы, Red Bull Racing и Ferrari очень конкурентоспособны, а нас в этот уик-энд вряд ли можно считать фаворитами. Но мы знаем, что можем добиться хорошего результата, если всё сделаем верно, так что борьба за победу между тремя ведущими командами вновь будет предельно острой. В этом сезоне мы видели немало захватывающих гонок, полагаю, так будет и в Венгрии. Не скажу, что мы так уж уверены в успехе, но если вся команда сработает здорово, всё возможно.
Вопрос: Для вас это почти домашний уик-энд, ведь в Будапешт приезжает немало финнов!
Валттери Боттас: Да, сюда приезжает больше всего финнов, и мне очень приятно видеть на трибунах так много национальных флагов. Но среди местных поклонников Формулы 1 тоже немало моих болельщиков – буду рад увидеть их всех в предстоящий уик-энд!
Вопрос: Эстебан, в личном зачете вы всего одно очко уступаете своему напарнику Серхио Пересу. Насколько изменилось ваше с ним противостояние по сравнению с предыдущим сезоном? Борьба стала еще острее?
Эстебан Окон: Мы с Серхио всегда ведем очень острую борьбу, она помогает нам обоим выступать лучше. Я постепенно набираюсь опыта, и хотя в прошлом году был в большей степени доволен своими результатами, в нынешнем тоже чувствую себя достаточно уверенно, а соперничество с Серхио будет продолжаться до конца сезона. Каждый из нас хочет закончить сезон впереди напарника, Серхио подгоняет меня, я – его, и мне такое противостояние нравится. У меня с напарником замечательные отношения, пока всё складывается неплохо.
Вопрос: Карлос, а вы ведете не менее острое сражение с Нико Хюлкенбергом, притом в квалификациях счет пока 7-4 в его пользу. Как вы оцениваете свои результаты в Renault?
Карлос Сайнс: С этапов в Баку и Барселоне я стал чувствовать себя заметно увереннее, поскольку мне удалось в большей степени адаптировать машину под свои предпочтения. Как только это получилось, улучшились и результаты в квалификациях. Правда, с гонками всё складывалось сложнее, я не заработал всех очков, на которые рассчитывал, но зачастую ситуация была не в моей власти. Чем я особенно доволен сейчас, так это своим пилотажем и скоростью машины.
Вопросы с мест
Вопрос: (Скотт Митчелл) Карлос, продолжим разговор о прогрессе. Не кажется ли вам, что проблемы, с которыми вам пришлось иметь дело по ходу сезона, несколько помешали прогрессу?
Карлос Сайнс: Определенно. Если бы я сразу зарабатывал те очки, что не по своей вине упустил в предыдущих трех-четырех гонках, мое положение в личном зачете было бы намного лучше – я и команда это прекрасно понимаем. В Баку и Барселоне мне удалось сделать шаг вперед, я стал чувствовать себя в кокпите намного увереннее. Как уже говорил Валттери, иногда количество очков не отражает твой реальный уровень выступлений.
Вопрос: (Хейкки Культа) Валттери, в Хоккенхайме была вероятность, что победа достанется вам в силу решения стюардов. Учитывая всё ваше невезение в этом сезоне, что бы вы чувствовали, если бы выиграли гонку таким образом?
Валттери Боттас: Я всегда жажду победы, и чем дольше не финишируешь первым, тем эта жажда сильнее – особенно если знаешь, что машина позволяет рассчитывать на лучший результат практически каждый уик-энд. Конечно, триумф в Хоккенхайме много бы для меня значил, но добиться его не получилось. По ходу той гонки было немало событий, а когда Себастьян Феттель вылетел с трассы, я оказался лидером, но с моими изношенными шинами и в условиях продолжавшегося дождя у меня не было иного выбора, кроме как отправиться в боксы – в итоге лидерство я уступил. Ничего не поделаешь, такова жизнь. Неприятности случались и ранее по ходу сезона, притом я не единственный гонщик в пелотоне, кому пришлось с ними столкнуться.
Вопрос: Насколько вы были близки к тому, чтобы перехватить лидерство, когда подлетели к «шпильке» бок о бок с Льюисом Хэмилтоном?
Валттери Боттас: Мы с Льюисом здорово поборолись на рестарте. Соперничество было честным, каждый из нас хотел оказаться впереди – в какой-то момент машины ехали фактически рядом, борьба в самом деле оказалась плотной!
Вопрос: (Дитер Ренкен) Эстебан, когда перед Гран При Бразилии 2016 года вы подписали свой первый контракт с Force India, вы говорили, что активно участвовали в его согласовании, и что в процессе оказались задействованы сразу пять сторон. Полагаю, вы и сейчас в курсе, как развивается ситуация. Скажите, претендуют ли на ваши услуги в Renault, или вы можете оказаться исключительно в одной из команд, сотрудничающих с Mercedes?
