Гонка #449. 27 сентября 1987 года. Гран При Испании. Херес | |
Поул | Нельсон Пике (Williams FW11B) – 1:22,461 (184,145 км/ч) |
Лучший круг | Герхард Бергер (Ferrari F187) – 1:26,986 (174,566 км/ч) |
Победитель | Найджел Мэнселл (Williams FW11B) – 1:49:12,692 (166,848 км/ч) |
После Гран При Монако прошло четыре месяца, и ситуация разительно изменилась. Ни о каком лидерстве пилотов McLaren теперь речи не шло – Ален Прост даже после победы в предыдущей гонке занимал только четвёртое место. Третьему месту Мэнселла и даже второму – Сенны он уступал не так уж много – 3 и 9 очков, но лидер чемпионата Нельсон Пике опережал его на 27.
Пике ещё страдал от травм, полученных в Сан-Марино, но середину сезона провёл с ошеломляющей стабильностью. Возможно, сейчас серия из девяти финишей подряд не выглядит чем-то невероятным, но в 1987 году, когда почти на каждом Гран При сошедших было больше, чем финишировавших, это впечатляло. Тем более, что все эти девять гонок он завершил на подиуме.
Обратной стороной стабильности Нельсона было то, что он почти исчерпал лимит результативных финишей. В зачёт шло 11 результатов в сезоне, а на счету Пике было 10 – в четырёх оставшихся гонках получить полные очки он мог только один раз. А так как худшим результатом бразильца в сезоне было третье место, пополнять багаж своих очков ему было бы очень трудно.
Формула 1 приехала в Херес-де-ла-Фронтеру всего второй раз – новый автодром дебютировал год назад. Нельзя сказать, что первый опыт особенно понравился пилотам или зрителям, но лучшей трассы пока в Испании не было. А в отсутствие интересных и захватывающих мест гонщикам приходилось развлекать себя самим.
Технический директор Williams Патрик Хед предложил своим пилотам выбор, использовать на этом Гран При шасси Williams FW11B с активной подвеской – или с обычной. Пике выбрал активную, Мэнселл – обычную. В пятницу казалось, что второй вариант удачнее – Найджел показал лучшее время, но в субботу Пике превзошёл его на 0,6 секунды, а британцу никак не удавалось проехать быстрее.
Раздосадованный такой ситуацией, Мэнселл начал нервничать и совершать глупости. Сначала при возвращении в боксы он проигнорировал требование технических инспекторов заехать на взвешивание. Спустя секунду Найджел осознал свою ошибку и всё же остановился, но чуть дальше зоны взвешивания. И пока механик команды Алан Чаллис пытался договориться с маршалами, чтобы откатить машину вручную, Мэнселл выскочил из машины, бросился в боксы, сел в FW11B с активной подвеской и выехал на трассу!
Естественно, это было запрещено правилами, но прежде чем Найджела смогли остановить, он успел проехать два круга. Делегат по безопасности FIA пытался возмутиться, но Мэнселл не стал его слушать, быстро снял комбинезон, убежал на парковку, сел в машину и на максимальной скорости уехал с трассы. Все эти выходки не остались безнаказанными, хотя наказание можно было считать формальным. Стюарды аннулировали все его субботние времена, но так как лучший результат он показал в пятницу, на итоги квалификации это никак не повлияло – на стартовой решётке британец остался вторым.
Следом за парой Williams стартовали две Ferrari – хотя фактически Бергера и Альборето разделяла секунда. Сенна показал пятое время и остался недоволен поведением Lotus. Прост оказался седьмым, между двух Benetton – Тео Фаби и Тьерри Бутсена. Ален не скрывал разочарования по поводу машины, хотя и опередил напарника по McLaren на полторы секунды.
В воскресенье небо над автодромом затянули тучи. За час до старта прошёл небольшой дождь, но трасса толком не намокла. Пике и Мэнселл уверенно начали гонку, сохранив два первых места, а позади них Сенне удалось опередить обе Ferrari и подняться на третью позицию. Прост, наоборот, пропустил Бутсена и де Чезариса, так что откатился на девятое место.
Ещё до конца первого круга лидер в гонке сменился – перед последним поворотом Мэнселл атаковал и прошёл напарника. Тот пытался контратаковать на стартовой прямой, но безуспешно. Как только пара лидеров перестала сражаться друг с другом, она начала быстро отрываться от преследователей – пилоты Williams выигрывали у Сенны по секунде на круге, а позади Айртона собралась большая группа гонщиков, желавших, но не имевших возможности ехать быстрее.
