Пожалуй, главная новость этой зимы в Формуле 1 – возвращение команды Alfa Romeo. На стартовой решётке она сменит Sauber – хотя, конечно, фактически она по-прежнему будет базироваться в швейцарском Хинвиле. Мы решили вспомнить историю марки Alfa Romeo в автоспорте и её взаимоотношения с Формулой 1.
Alfa Romeo – одна из старейших автомобильных марок в мире. Началось всё, правда, с другой марки – Darracq, основанной французским промышленником Александром Дарракком. Автомобили он не особенно любил, но предпринимателем был хорошим, так что, создав автомобильную компанию взамен велосипедной, начал быстро завоёвывать рынки Европы. Способствовали этому и успехи машин Darracq в гонках, причём немалые – например, именно на них был выигран Кубок Вандербильта в 1905 и 1906 годах.
При этом Дарракк не возил свои машины в другие страны, а основывал там совместные предприятия по их производству – в Германии, например, с Opel. В 1906-м году, совместно с итальянскими инвесторами, он основал в Милане компанию Società Anonima Italiana Darracq (SAID), которая должна была выпускать машины Darracq для Италии. Специально для местного рынка их дорабатывал конструктор Джузеппе Мерози, успевший к тому времени уже поработать в FIAT.
Однако бизнес развивался вяло, и спустя три года ключевой инвестор проекта, итальянский аристократ Уго Стелла, решил создать новую, независимую автомобильную компанию. Ею и стала компания A.L.F.A (Anonima Lombarda Fabbrica Automobili, то есть Акционерное общество из Ломбардии по производству автомобилей), основанная 24 июня 1910 года в Милане. Поначалу за основу были взяты машины Дарракка, но уже через несколько месяцев появилась и первая машина собственной разработки – A.L.F.A 24 HP.
Через год началась и автоспортивная история бренда – в 1911-м два итальянских гонщика, Франчини и Ронцони, вышли на старт гонки Targa Florio на A.L.F.A 24 HP. Первый успех пришёл в 1913-м – Нино Франчини финишировал вторым в гонке Парма – Берчето на ALFA 40/60 HP, новой модели компании. В 1914-м Мерози подготовил специальную, гоночную версию этой машины, получившей название Grand Prix – действительно передовую разработку для того времени, с двойным распредвалом и четырьмя клапанами на цилиндр.
Из-за начавшейся Первой мировой войны на какое-то время все спортивные программы пришлось свернуть. В августе 1915-го компания перешла под управление Николы Ромео. Правда, неаполитанский предприниматель перевёл завод на военные рельсы – какое-то время автомобили компания не производила, но в 1919-м компания начала собирать их из запчастей, оставшихся ещё с довоенных времён.
Когда ALFA перешла от сборки Darracq к своей первой модели 24 HP, встал вопрос о разработке собственного логотипа. Владельцы компании попросили сделать это главного конструктора Джузеппе Мерози, а тот обратился к сотрудникам компании. Один из них, чертёжник Романо Каттанео, и предложил объединить два символа Милана - герб города, красный крест, и эмблему Дома Висконти, которую он увидел на замке Сфорцы - il Biscione (Бисцион), змею, пожирающую человека. Правда, на гербе змея обычно изображается голубой на серебряном фоне, а на эмблеме она превратилась в зеленоватую на голубом.
Оба символа были вписаны в круг, над которым расположилась надпись ALFA, а снизу было написано название города Милана. После того, как контроль над компанией перешёл к Николе Ромео, к эмблеме была добавлена и его фамилия. В целом в таком виде эмблема существует по сей день, в неё вносились лишь незначительные изменения. В частности, после победы в чемпионате мира среди конструкторов в 1925 году эмблему обрамили лавровыми венками, но позже, в 1982 году, в рамках упрощения логотипа венок был удалён.
Исчезла со временем и надпись Milano, так как завод переехал в Неаполь. Сегодня машины Alfa Romeo собираются в трёх разных городах, а штаб-квартира компании находится в Турине. Тем не менее, эмблема Alfa Romeo по-прежнему несёт в себе два символа Милана.
В 1920 году компания сменила название на Alfa-Romeo (поначалу оно писалось через дефис) и выпустила новую модель – Torpedo 20–30 HP. Вместе с ней пришли и первые победы – в том же году Джузеппе Кампари победил в гонке по улицам Мюджелло. В том же году второе место в Targa Florio занял молодой гонщик Энцо Феррари.
