Гонка #500. 4 ноября 1990 года. Гран При Австралии. Аделаида | |
Поул | Айртон Сенна (McLaren MP4/5B) – 1:15,671 (179,831 км/ч) |
Лучший круг | Найджел Мэнселл (Ferrari F1-90) – 1:18,203 (174,009 км/ч) |
Победитель | Нельсон Пике (Benetton B190) – 1:49:44,570 (167,399 км/ч) |
Третий год подряд чемпион определялся в острейшем соперничестве Алена Проста и Айртона Сенны, и третий год подряд решающий бой происходил в Сузуке, на предпоследнем этапе чемпионата мира. На финальный этап, проходивший в австралийской Аделаиде, все три года гонщики приезжали, уже зная имя победителя чемпионата.
Два последних сезона этот "бой" на Сузуке заканчивался столкновением главных героев, после чего титул доставался тому, у кого на тот момент было больше очков. Но если инцидент 1989 года был ещё как-то похож на гоночный, то произошедшее в 1990-м заставляло думать, что Сенна пошёл на таран Ferrari Проста намеренно. Даже если сам Айртон это отрицал.
Прост переживал произошедшее очень тяжело. Он приехал в Аделаиду, но заперся в гостиничном номере и отказывался общаться с кем-либо. Покидал отель он только на время официальных сессий. По паддоку поползли слухи, что француз собирается завершить карьеру. В Ferrari были этим очень обеспокоены, но развеять эти слухи Прост отказался.
В то же время на Сенну скандал подействовал самым неприятным образом. После завоевания титула команда дала ему несколько дней отдыха, которые Айртон провёл в Малайзии, но на пользу этот перерыв не пошёл. Годом раньше Прост после завоевания титула стал благодушнее и миролюбивее. Бразилец же вернулся в паддок ещё более высокомерным, чем был.
Даже по отношению к побеждённому сопернику Айртон не проявил ни малейшего снисхождения или такта. "Я побеждал Проста в 1988-м, в 1989-м, победил и в этом году - заявил он. - Его критика - полная *** (ерунда)! Он из тех, кто всегда жалуется. Всегда и на всех. Он жаловался с 1988 года. На меня, на Honda, на McLaren. Потом он ушёл в Ferrari, после чего жаловался на шины, Бергера, Алези, руководство команды, Мэнселла и снова на меня. Он слишком много говорит и сеет хаос, интерпретируя всё по-своему".
Никаких возражений Сенна слышать не хотел. Он считал себя выше любой критики, считал, что лучше любого другого разбирается в гонках. Однако среди его обвинителей нашёлся человек, обладавший не меньшим авторитетом, чем Айртон. Перед гонкой брать интервью у бразильца пришёл трёхкратный чемпион мира Джеки Стюарт.
Сенна полагал, что его ждёт обычное чемпионское интервью, и разговор пойдёт о том, как ему удалось добиться этого успеха. Однако Стюарт был глубоко возмущён действиями Сенны в Сузуке и высказал это собеседнику без всяких обиняков. Дело было не только в столкновении с Простом. Джеки поднял статистику и выяснил, что Сенна попадает в аварии чаще, чем любой другой чемпион в истории Формулы 1. Он прямо обвинил бразильца в том, что тот подвергает риску жизни других пилотов.
Для Сенны эти обвинения стали неожиданностью. Потрясённый, он начал огрызаться и посоветовал Стюарту вернуться домой и перепроверить статистику, после чего перешёл к прямым оскорблениям. "Ваши комментарии *** (чушь), я больше не хочу вас видеть, интервью окончено!" - заявил Айртон. "Но вы не можете отрицать свою вину во всех столкновениях, в которых участвовали", - попытался утихомирить его Стюарт. "Да, я отрицаю это! - выпалил Сенна. - Я никогда не инициирую столкновения, это другие в меня врезаются!"
