Гонка #476. 16 июля 1989 года. Гран При Великобритании. Сильверстоун | |
Поул | Айртон Сенна (McLaren MP4/5) – 1:09,099 (249,034 км/ч) |
Лучший круг | Найджел Мэнселл (Ferrari F1-89) – 1:12,017 (238,944 км/ч) |
Победитель | Ален Прост (McLaren MP4/5) – 1:19:22,131 (231,265 км/ч) |
Вопреки надеждам всего паддока, запрет на турбомоторы не изменил расстановку сил в пелотоне – в чемпионате опять доминировали машины McLaren-Honda. Их преимущество, как и надёжность, несколько уменьшились, но борьбу за победы Прост и Сенна снова вели между собой, а остальным оставалось надеяться на сходы и технические проблемы фаворитов.
В McLaren уже почти не скрывали, что работают на Сенну, и поначалу преимущество было на стороне бразильца. В четырёх первых гонках он одержал три победы и уверенно возглавлял личный зачёт. Однако затем пришёл черёд Проста побеждать, а у Сенны началась чёрная полоса – он не смог добраться до финиша три гонки подряд! Благодаря этому Прост вернул себе лидерство в чемпионате, а после победы на домашнем Гран При Франции довёл преимущество над напарником до 11 очков.
Перед французским этапом Прост объявил, что покинет команду по окончании сезона. Следующий этап проходил в Сильверстоуне, и перед ним стало известно, что его место в McLaren займёт Герхард Бергер. Что касается будущего Алена, то ходили упорные слухи, что он окажется в Ferrari, хотя он вёл переговоры и с Williams. Всё это никак не способствовало улучшению отношений между Простом и руководством его нынешней команды.
У британских болельщиков, впрочем, свои герои – и главный из них Найджел Мэнселл, так что впервые с 50-х подавляющая часть зрителей в Сильверстоуне болела за Ferrari! Самих зрителей, впрочем, оказалось меньше, чем годом раньше. Прошлогодний аншлаг привёл к большим пробкам на дорогах и другим проблемам, так что организаторы, стремясь избежать гнева Экклстоуна, всегда недолюбливавшего эту трассу, подняли цены на билеты. Это был один из первых шагов по превращению Формулы 1 из доступного и демократичного зрелища в элитарный спорт.
Многих расстраивал тот факт, что чудовищная мощь турбомоторов осталась в прошлом, но как минимум один большой плюс у нового регламента был. Гораздо более простые и дешёвые силовые установки привлекли большое число команд. Практически на каждый этап заявлялись по 38-39 участников! Разумеется, выпускать всех их на трассу даже в квалификации никто не собирался. В чемпионат вернулась предквалификация.
На Гран При Великобритании заявилось 39 гонщиков, 13-ти пришлось участвовать в предквалификации в пятницу утром. В общую квалификацию могли пройти только четверо из них – при том, что по итогам квалификации отсеивалось ещё четверо. Отбор команд в предквалификацию был сделан по итогам предыдущего сезона и не вполне соответствовал реальной расстановке сил. Новый отбор планировалось сделать в середине сезона, и гонка в Сильверстоуне как раз подводила итог первой половины чемпионата.
Предквалификационный барьер преодолели Бертран Гашо на Onyx, Никола Ларини на Osella и оба гонщика Brabham-Judd, Стефано Модена и Мартин Брандл. Характерно, что ни один из них в итоге не остался за бортом квалификации, и все четверо в итоге вышли на старт. Причём Модена показал 14-е время из 30 участников, опередив многих из тех, кому участие в квалификации было изначально гарантировано.
Поул завоевал Сенна – конечно, к победам Айртона в квалификации все привыкли, но стоит заметить, что на двух предыдущих Гран При с первого места стартовал Прост. Да и на этот раз Ален уступил совсем немного, около полутора десятых. Весьма близок к паре гонщиков McLaren был и Мэнселл. В пятницу он даже опережал Проста, но в субботу не смог прибавить и остался третьим. С четвёртой позиции стартовала ещё одна Ferrari Герхарда Бергера.
Пилоты Williams, Риккардо Патрезе и Тьерри Бутсен, показали пятое и седьмое время. На машинах команды Фрэнка Уильямса теперь стояли двигатели Renault – французы, инициировавшие в своё время турбореволюцию в Формуле 1, вернулись в чемпионат после трёхлетнего перерыва с атмосферным V10. На машинах March по-прежнему были установлены двигатели Judd, и они вновь были очень быстры – Гужельмин квалифицировался шестым, Иван Капелли восьмым.
Правда, воспользоваться своей шестой стартовой позицией Гужельмин не смог. Уже после того, как он приехал на стартовую решётку, на машине обнаружилась утечка жидкости. Маурисио бросился в боксы, чтобы пересесть на запасную, но пит-лейн был уже закрыт, и ему пришлось начинать гонку с пит-лейн. Так же, как и Ларини, по ходу прогревочного круга потерявшему одно из зеркал.
Теоретически первый ряд стартового поля, завоёванный пилотами McLaren, не сулил Найджелу Мэнселлу на его домашнем Гран При ничего хорошего, однако надежды он не терял. В 1989 году машины McLaren и моторы Honda уже не были таким образцом надёжности, как в 1988-м. В частности, на эту гонку команда привезла давно обещанную новую поперечно расположенную коробку передач.