Эстебан Окон: Всем известно, что моей карьерой занимаются в Mercedes, но мне бы не хотелось подробно обсуждать вопрос о контракте.
Вопрос: (Андреа Тажти) Валттери, насколько мне известно, вы очень быстрый гонщик. Каков ваш лучший результат на Хунгароринге, и по силам ли кому-то из соперников проехать здесь быстрее?
Валттери Боттас: Не могу вспомнить свой результат на Хунгароринге. Мне нравится работать с машиной, и когда я был резервным пилотом, я гораздо больше времени проводил на трассе. Но я не помню ни свой результат, ни результаты соперников. Каждый гонщик должен быть в отличной физической форме, и каждому из нас по силам здесь проехать очень быстро, но я в самом деле не помню, за какое время.
Вопрос: (Петер Вамози) Вопрос ко всем. В 1971 году на трассе Брэндс-Хэтч для руководителей команд была организована гонка, названная «Кубок Джека Брэбэма». Руководители гонялись на совершенно одинаковых Ford Escort, а первым к финишу тогда приехал сам Брэбэм. Как вам идея устроить нечто подобное в наше время – скажем, в виде гонки поддержки? Кто из нынешних руководителей команд, по-вашему, вышел бы победителем?
Карлос Сайнс: Мне бы такая гонка понравилась! Я бы предложил и самих гонщиков на одну гонку усадить в одинаковые машины, как на Гран При Макао в Формуле 3, чтобы проверить, кто и насколько быстр. Заезд с участием руководителей команд тоже был бы интересным, а еще мы могли бы объединить две такие гонки в один уик-энд и весело провести его в Макао или где-то еще. Таково мое предложение – посмотрим, найдет ли оно отклик у владельцев чемпионата!
Вопрос: Кто из руководителей команд, по-вашему, смог бы выиграть такую гонку?
Карлос Сайнс: Хороший вопрос. Кто из них ранее выступал в гонках? Кажется, Кристиан Хорнер, но подскажите же мне!
Эстебан Окон: Тото Вольфф.
Карлос Сайнс: Да, Тото Вольфф тоже был гонщиком. Видимо, у этих двоих шансы несколько выше, но было бы здорово понаблюдать и за другими руководителями.
Эстебан Окон: Может, усадить за руль и инженеров? Было бы весело!
Карлос Сайнс: Нет, только не инженеров!
Эстебан Окон: А что? Тех инженеров, что всегда говорят, что делать.
Вопрос: Валттери, ваше мнение?
Валттери Боттас: Мне было бы интересно понаблюдать за такой гонкой, а еще было бы здорово ненадолго оказаться на месте руководителей и контролировать всё с пит-лейн!
Карлос Сайнс: Да, было бы здорово оказаться их наставником!
Валттери Боттас: Говорить им, что делать – тогда они, возможно, поймут, что мы чувствуем, находясь в кокпите.
Вопрос: Кто, по-вашему, вышел бы победителем гонки среди руководителей команд?
Валттери Боттас: Кажется, кто-то из них способен управиться с гоночной машиной – уж Тото Вольфф точно. Думаю, он был бы в числе фаворитов.
Вопрос: Эстебан?
Эстебан Окон: Я согласен с Валттери.
Вопрос: Насчет Тото Вольффа?
Эстебан Окон: Именно.
Вопрос: (Эдриан Родригес Хьюбер) Карлос, к этой фазе сезона в паддоке всегда появляются слухи. Согласно некоторым из них вы, возможно, в следующем сезоне окажетесь в одной команде с Фернандо Алонсо. Что вы думаете о такой перспективе?
Карлос Сайнс: Похоже, вам нужен громкий заголовок, но я воздержусь от комментариев. Моя ситуация не изменится, пока не будет ясности с контрактом Даниэля Риккардо, или пока в Red Bull не примут по мне отдельное решение. Перспективы пока туманны, но я не веду переговоры с другими командами.
Вопрос: (Росио Андрейна Ромеро Наваррете) Карлос, если вы всё же окажетесь в McLaren вместе с Фернандо Алонсо, вы готовы одолеть его? Пока что никому из напарников Фернандо не удавалось его опередить...
Карлос Сайнс: Я об этом не думал, поскольку перспективы такого развития событий пока не ясны. Но я готов сразиться с каждым, моё чувство уверенности в собственных силах подсказывает мне, что я способен взять верх над любым напарником. Думаю, Фернандо был бы одним из самых непростых соперников, но я готов к такому противостоянию.
Вопрос: (Луиш Васконселош) Валттери, после гонки в Хоккенхайме, когда вам не позволили бороться с напарником на последних кругах, и учитывая ваше положение в личном зачете, считаете ли вы, что у вас по-прежнему есть возможность сражаться за победы, или же вам придется всячески помогать Льюису, как во второй половине прошлого сезона?