Весь этот скандал развивался на фоне удивительной безынициативности всех тех, кто был облечён властью. Сенну толком не осудили ни в McLaren, ни в FISA, ни даже в Ferrari. В Скудерии всё ещё надеялись заполучить Айртона в свои ряды, снова собрав dream-team из двух лучших пилотов современности (против чего, естественно, категорически выступал Прост), так что критиковать его боялись.
Хуже всего было то, что Гран При Австралии был юбилейным, 500-м в истории Формулы 1. Отметить это событие пригласили чемпионов прошлого, однако на многочисленных совместных фотографиях не было ключевой персоны - Проста. Ален отказывался от любых попыток привлечь его к мероприятиям по случаю юбилея, так как не хотел пересекаться с Сенной.
Это, а также обвинения в адрес Айртона после столкновения, заставили Джеймса Ханта заключить, что проиграв титул, Прост сломался психологически. Хант не верил, что Сенна пошёл на столкновение сознательно, и реакцию Алена считал признаком слабости. То, что прав Прост, а не Хант, станет известно только через год, когда Айртон публично признается, что выбил соперника нарочно, в качестве мести за 1989 год. Перед этим он позвонит Стюарту и попросит у того прощения, признав, что лгал ему.
Но сколь бы громкой и скандальной ни была атмосфера в Аделаиде, Гран При шёл своим чередом. В квалификации Сенна был, как обычно, неудержим, завоевав 52-й поул в карьере. Своё быстрейшее время он показал в пятницу - в субботу из-за жары многим не удалось добиться прогресса. Не удалось это и Просту, а вот Бергер и Мэнселл результаты улучшили, благодаря чему опередили Алена. Герхард уступил напарнику 0,573 секунды, Мэнселл и Прост чуть меньше 0,7 секунды.
Пятое время в своём последнем Гран При за Tyrrell показал Жан Алези. Француз вновь продемонстрировал свою скорость, ему предрекали большое будущее. Естественно, в Tyrrell он задерживаться не собирался и ещё в начале года заключил контракт с Williams. Однако по ходу чемпионата передумал, поддавшись на уговоры Скудерии, так что в Австралии уже было известно, что в следующем году Алези будет выступать за Ferrari, сменив там Мэнселла. Потерявшему место Найджелу ничего не оставалось, кроме как отправиться в Williams.
А пока лучший из пилотов Williams, Риккардо Патрезе, квалифицировался шестым, уступив поулу полторы секунды. Кстати, для Патрезе эта гонка стала 208-й в карьере, то есть он участвовал более чем в 40% всех гонок в истории Формулы 1! Он дебютировал ещё в 1977 году, этот сезон был для итальянца 14-м, и останавливаться он не собирался.
Его напарник, Тьерри Бутсен, проиграл почти две секунды, так что оказался позади ещё и обеих машин Benetton, Нельсона Пике и Роберто Морено. Морено сменил в команде Алессандро Наннини после печально известной аварии итальянца на вертолёте, в результате которой он едва не погиб и навсегда попрощался с Формулой 1.
В воскресенье в Аделаиде снова было очень жарко, асфальт нагрелся до 47 градусов. На старте Сенна уверенно сохранил лидерство, а вот Бергер с трудом удержал позади Мэнселла. Его усилия, впрочем, оказались тщетны, так как на втором круге австриец случайно выключил зажигание на своём McLaren. Ему удалось быстро исправить свою ошибку, но Найджел промчался мимо.
Сенна лидировал, позади ехали Мэнселл и Бергер, за ними Прост. Алези сохранил пятую позицию на старте, но ещё до конца первого круга его опередили и Пике, и Патрезе. На третьем круге Пике был уже четвёртым, легко обогнав Проста на прямой, носившей имя Брэбэма. На девятом позади остался и Бергер, Пике вышел на третье место!
Тем временем Мэнселл продолжал удерживаться в пределах двух секунд за Сенной. Айртон пытался оторваться, но безуспешно. В какой-то момент за счёт обгона круговых ему даже удалось довести отрыв до трёх секунд, но оказавшись на свободной трассе Мэнселл мгновенно ликвидировал его преимущество.