Новинка сулила большие перспективы, однако доводка её шла достаточно тяжело именно из-за проблем с надёжностью. В квалификации на работу коробки жаловались оба гонщика. Правда, перед стартом в McLaren утверждали, что разобрались с проблемой – якобы была плохо приварена одна из трубок деаэратора.
На старте произошёл нелепый инцидент – Никола Ларини, начинавший гонку с пит-лейн, едва не задавил президента FIA Жан-Мари Балестра! Француз зачем-то решил перебежать дорогу именно в тот момент, когда по ней ехал итальянец.
Старт лучше удался Просту, но к первому повороту Copse Сенне удалось получить преимущество, бразилец захватил лидерство. Прост остался вторым, за двумя McLaren следовали две Ferrari. Правда, недолго – уже на четвёртом круге Бергер вынужден был свернуть в боксы. На его машине возникли проблемы с электронным блоком управления двигателем. Герхард вернулся на трассу, но с отставанием в несколько кругов.
На четвёртое место поднялся Бутсен, опередивший Патрезе на первом круге, позади пары Williams ехали Алессандро Наннини на Benetton и Нельсон Пике на Lotus. На старте бразильца обогнал Пьерлуиджи Мартини на Minardi, но это был прыжок выше головы. Он пропустил Пике, затем Капелли, а потом вынужден был свернуть в боксы – в воздухозаборники попал мусор и мотор начал перегреваться. Пьерлуиджи вернулся на трассу 23-м.
Темп тройки лидеров был примерно равным, временами Мэнселл даже демонстрировал, что готов ехать быстрее. Так продолжалось до 12-го круга, когда инновационная коробка на McLaren Сенны неожиданно перешла на нейтраль прямо в скоростном Becketts. Бразильца развернуло, машина вылетела и увязла в гравии. Для Айртона это был четвёртый сход подряд.
Гонку возглавил Прост. Мэнселл пытался оказывать на него давление, но Ален постепенно отрывался от Ferrari. Пилоты Williams вели борьбу за третье место. На 16-м круге Патрезе смог опередить Бутсена, но на 20-м он на высокой скорости вылетел перед Club и разбил машину. Сам итальянец, к счастью, не пострадал.
Бутсен опять оказался третьим, и опять ненадолго. Его стремительно настигал Пике, и на 24-м круге вышел вперёд. На 28-м Тьерри вынужден был свернуть в боксы из-за прокола. Шины быстро сменили, но при попытке рестартовать возникли проблемы со сцеплением. Бельгиец потерял в боксах минуту и вернулся на трассу 16-м, лишившись шансов на очки.
Расстановка сил в лидирующей группе была в общем определена. К середине дистанции Прост выигрывал у Мэнселла семь секунд и почти 50 – у Пике. Тот, в свою очередь, на 10 секунд опережал Наннини – который, правда, уже успел сменить шины. Невероятно, но на пятое место к этому моменту успел подняться начинавший гонку с пит-лейн Маурисио Гужельмин.
На 43-м круге правая передняя шина на Ferrari Мэнселла неожиданно взорвалась. К счастью для Найджела и его болельщиков на трибунах, это произошло неподалёку от боксов, так что ему удалось быстро добраться до пит-лейн на трёх колёсах и вернуться на трассу, сохранив второе место! От Проста, правда, он теперь отставал на целую минуту.
Получив такое преимущество, Прост без особых волнений свернул на пит-лейн на свой пит-стоп. Однако механикам долго не удавалось закрепить заднее правое колесо на его машине, так что остановка француза длилась 24 секунды! Запаса времени Алену хватило, чтобы вернуться лидером, но он должен был благодарить за это судьбу. После финиша француз признался, что изначально совершать пит-стоп не планировал.
Проехать гонку без пит-стопов удалось Нельсону Пике, но нельзя сказать, что это ему сильно помогло. Темп бразильца постепенно падал, к нему всё ближе подбирался Наннини, и на 56-м круге произошло неизбежное – Алессандро легко опередил Lotus на прямой Hangar. Хотя до финиша оставалось менее десяти кругов, за оставшееся время Наннини успел оторваться от Пике почти на 20 секунд.
Героическая гонка Маурисио Гужельмина очков ему не принесла – всего за 9 кругов до финиша на его March отказала коробка передач, и все усилия бразильца оказались тщетны. Неплохо выступавшего Филиппа Альо на Lola вновь подвёл двигатель Lamborghini. Благодаря этому, два последних места в шестёрке лучших заняли пилоты Minardi, Пьерлуиджи Мартини и Луис Перес-Сала. Для обоих это были первые очки в сезоне (а для Переса-Сала – единственные в карьере), в итоге Minardi не пришлось участвовать в предквалификациях до конца сезона.
На финише Прост выиграл у Мэнселла почти 20 секунд. Вторая подряд победа француза при сходе главного соперника заметно укрепила его позиции в чемпионате – теперь Ален опережал Сенну на 20 очков! Второе место Мэнселл праздновал едва ли не как победу. «Наша машина становится быстрее и надёжнее, – заявил британец. – Если этот факт соблазняет Проста, и он хочет ко мне присоединиться, то я абсолютно не против. Но я предупреждаю его – он будет пилотом №2!» Ален Прост в ответ лишь загадочно улыбнулся.