Валттери Боттас: Я верю, что мы с Льюисом по-прежнему можем открыто бороться друг с другом. Конечно, всегда приходится действовать по ситуации, но пока что мне не отводится исключительно поддерживающая роль, мы с напарником находимся в равных условиях, и я надеюсь, что так будет до конца сезона.
Если говорить о событиях в Хоккенхайме, три этапа подряд дались команде очень непросто, мы упустили немало очков в силу разных обстоятельств, потому я с первого круга немецкой гонки четко следовал всем указаниям. Пару раз мы с Льюисом мчались бок о бок, но команде было важно заработать максимум очков. Уверен, будь я в тот момент лидером, Льюиса бы тоже попросили не атаковать.
Вопрос: (Дитер Ренкен) К вопросу о гонке руководителей команд. Валттери, кажется, вам уже доводилось соперничать с Тото Вольффом, расскажите об этом...
Валттери Боттас: Да, мы гонялись на раллийных машинах в 2008 году. Тогда я впервые оказался на гравийной трассе, а вот Тото ранее несколько раз выступал в ралли.
Эстебан Окон: Я понял, на что ты намекаешь – Тото опередил тебя!
Валттери Боттас: Нет.
Эстебан Окон: Как нет? Ты уверен?
Валттери Боттас: Подожди немного. Мы целый день ездили по трассе, притом с нами был один австрийский раллийный гонщик – к сожалению, не помню его имя. Время постоянно улучшалось, отрывы становились меньше, а ближе к концу дня я подошел к Тото и поинтересовался, что он думает о результатах…
Вопрос: (Дитер Ренкен) И что там произошло?
Валттери Боттас: Ничего. В самом деле – ничего, честно!
Вопрос: (Скотт Митчелл) Карлос, в Германии вы упустили возможность заработать очки из-за наказания со стороны стюардов. Что произошло на трассе? Маркус Эриксон назвал тот инцидент странным, что скажете вы?
Карлос Сайнс: Согласен, ситуация была странной. Заехав на пит-лейн за промежуточными шинами, я оказался в круге позади лидеров, а когда за сейфти-каром мы получили возможность вернуться с ними в один круг, я не понимал, кто отставал на круг, а кто – нет. Я видел, что большинство машин продолжает ехать очень медленно, и решил атаковать, чтобы как можно быстрее снова догнать пелотон.
Похоже, кто-то из гонщиков позднее меня получил сообщение о том, что можно обогнать сейфти-кар, и не атаковал, или его машина в тот момент находилась в режиме подзарядки батарей. Мне показалось, что у Sauber либо возникли проблемы, либо они просто не хотят возвращаться в конец пелотона, и я решил их объехать. Команда тут же приказала вернуть позицию, я это сделал, но Маркус – специально или нет, не знаю – замедлился снова и опять меня пропустил.
Вероятно, вы представляете, насколько сложно было сориентироваться. Я всегда думал, не проще ли просто сбросить скорость и, пропустив соперников, оказаться в хвосте пелотона, чем обгонять сейфти-кар и мчаться изо всех сил, чтобы оказаться в одном круге с лидерами? Было бы намного легче, если бы отстающие просто пропускали всех вперед, оказывались на последних позициях, а круг отставания с них просто снимали.
Вопрос: (Эндрю Бенсон) Валттери, в Хоккенхайме в какой момент гоночный инженер попросил вас прекратить атаки на Льюиса? Это было по ходу круга, или ближе к его завершению – скажем, на стадионе?
Валттери Боттас: Кажется, это произошло на стадионе, а если точнее – в районе двенадцатого поворота на первом же круге после того, как сейфти-кар вернулся на пит-лейн. По ходу круга мне было непросто удержаться за Льюисом, но к двенадцатому повороту отрыв оказался минимальным. Мои шины были в чуть лучшем состоянии, но на стадионе преследовать другую машину было еще сложнее, и я не знал, будет ли у меня еще одна возможность атаковать. Собственно, в тот момент инженер и попросил сохранять позиции.
Вопрос: (Виктор Адорьян) Вопрос ко всем. По ходу двух предыдущих гонок мы видели, как фавориты, оказавшись позади, легко обгоняли представителей середины пелотона. Помимо повышения скорости машин можно ли что-то предпринять, чтобы лидерам стало сложнее отыгрываться, и чтобы гонки от этого стали интереснее?
Эстебан Окон: Не знаю. Сейчас лидерам не составляет труда прорваться через пелотон, поскольку мы не можем с ними соперничать, а если попытаемся, то быстро уничтожим собственные шины, так как наши команды фактически выступают в разных лигах. Я понимал, что сражения нет, и просто пропускал лидеров, но посмотрим, как изменится ситуация в будущем. Нужно, чтобы машины команд были более-менее равны, тогда и гонки будут зрелищнее.
