Гонка #391 29 апреля 1984 года. Гран При Бельгии. Цольдер |
|
Поул | Микеле Альборето (Ferrari 126 C4) – 1:14,846 (204,997 км/ч) |
Лучший круг | Рене Арну (Ferrari 126 C4) – 1:19,294 (193,498 км/ч) |
Победитель | Микеле Альборето (Ferrari 126 C4) – 1:36:32,048 (185,431 км/ч) |
Тот факт, что на 1984 год Ferrari подписала контракт с Микеле Альборето, сам по себе стал сенсацией. Прошлым итальянцем в составе Скудерии был Артуро Мерцарио в 1973-м, но успехов ему добиться не удалось, после окончания сезона Артуро был уволен.
Нельзя сказать, что за прошедшие с тех пор 11 лет в Формуле 1 не появлялось талантливых итальянцев. Выступали и Витторио Брамбилла, и Риккардо Патрезе, и Андреа де Чезарис. Наконец, Элио де Анжелис вообще считался одним из самых талантливых пилотов своего поколения, его не постеснялись пригласить в Lotus, он вполне заслуживал и места в Ferrari.
Однако, как бы парадоксально это ни звучало, Энцо Феррари разочаровался в итальянцах. Итальянские пилоты на протяжении десятилетий играли в составе Скудерии первую скрипку, но чемпионом удалось стать только Альберто Аскари в далёких 1952 и 1953 годах. Остальные в лучшем случае выигрывали отдельные гонки и даже за титул почти никогда не сражались.
Главная проблема была в том, что в годы, когда в Ferrari появлялся итальянец, итальянская публика и пресса буквально начинали сходить с ума. Они боготворили местного гонщика, требовали от него немедленных побед, а его напарника, если он не был итальянцем, переставали замечать. Всё это мешало команде, пилотам и плохо сказывалось на результатах.
В общем, после неудачи с Мерцарио Коммендаторе зарёкся иметь дело с итальянцами – максимум, на что он мог согласиться, это на швейцарца итальянского происхождения Клея Регаццони и америко-итальянца Марио Андретти (да и то лишь на пару гонок). Кроме него, гонщиками команды становились австрийцы, американцы, французы, аргентинцы, канадцы – но только не итальянцы.
Но Альборето заставил Энцо передумать. За три года в составе переживавшей не лучшие времена Tyrrell он одержал две победы – удивительное достижение. Именно Альборето принёс последнюю победу Cosworth DFV, которая была и последней в истории атмосферных двигателей до окончания турбоэры. В 1982-м и в 1983-м он превзошёл своих напарников на голову, а параллельно не без успехов выступал в чемпионате спорткаров. В Италии пошли разговоры о новом Аскари, и Феррари сдался.
Как только о контракте стало известно, в итальянской прессе поднялся настоящий ураган. В двух предыдущих сезонах Скудерия завоевала Кубок конструкторов, но проиграла сражение в личном зачёте. Пускай Энцо Феррари ценил Кубок конструкторов выше, обычные болельщики всё же жаждали успеха гонщика за рулём алой машины. И конечно же, теперь все были уверены, что этим гонщиком станет Альборето.
Начало сезона получилось обескураживающим: две первые гонки выиграли пилоты McLaren, а Арну с Альборето не заработали ни одного очка и ни разу не добрались до финиша. Пресса обвинила в происходящем главного конструктора Мауро Форгьери, который, по мнению журналистов, слишком увлёкся аэродинамикой, не уделяя достаточного внимания надёжности, мощности и экономичности двигателя.
Третий этап проходил в Цольдере. Этот факт очень расстраивал как участников, так и зрителей – всего год назад все так радовались возвращению трассы в Спа, и вот теперь их снова ждала мрачная и унылая трасса в Хёсден-Цольдере, которая для всех теперь ассоциировалась исключительно с гибелью Жиля Вильнёва. Всё решили деньги – владельцы автодрома существенно обновили инфраструктуру трассы, выполнив все требования FIA, и сумели договориться с Экклстоуном о том, чтобы принимать Формулу 1 поочерёдно со Спа.
Чтобы решить проблемы с надёжностью, в Ferrari сделали шаг назад, отказавшись от капризной системы электронного впрыска в пользу обычной. Кроме того, на машине Альборето была установлена новая выпускная система, повысившая мощность мотора при низких оборотах и уменьшившая турбояму.
Изменения благотворно сказались на машине, но уже в пятницу стало ясно, что ключ к успеху на бельгийской трассе – не мотор, а шины. Явное преимущество по сравнению с остальными получили клиенты Goodyear – а именно такая резина стояла на машинах Ferrari. Но не только на них – прибавили в Williams, Lotus и Alfa Romeo. В первой пятёрке оказалась лишь одна машина на Michelin – Дерек Уорик на Renault показал четвёртое время. Остальные четверо использовали Goodyear.
Первый поул в своей карьере завоевал Альборето. Арну уступил ему полсекунды, но всё равно оказался вторым – гонщики Ferrari заняли весь первый ряд стартового поля. Росберг показал третье время. Пятым стартовал Элио де Анжелис на Lotus, проигравший Альборето больше секунды. Пилоты McLaren хорошими результатами похвастать не могли – Прост начинал гонку восьмым, Лауда 14-м.
Сюрпризом стало шестое место Манфреда Винкельхока. Немец не использовал ни Goodyear, ни Michelin: на его ATS стояли шины Pirelli. Такую резину мало кто использовал – сильнейшей командой Pirelli была Toleman, но нельзя сказать, что её пилоты блеснули. Джонни Чекотто показал 16-е время, Айртон Сенна – лишь 19-е. Ещё больше всех удивил Винкельхок на утренней разминке в воскресенье, где он оказался лучшим.