Появление Феррари привело к большим переменам в жизни Alfa-Romeo. По его совету, компания переманила из FIAT Витторио Яно, который сменил Мерози на посту главного конструктора. А сам Энцо взялся за создание заводской гоночной команды. Очень скоро стало ясно (в том числе и самому Энцо), что он скорее организатор, чем гонщик, так что на старт он выходил всё реже. Зато команда смогла привлечь действительно сильных итальянских пилотов, таких как Уго Сивоччи и Антонио Аскари. Именно на машинах Сивоччи впервые появился четырёхлистный клевер, который в последующем стал символом автоспортивного подразделения компании.
Именно Alfa Romeo стала победительницей первого всемирного соревнования чемпионата среди конструкторов в 1925 году – даже несмотря на гибель Аскари. Итальянцы, выиграв две гонки из четырёх, входивших в зачёт чемпионата, опередили Delage, Bugatti и Duesenberg. В последующие несколько лет гонщики Alfa Romeo, среди которых были такие суперзвёзды своего времени, как Тацио Нуволари, Луи Широн и Рудольф Караччиола, выиграли множество Гран При на построенных Яни моделях P2 и P3.
Однако в Италии наступили непростые времена. В 1928 году Ромео покинул компанию, и в 1933-м Alfa Romeo перешла под контроль правительства страны. Одним из первых решений новых собственников стал отказ от выступлений в автоспорте. Ситуацию спас Феррари – он основал собственную команду, Scuderia Ferrari, и получил эксклюзивное право использовать технику Alfa Romeo. На протяжении пяти лет Энцо занимался развитием команды и машин самостоятельно.
В 1937 году команду вновь взяла под своё крыло Alfa Romeo. В 1938-м заводская команда получила название Alfa Corse. Спустя ещё год Феррари, почувствовавший вкус к самостоятельному руководству командой, основал собственную компанию. Но именно тогда, в 1937-м, конструктором Джоаккино Коломбо была задумана маленькая спортивная машина, которой было суждено сыграть огромную роль в истории – Alfa Romeo 158, прозванную за размеры Alfetta (то есть «маленькая Альфа»).
Индекс 158 она получила из-за технических параметров двигателя – 1,5 литра, 8 цилиндров. По правилам тех лет, такая машина относилась к «легковому» классу (полуторалитровый наддувный двигатель), тогда как к участию в соревнованиях класса Гран При допускались и более мощные 3-литровые (или 4,5-литровые безнаддувные).
Это решение впоследствии очень помогло «Альфеттам», так как когда после Второй мировой войны зашла речь о новом чемпионате, названном сначала Формула А, а затем Формула 1, в его регламенте был прописано ограничение в 1,5 литра для наддувных моторов. А таких моторов в то время на гоночных машинах было немного.
В истории автоспорта Alfa Romeo 158 до сих пор остаётся одной из самых успешных гоночных машин. Она участвовала в 54-х Гран При и выиграла 47 из них! К тому же, её использовали в гонках на протяжении 13-и лет, с 1938 по 1951 годы (а в частном порядке и в 1952-м). Хотя, конечно, это достижение немного условно, так как развитие автоспорта на время Второй мировой войны остановилось, и никаких Гран При не проводилось.
Так или иначе, именно Alfa Romeo 158 выиграла первый чемпионат Формулы 1 – это сделал в 1950 году Джузеппе «Нино» Фарина. Более того – все гонки того чемпионата, за исключением, конечно, Инди-500, входившей в зачёт лишь формально, выиграли пилоты Alfa Romeo – Фарина и Хуан-Мануэль Фанхио. Да и обладатель третьего места в чемпионате, Луиджи Фаджиоли, тоже пилотировал Alfa Romeo 158!
В 1951 году машина была модернизирована (переработана задняя подвеска, повышена мощность двигателя) и получила немного нелогичный индекс 159, хотя цилиндров у мотора, конечно, по-прежнему было восемь. Несмотря на конкуренцию со стороны Ferrari, которая теперь выступала самостоятельно и на машинах собственного производства, разработанных всё тем же Коломбо, Alfa Romeo вновь завоевала титул – на этот раз он достался Фанхио.
Однако успехи спортивной команды вошли в противоречие с финансовыми проблемами основного производства Alfa Romeo. Денег на начавшуюся в Формуле 1 «гонку вооружений» у неё не было, а FIA объявила о том, что с 1954 года будет использоваться новая техническая формула. Компания пыталась добиться увеличения финансирования от правительства, но получила отказ. В результате Alfa Romeo объявила об уходе из чемпионата.