Карлос Сайнс: Практически нечего добавить. Нам нечего противопоставить фаворитам, когда они буквально проносятся мимо. Досадно говорить об этом, ведь зрелищности такой расклад ничуть не помогает, но пелотон фактически разделен на две категории, между которыми разница в гоночном темпе достигает 2-2,5 секунд на круге. Обычно такая разница бывает между разными гоночными сериями, но они и называются по-разному! Ситуация такая, какая есть, но я верю, что в Liberty Media и FIA приложат максимум усилий, чтобы сделать борьбу более плотной, ведь если этого не случится, на победу по-прежнему будут претендовать только шесть гонщиков трёх ведущих команд.
Вопрос: Валттери, прорываться в самом деле так легко, как говорят Эстебан и Карлос?
Эстебан Окон: Уж поверьте!
Валттери Боттас: Многое зависит от конкретной трассы, но там, где можно обгонять, где длинные зоны DRS, и преимущество на круге превышает 1,5-2 секунды, атаковать относительно просто. Конечно, всегда стараешься прорваться максимально быстро, но любой обгон требует времени. Мне часто приходилось отыгрывать позиции, но всегда стараешься максимально просчитать ситуацию и понять, насколько ты готов рискнуть всей гонкой ради еще одного отвоеванного места, ведь если по ходу дела шины потеряют эффективность, ты легко можешь потерять не одно, а пять мест.
Вопрос: (Петер Фаркас) Валттери, в Хоккенхайме ближе к финишу гоночный инженер Льюиса Питер Боннингтон попросил его прибавить, поскольку команда опасалась перспективы получить штраф. В итоге вас и Хэмилтона разделили 4,5 секунды, отсюда вопрос – просили ли вас тоже атаковать, чтобы остаться ближе к напарнику на случай, если ему всё же назначат штраф?
Валттери Боттас: Я не знал, что в момент отказа от пит-стопа Льюису пришлось пересечь разделительную линию между пит-лейн и трассой. К тому же, позиции между нами были определены, потому я не старался держаться близко к напарнику.
Вопрос: (Луиш Васконселош) Карлос, в прошлом году вам стоило больших усилий перейти в Renault, пусть даже это огорчило кое-кого в стане Red Bull. Вас огорчает, что сейчас во французской команде не готовы бороться за вас и рассматривают иные варианты, или вы всё же уверены, что остаетесь для них предпочтительным выбором?
Карлос Сайнс: Я не могу быть доволен или огорчен решением, которое еще не принято. В прошлом году я приложил немало сил, чтобы перейти в Renault, поскольку был абсолютно уверен в этой команде. Насколько мне известно, сейчас руководство команды и коллектив вполне довольны моими результатами и тем, как складывается наше сотрудничество.
Вопрос: (Джованни Месси) Валттери, год назад в Будапеште Льюис Хэмилтон на последнем круге гонки вернул вам место на подиуме, однако тогда вы были ближе к напарнику в личном зачете. Если в этот раз ситуация повторится, пропустит ли вас Льюис, или же сейчас вы уступаете уже слишком много, и это многое меняет?
Валттери Боттас: Как я уже говорил, многое зависит от ситуации. Никому ничего не гарантировано, и тот сценарий вполне может повториться. Всякий раз приходится действовать по обстоятельствам, но внутри команды мы не принимали никаких решений, что я отныне буду в несколько иной позиции по отношению к Льюису. Мы оба по-прежнему стараемся заработать максимум очков и оба стремимся выиграть гонку. Шансы изначально равные, а если та ситуация повторится, решение останется за командой. Сейчас у нас с Льюисом по-прежнему равный статус, мне позволено бороться с напарником, чтобы подобраться к нему в личном зачете.
Вопрос: (Эдриан Родригес Хьюбер) Карлос, каковы ваши ожидания от предстоящего уик-энда?
Карлос Сайнс: Кажется, мы, наконец-то, приехали на трассу, которая в большей степени подходит нашей машине. Конфигурации трех предыдущих этапов были для нас очень непростыми, так как на прямых и в скоростных поворотах мы менее конкурентоспособны. В Хоккенхайм мы привезли большой пакет доработок, в этот уик-энд этот пакет будет установлен на обе машины, плюс у нас будет еще несколько модификаций. В здешних медленных поворотах RS18 должна смотреться чуть лучше, у нас неплохие шансы вновь оказаться четвертой по скорости командой в квалификации, чего, признаюсь, давно не случалось. Было бы здорово уйти на летний перерыв, заработав очки обеими машинами!
Перевод: Валерий Карташев