Это сражение продолжалось несколько десятков кругов, но к 40-му кругу шины на Ferrari Мэнселла износились, и он начал отставать. За считанные круги отрыв стал двузначным, затем Найджел пропустил Пике, после чего, наконец, решил ехать в боксы за свежей резиной, что отбросило его на пятое место. А вот Пике останавливаться не собирался и продолжил преследование лидера.
Преследование, впрочем, довольно условное, так как Сенна ехал намного быстрее. Отрыв уже превышал 20 секунд, но Айртон продолжал атаковать так, будто ему что-то угрожало. К 60-му кругу его преимущество превысило 30 секунд. На 61-м на McLaren возникли проблемы с тормозами. Но первой не выдержала коробка - на 62-м круге она переключилась на нейтраль посреди поворота, Айртона развернуло, и машина увязла в гравии. Для чемпиона это был третий сход подряд.
Лидерство унаследовал Пике. Позади него ехал Прост, но реальную опасность для Нельсона представляла другая Ferrari. Сменив шины, Найджел понёсся по трассе с умопомрачительной скоростью, тогда как Ален пытался добраться до финиша без пит-стопов. До финиша оставалось не так много времени, но разница в скорости была слишком велика, и на 73-м круге Мэнселл просто проехал мимо напарника.
На последних кругах развернулась гонка за лидерство. На 73-м круге Найджел проигрывал 12 секунд Пике, на 75-м уже только восемь. На 79-м Нельсон сам немного помог сопернику, допустив ошибку в Brewery Bend, что позволило Мэнселлу оказаться вплотную за лидером. Всё должны были решить последние два круга.
Мэнселл делал всё, чтобы покинуть Ferrari победителем. На самом последнем, 81-м круге гонки лидеры догнали на очередной круг Brabham Стефано Модены. Пике опередил его на прямой имени Брэбэма, но и Мэнселл не собирался отступать. Он пошёл в решительную, даже несколько безумную атаку, едва не закончившуюся обоюдным сходом. Каким-то чудом Мэнселлу всё же удалось затормозить, чтобы не врезаться в Пике, и в то же время увернуться от машины Модены.
На финише Пике и Мэнселла разделили 3 секунды. Это была вторая подряд победа Нельсона, хотя до того он не выигрывал с 1987 года. Благодаря этому он догнал в личном зачёте Бергера и опередил его в борьбе за третье место, так как на счету австрийца побед не было. Что, быть может, важнее, успехи Нельсона принесли Benetton третье место в Кубке конструкторов - впереди Williams.
Проведший очень спокойную, тихую гонку Прост тоже поднялся на подиум - третье место ему принёс сход Сенны и ошибка Бергера в Brewery Bend. Герхард финишировал четвёртым, в нескольких секундах позади Алена. Пятое и шестое место заняли пилоты Williams Бутсен и Патрезе.
Возможно, для Проста лучше было не обгонять Бергера - третье место означало, что ему придётся участвовать в постгоночной пресс-конференции. Журналисты к нему немилосердны. С утра Прост покинул брифинг пилотов до его окончания - случай вопиющий. Алена спросили, почему он это сделал. Прост отвечать не хотел, но неожиданно слово взял Пике.
"Ален устал от всего этого! - сказал Нельсон. - Я могу его понять. Атака, которую он пережил на Сузуке, недостойна спортсмена. Ничто не может оправдать подобное. Прост испытывает отвращение к отсутствию реакции на эту откровенную агрессию. На брифинге нам читают морали, обещая санкции, которые никогда не реализуются. Всё это ненормально".
Прост поблагодарил своего неожиданного заступника с лёгкой улыбкой. Конечно, плохие отношения между Пике и Сенной ни для кого не были секретом, так что Нельсона трудно было считать непредвзятым арбитром. Но Алена всё это уже не интересовало. Он просто хотел вернуться домой, в Швейцарию, чтобы отдохнуть и определиться, хочет ли он продолжать.