По иронии судьбы, это привело к тому, что FIA была вынуждена провести два «переходных» сезона 1952 и 1953 годов, на протяжении которых в чемпионате использовались машины Формулы 2. Благодаря чему в нём доминировали Ferrari с Альберто Аскари, сыном Антонио.
Спустя несколько лет Феррари, в каком-то смысле, «вернул долг» – в 1962-м году Ferrari покинули целый ряд инженеров и менеджеров высшего звена, включая конструктора Карла Кити. Они основали компанию Automobili Turismo e Sport, которая должна была выступать в Формуле 1 как ATS, но проект оказался крайне неудачным. Тогда Кити создал новую компанию, Autodelta, вскоре превратившуюся в автоспортивное подразделение Alfa Romeo.
С возвращением в Формулу 1, правда, пришлось повременить. Двигатели Alfa Romeo использовались в первой половине шестидесятых несколькими командами, но в частном порядке, к компании они отношения не имели. Лишь в 1970-м стартовал своего рода «пилотный» проект использования заводских моторов Alfa Romeo на третьей машине McLaren, которую пилотировал гонщик Alfa Romeo Андреа де Адамич. В 1971-м они ставились на March.
Настоящее возвращение произошло только во второй половине семидесятых, когда Autodelta нашла себе сильного союзника – Берни Экклстоуна. Его команда Brabham искала замену стандартным моторам Cosworth, что могло дать команде преимущество, и в 1976-м перешла на 12-цилиндровые «плоские» двигатели Alfa Romeo Flat 12.
Поначалу дела шли неважно, но постепенно удалось добиться прогресса. В 1977-м на счету команды и моторов уже были подиумы, в 1978-м пришли и первые победы. Увидев это, в 1979-м в Alfa Romeo дали добро проекту Кити по возвращению в чемпионат с заводской командой – хотя фактически это была всё та же Autodelta.
Первоначальный индекс машины Alfa Romeo в Формуле 1, 158, был простой расшифровкой формулы двигателя - 1,5 литра, 8 цилиндров. Уже следующая модель потеряла эту логику - она называлась Alfa Romeo 159.
Когда Alfa Romeo вернулась в чемпионат в конце семидесятых, названия моделей были стилизованы под первоначальные, хотя фактически содержали указание на год создания модели: 177, 179, 182… После перехода на турбомоторы к названию было добавлена буква T - модель называлась Alfa Romeo 183T.
Неизвестно, как будет называться модель 2019 года, но в FIAT наверняка захотят продлить свою старую линейку (когда Sauber принадлежала BMW, немецкая компания использовала собственную логику названий машин). И так как на ней будет стоять гибридный мотор, можно предположить, что она получит название 219H.
Однако проект провалился – Alfa Romeo быстро рассорилась с Экклстоуном, которому не понравилось изменение статуса его команды, так что Brabham прямо по ходу сезона перешла на двигатели Cosworth. При этом добиться результата от собственной машины в Autodelta так и не смогли. За семь лет выступлений машины Alfa Romeo не одержали ни одной победы, хотя Бруно Джакомелли, Андреа де Чезарис и Риккардо Патрезе всё же смогли принести ей несколько подиумов.
После катастрофических результатов 1985 года, в котором пилотам не удалось заработать ни одного очка, команда Alfa Romeo снова покинула чемпионат. Ещё два года после этого она поставляла моторы маленькой итальянской команде Osella – тоже, разумеется, без каких-либо успехов. А в 1988-м продала права на эти моторы команде и распрощалась с Формулой 1 окончательно.
Тем временем у компании снова сменился владелец – в 1986-м правительство продало её FIAT. Так как Ferrari тоже к тому времени уже принадлежала FIAT, в руководстве корпорации особого смысла в выступлениях Alfa Romeo в Формуле 1 не видели. И лишь в наши времена, когда соперничество ведущих команд приобрело «клановый» характер, для Alfa Romeo всё же нашлось место в Формуле 1. С 2018 года компания стала титульным спонсором Sauber. С 2019-го команда официально сменит название.
Да, кто-то может сказать, что это не настоящая Alfa Romeo – она даже базируется не в Италии, а в Швейцарии. Однако если проследить историю выступлений Alfa Romeo в Гран При, то станет очевидным, что для неё это очень характерное положение дел. В роли заводских команд Alfa Romeo сменяли друг друга Scuderia Ferrari, Alfa Corse, Autodelta, и всё это были фактически разные команды, которые базировались в разных местах. Настал черёд Sauber – почему бы и нет? Главное – связь с Ferrari теперь восстановлена, а именно сотрудничество c Энцо подарило марке все её главные успехи.