Гонка #684. 14 апреля 2002 года. Гран При Сан-Марино. Имола | |
Поул | Михаэль Шумахер (Ferrari F2002) – 1:21,091 (218,998 км/ч) |
Лучший круг | Рубенс Баррикелло (Ferrari F2002) – 1:24,170 (210,987 км/ч) |
Победитель | Михаэль Шумахер (Ferrari F2002) – 1:29:10,789 (205,773 км/ч) |
Сегодня сезоны Формулы 1 с 2000 по 2004 часто называют эпохой доминирования Ferrari и Михаэля Шумахера, хотя в действительности это были очень разные чемпионаты. В каких-то, как в 2000-м, борьба была почти равной, и для победы Шумахеру и Россу Брауну приходилось прикладывать максимум усилий. В каких-то, как в 2001-м, соперники сами дарили Скудерии победы. А в каких-то, как в 2002-м, машины Ferrari действительно безоговорочно доминировали.
Впрочем, начало сезона обещало достаточно острую борьбу. Машины Williams почти не уступали в скорости Ferrari (правда, на двух первых этапах это была прошлогодняя машина). Ещё один важный нюанс – напарник Шумахера, Рубенс Баррикелло начал сезон, имея очень серьёзные амбиции. Бразилец искренне полагал, что в Ferrari однажды получит шанс бороться за титул. На первом же Гран При сезона он завоевал поул, пусть и с микроскопическим отрывом от Михаэля.
Однако в гонках эти амбиции подкрепления не имели. Мало того, что Шумахер был быстрее, так ещё и Рубенс никак не мог добраться до финиша. Три схода в трёх первых гонках сезона стали сильным ударом по надеждам Баррикелло, хотя Михаэль выиграл всего две из них – в Малайзии гонщикам Williams удалось завоевать командный дубль.
Четвёртый этап проходил в Имоле, на автодроме имени Энцо и Дино Феррари, и здесь бразилец впервые смог использовать новую машину - F2002. Правда, нельзя было сказать, что она давала какое-то решающее преимущество - на предыдущем этапе в Бразилии Шумахер, уже выступавший на F2002, вёл совершенно равную борьбу с Williams как в квалификации, так и в гонке. С другой стороны, Баррикелло там показал только восьмое время в квалификации, так что ресурс F2001 определённо был исчерпан.
Конечно, новинки привезла не только Ferrari – Гран При Сан-Марино был первым европейским этапом, где многие команды обновили свои машины. К примеру, McLaren привезла новую заднюю подвеску, которая должна была позволить более эффективно использовать возможности шин Michelin, Honda и Toyota обновили двигатели.
Пятничные заезды прошли под дождём, продемонстрировав колоссальное преимущество Ferrari. Дело, впрочем, было не только в машине, но и в шинах Bridgestone, которые в таких условиях оказались на голову сильнее Michelin. Однако в субботу было сухо и солнечно, так что удалось сравнить не только шины, но и машины.
Квалификация показала, что самого большого прогресса добилась всё же Ferrari – сражение за поул вели только гонщики этой команды. В последний момент верх взял Шумахер, опередив Баррикелло всего на 0,064 секунды. Третьим был Ральф, он проиграл почти четыре десятые. Отставание Монтойи превысило полсекунды. Новая подвеска McLaren не сильно помогла – Кими Райкконен показал пятое время, но уступил Шумахеру секунду.
На старте Михаэль Шумахер удержал лидерство, а вот Баррикелло пропустил Ральфа. Сам Рубенс считал, что дело в грязной стороне трассы. Следом ехали Монтойя, Райкконен и Култхард. Начинавший гонку седьмым Ник Хайдфельд пропустил Трулли и Баттона, а Масса обогнал Вильнёва. Для Алана Макниша гонка закончилась, не начавшись – на его Toyota отказала электрика.
Обгонять в Имоле никогда не было просто, так что ситуация надолго стабилизировалась. Пилоты ждали первой волны пит-стопов, надеясь переиграть соперников тактически. Первым в боксы отправился Хайдфельд – он остановился на 16-м круге. Многие подумали, что таким образом Ник надеялся опередить гонщиков Renault, однако в действительности пит-стоп стал следствием недопонимания между пилотом и командой.
Команда оказалась не готова к пит-стопу, Хайдфельду пришлось снова отправиться на трассу. Чтобы через четыре круга снова вернуться за топливом. При этом он ещё и превысил скорость на пит-лейн, так что вынужден был совершить штрафной проезд.
В отличие от Хайдфельда, лидеры в боксы не торопились. Лишь на 30-м круге остановился Райкконен, на следующем круге на дозаправку отправились братья Шумахеры, которых к тому моменту разделяло уже 17 секунд. Баррикелло задержался ещё на один круг, который проехал на полторы секунды быстрее, благодаря чему смог опередить Ральфа, вернувшись на вторую позицию.
Борьба за позиции на подиуме на этом закончилась - пилоты первой четвёрки всю оставшуюся часть дистанции просто ехали к финишу. А вот позади них без смен позиций не обошлось. Поначалу лидировал в этой группе Кими Райкконен, однако на 44-м круге финн вынужден был сойти из-за прогоревшей выхлопной трубы – команда опасалась, что раскалённые выхлопные газы повредят подвеску.
Пятое место унаследовал Култхард, но удержать его не смог. Дэвид совершил первый пит-стоп позже всех, а это означало, что он дольше всех провёл на одном комплекте резины, что вовсе не придало ему скорости. В итоге во время второй серии пит-стопов в Renault сумели переиграть McLaren, и шотландец оказался позади Дженсона Баттона. На финише он проиграл Шумахеру круг.
После финиша было много разговоров о том, во что превратилась Формула 1. Гонка получилась откровенно скучной, практически без обгонов. И дело было не только в характере трассы, но и в том факте, что пилоты не видели смысла рисковать и просто ждали пит-стопов. Правда, итальянские болельщики, собравшиеся на трассе, определённо не чувствовали себя разочарованными.
Преимущество Ferrari также стало поводом для разговоров, хотя многие отмечали, что истинная причина скорости пилотов Скудерии кроется в резине. Так считали и в Michelin, полагая, что Bridgestone удалось добиться заметного прогресса, причём именно в сочетании с машинами Ferrari. Остальные клиенты японских шинников были явно не так быстры. В первой шестёрке клиенты Michelin заняли четыре места. Проблема была лишь в том, что два первых достались машинам на Bridgestone.