На протяжении почти 30 кругов в группе лидеров решительно ничего не происходило – разве что Бергер и Альборето поменялись местами позади Сенны, а Прост смог опередить де Чезариса и подняться на восьмое место. Но после этого он упёрся в Benetton Фаби. На 27-м круге, поняв, что просто теряет позади итальянца время, Прост отправился в боксы.
После относительно чистого пит-стопа (он занял 11 секунд) Прост вернулся на трассу девятым и смог сразу прибавить. Фаби остановился на два круга позже, но остановка прошла ужасно, Тео потерял 18 секунд и выехал на трассу далеко позади Проста. Остановка Бутсена прошла лучше, но и он проиграл позицию Просту – более ранний пит-стоп себя оправдал.
Бергер и Альборето в боксы не торопились, но Прост не стал ждать, когда они свернут на обслуживание. Ален был одним из самых быстрых на трассе, он сумел снова догнать пару Ferrari, подкараулил их ошибку на 44 круге и одним манёвром опередил обоих! Прост поднялся на четвёртое место и оказался вплотную позади Сенны.
Тем временем лидеры продолжали выяснять отношения между собой. Поняв, что опередить напарника на трассе не удастся, Пике попытался сбросить скорость и сохранить шины, чтобы обойтись без пит-стопа. Однако Мэнселл ехал так быстро, что план провалился – отрыв стремительно рос, что заставляло Нельсона тоже прибавлять и стараться как можно быстрее опережать круговых. Тем не менее, Найджелу удалось оторваться от Пике на 20 с лишним секунд, и сменив шины, он вернулся на трассу лидером!
Пике оказался прямо за напарником, но состояние шин было настолько разным, что ни о какой борьбе не было и речи. Так как он опережал Сенну почти на 27 секунд, Нельсон решил всё же совершить пит-стоп, но заехав в боксы забыл, что ногу нужно постоянно держать на тормозе, и механики долго не могли поменять колёса. Пит-стоп продолжался 19 секунд, так что Нельсон выехал на трассу позади Проста!
Хуже того – пытаясь сразу же отыграться, Нельсон пошёл в атаку на Алена, но ошибся и пропустил Бутсена и Альборето. Пилот Ferrari вскоре отправился на свой пит-стоп, а вот Бутсен был действительно быстр. К этому моменту уже стало ясно, что Сенна пытается проехать гонку без пит-стопа.
План вроде бы сработал, Айртон ехал вторым, но темп оказался настолько низким, что за ним опять выстроилась очередь из желающих обогнать. Поначалу её возглавлял Прост, однако Ален, стараясь сберечь шины, не особенно сопротивлялся, когда его обгоняли Бутсен и Пике.
На протяжении нескольких кругов взять неприступную крепость под названием Lotus Сенны пытался уже Бутсен, но тоже безрезультатно. Наконец, его обогнал Пике. На то, чтобы разобраться с Айртоном, у Нельсона уходит три круга. Однако шины на Lotus износились до такой степени, что сопротивляться Сенна уже не может, и его тут же прошли Бутсен и Прост, а ещё через пару кругов – вновь настигший эту группу Альборето.
Расклад сил был ясен, но у Пике взыграло самолюбие. Обычно осторожный и аккуратный бразилец вдруг резко прибавил и начал отыгрывать у Мэнселла по четыре секунды на круге! Отставание стремительно таяло, но на 67-м круге бразилец ошибся и оказался на траве. Он вернулся на трассу ровно в тот момент, когда мимо проезжал Бутсен. Столкновения удалось избежать, но уже в следующем повороте бельгиец вылетел с трассы и сошёл.
Для Пике вылет тоже не прошёл бесследно – машина получила повреждения. Нельсон заехал в боксы, где из понтонов выгребли траву и обломки. Он вернулся на трассу четвёртым, позади Йохансона. В это же мгновение взорвался мотор на Ferrari Альборето. Двигатель на машине Бергера отказал ещё раньше, так что Скудерия вновь осталась без очков.
Столь бурная концовка до того довольно скучной гонки никак не повлияла на лидерство Мэнселла. Он спокойно и уверенно провёл гонку, одержав лёгкую победу. Второе и третье место заняли гонщики McLaren, что, конечно, стало сюрпризом. Пике атаковал Йохансона до самого финиша, но безрезультатно. Потерявший скорость Сенна проиграл победителю более минуты. Шестое место (и первое в зачёте Джима Кларка) завоевал Филипп Альо из Larrousse.
Четвёртое место стало разочарованием для Пике, но его шансы на титул выросли. За три этапа до окончания чемпионата он опережал Мэнселла на 18 очков – Найджелу обязательно нужно было выигрывать минимум две гонки. Правда, теперь Нельсон никак не мог заработать за Гран При более шести очков, но его главный соперник стабильностью не отличался.