К старту в Цольдере было сухо и солнечно, но прохладно. Многие выбрали на гонку мягкие шины, некоторые даже ставили сверхмягкие на правую сторону машины. Иной выбор сделали в Lotus – оба пилота предпочли стартовать на жёсткой резине, чтобы попробовать проехать гонку без пит-стопов.
Старт уверенно выиграл Альборето, а вот Арну пропустил буквально выстрелившего со своей стартовой позиции Уорика. На Williams Росберга возникли проблемы с двигателем, и он откатился далеко назад. Четвёртое место отошло к Винкельхоку, за которым ехали де Анжелис, Патрезе и Прост. Патрезе, впрочем, сошёл уже на третьем круге из-за отказа зажигания, а Прост на шестом из-за поломки распределителя.
С этого момента ситуация в гонке стабилизировалась. Уорик был недостаточно быстр, чтобы навязать борьбу постепенно отрывавшемуся Альборето, но скорости его Renault хватало, чтобы держать на дистанции Арну. Винкельхок тоже держался неплохо, единственным возмутителем спокойствия в первой шестёрке оказался Нельсон Пике.
Бразилец начал гонку девятым, но в гоночных условиях его Brabham чувствовал себя неплохо, Нельсон пробивался всё выше и выше. На восьмом круге Пике обогнал де Анжелиса и вышел на пятое место, после чего пустился в продолжительную погоню за Винкельхоком и Арну. В конечном счёте она увенчалась успехом – на 22-м круге Нельсон обогнал ATS, на 25-м Ferrari. Арну после этого отправился в боксы, так как его шины совершенно износились, однако механикам долго не удавалось закрепить левое переднее колесо, из-за чего француз вернулся на трассу только 13-м.
Ещё одним героем гонки стал Росберг. Откатившись на старте на 20-е место, к 26-му кругу он уже был четвёртым! Он тоже обогнал Винкельхока, а на 32-м круге оставил позади и Пике. После того как на 34-м круге Уорик свернул в боксы за свежими шинами, Росберг оказался вторым. Отставание от Альборето было очень велико, более 40 секунд, но Кеке ехал быстрее всех. К тому же, на 37-м круге итальянца неожиданно развернуло, и он потерял несколько секунд.
В конце 39-го круга Альборето свернул в боксы. По меркам того времени, пит-стоп прошёл чисто (он занял 11 секунд), и Микеле вернулся на трассу лидером. Отставание сократилось, но всё ещё было достаточно большим – 19 секунд. И на свежих шинах Альборето имел возможность ехать быстрее. На 44-м круге Росберг тоже свернул в боксы. Но механики Williams немного завозились, пит-стоп занял 16 секунд, Кеке вернулся на трассу лишь шестым.
Уорик вернулся на второе место, хотя проигрывал уже полминуты. Пике ехал третьим, впереди де Анжелиса. Шины на Lotus итальянца работали всё хуже, но он упорно отказывался ехать в боксы, чтобы не терять время. Однако его быстро догонял даже Штефан Беллоф на Tyrrell, не говоря уж о Росберге и Арну.
На 55-м круге порядок изменился – Арну последовательно опередил всех трёх соперников. Вскоре Росберг тоже оставил позади сначала Беллофа, затем и де Анжелиса. Темп Арну был настолько хорош, что 10 секунд, отделявшие его от занимавшего третье место Пике, он отыграл всего за пять кругов. На 60-м круге Арну легко опередил бразильца и начал быстро отрываться. Однако на 65-м француза развернуло в Kanaal Bocht! Вернуться на трассу он смог только при помощи маршалов.
Росберг снова оказался третьим, Пике четвёртым, но в этот раз удача определённо была на стороне Скудерии. Всего за три круга до финиша мотор BMW взорвался, буквально разорвав Brabham на две части! К счастью, Пике не пострадал. А на самом последнем круге Williams Росберга внезапно замедлилась и остановилась – баки опустели!
После финиша финн признался, что забыл следить за расходом топлива. Эта забывчивость лишила Кеке возможности подняться на подиум, хотя фактически он потерял только одно очко – де Анжелис проигрывал лидеру круг, так что был классифицирован ниже Росберга. Шестым гонку закончил Беллоф, заработав первые в карьере очки – но как и в случае с Брандлом месяцем ранее, эти очки у немца позже отберут, они достанутся Сенне.
Главными героями этапа, безусловно, стали гонщики Ferrari, завоевавшие двойной подиум. Конечно, Арну был немного разочарован тем, что на финише оказался на позицию ниже, чем на старте, но не слишком сильно: «Мой сезон только начинается», с улыбкой сказал он после окончания гонки.
Комментарии Альборето также были скромными и сдержанными. «Я никогда прежде не побеждал так легко, – сказал итальянец. – Сегодня мне выпала честь пилотировать совершенную машину. Я получил удовольствие от её темпа на первых кругах, после чего сосредоточился на сохранении шин».
Однако итальянская пресса сохранять спокойствие не собиралась. Альборето стал первым итальянцем с Гран При Италии 1966 года, которому удалось победить в Формуле 1 на Ferrari (тогда это сделал Людовико Скарфиотти), и на следующий день об этом знала вся Италия. Микеле был объявлен новым мессией, которому обязательно суждено стать чемпионом уже в этом сезоне – иначе просто не могло быть. Да, в чемпионате всё ещё лидировал Прост – но кого волновали такие мелочи.