Гонка #652. 21 мая 2000 года. Гран При Европы. Нюрбургринг | |
Поул | Дэвид Култхард (McLaren MP4/15) – 1:17,529 (211,554 км/ч) |
Лучший круг | Михаэль Шумахер (Ferrari F1-2000) – 1:22,269 (199,366 км/ч) |
Победитель | Михаэль Шумахер (Ferrari F1-2000) – 1:42:00,307 (179,551 км/ч) |
Сезон 2000 года считается началом эры доминирования Михаэля Шумахера в Формуле 1, но в самом 2000-м ни о каком доминировании речи не было. Шумахер выиграл три первых Гран При, но с поула во всех трёх гонках стартовал Мика Хаккинен, и винить за свои неудачи в McLaren могли только себя – к началу сезона машина была не способна доехать до финиша.
Когда в команде разобрались с надёжностью, ситуация изменилась – в Великобритании и Испании выиграли пилоты McLaren. Однако они так и не определились, кто из них лидер команды, так что хотя на счету McLaren было два дубля, одну гонку выиграл Хаккинен, а другую – Култхард. В результате на шестой этап, на Гран При Европы в Нюрбургринге, Шумахер приехал безоговорочным лидером – на его счету было 36 очков, тогда как у Хаккинена только 22, а у Култхарда 20.
Квалификацию на немецкой трассе вновь выиграл пилот McLaren, но впервые в сезоне это был Култхард. Шумахер уступил ему 0,138 секунды, а Хаккинен – 0,256. Правда, на ход квалификации повлиял дождь, начавшийся незадолго до конца сессии. Сменивший Ирвайна в Ferrari Рубенс Баррикелло, показал четвёртое время, уступив напарнику около полсекунды.
Из остальных менее секунды (да и то ненамного) проиграть поулу удалось только Ральфу Шумахеру, выступавшему теперь за Williams-BMW. Впрочем, в целом результаты всё равно были очень плотными – весь пелотон уложился в 3,5 секунды, а если не учитывать Гастона Маццакане на Minardi – в 2,6 секунды.
Гран При Европы на Нюрбургринге прописался в календаре чемпионата на постоянной основе с 1999 года, и причины тому были совершенно понятны – интерес к Формуле 1 в Германии значительно вырос. Дело не только в успехах Михаэля Шумахера – помимо него, в чемпионате выступали ещё несколько талантливых немецких гонщиков, а Mercedes и BMW поставляли моторы.
На старт гонки на Нюрбургринге должны были выйти четыре немца, но фактически их оказалось трое. Молодой Ник Хайдфельд, проводивший первый сезон в Формуле 1, показал в квалификации 13-е время, но на взвешивании после сессии его Prost оказался на 2 килограмма легче определённого регламентом минимума, и стюарды не только аннулировали его результат, но и не допустили на старт.
Поул явным образом говорил об амбициях Дэвида Култхарда, который больше не хотел быть "вторым номером". То, что два предыдущих титула выиграл Хаккинен, Дэвид считал лишь стечением обстоятельств и в 2000-м твёрдо решил изменить ситуацию. Первым шагом на этом пути для шотландца была победа в Сильверстоуне. На Нюрбургринге он намеревался завоевать вторую, что сделало бы его главным преследователем Шумахера.
Правда, статистика была явно не в пользу Дэвида – в Формуле 1 продолжался поразительный период, в рамках которого ни один гонщик не выигрывал гонки с поула с прошлогоднего Гран При Венгрии! В этом смысле Дэвиду, если он действительно хотел победить, следовало бы немного придержать коней в квалификации, отдав поул Шумахеру – Михаэль был крайне разочарован, не сумев добиться первой стартовой позиции на своей первой домашней трассе.
Так или иначе, поул – всего лишь потенциал к успеху, который ещё нужно реализовать. Култхарду на Нюрбургринге сделать это не удалось – стартовал он неважно. Шумахер начал гонку намного лучше, а Хаккинен буквально выстрелил со своей третьей позиции, так что к первому повороту за первое место сражались старые соперники Мика и Михаэль! Дошло даже до небольшого контакта, но без последствий, и лидерство захватил Хаккинен.
Ярно Трулли проводил на Нюрбургринге свой 50-й Гран При в Формуле 1 и в квалификации показал очень неплохое для Jordan шестое время, лишь десятую уступив Ральфу Шумахеру и столько же выиграв у Джанкарло Физикеллы на Benetton. Однако на старте два итальянца не поделили трассу, и после столкновения на машине Ярно оказалась сломана подвеска. Спустя два круга гонка для Jordan закончилась – на машине Хайнц-Харальда Френтцена отказал двигатель.
Гонка развивалась по стандартному для тех лет сценарию – пара Хаккинен-Шумахер постепенно отрывалась от остальных, на некотором отдалении Култхард пытался сдержать вторую Ferrari (после гонки Дэвид жаловался на поведение машины – по его мнению, в задней её части произошла какая-то поломка). На пятом месте ехал Вильнёв – на старте Жак смог опередить четверых.
К десятому кругу пара лидеров опережала Култхарда и Баррикелло на четыре секунды. Михаэль по-прежнему следовал в нескольких десятых позади Мики, но обогнать его не удавалось. Однако на 11-м круге пошёл небольшой дождь, и всё изменилось как по волшебству. С первыми каплями, упавшими на трассу, Михаэль пошёл в атаку и вышел вперёд перед шиканой!
Однако дождь в горах Айфеля в своей непредсказуемости может потягаться со знаменитыми душами в Арденнах – никогда не знаешь, как долго он продолжится, и не будет ли трасса за следующим поворотом сухой. Хотя дождь постепенно усиливался, пилоты оставались на трассе, пытаясь понять, насколько влага влияет на скорость. Первым решился заехать за дождевой резиной Херберт, но он был далеко позади. В отличие от него, лидерам было что терять, и они продолжали выжидать, смотря друг на друга и на результаты других пилотов.
Из четвёрки лидеров первым заехал в боксы Култхард – на 14-м круге. Практически сразу стало ясно, что это правильное решение, так что на 16-м остановились и Шумахер с Хаккиненом. Пит-стоп Михаэля прошёл не лучшим образом, но созданного задела хватило, чтобы остаться впереди обеих машин McLaren – которые поменялись местами, так как Хаккинен проиграл слишком много времени на сликах, а кроме того, механики тоже завозились с его правым задним колесом.
Баррикелло задержался ещё на один круг, и это стоило ему очень дорого. Разница в темпе оказалась столь велика, что после своего пит-стопа лидировавший бразилец выехал на трассу только девятым! На этом этапе в McLaren сработали лучше Ferrari, однако лидировал в гонке пилот Скудерии.
Хаккинен быстро догнал и обогнал Култхарда, восстановив статус-кво, но Шумахер успел создать отрыв. Мике оставалось надеяться только на стратегию – обоих гонщиков ждал ещё один пит-стоп, но пройти он должен был на разных кругах. Шумахер заехал в боксы на 35-м круге и вернулся на трассу вторым, в семи секундах позади Мики.
Теперь у Михаэля была тяжёлая машина, что в дождь существенно сказывалось на скорости. У Хаккинена было целых 10 кругов до пит-стопа, чтобы отыграться, и он серьёзно поднял темп. Отрыв рос, но не так быстро, как хотелось бы финну. Когда на 45-м круге Мика совершил пит-стоп, он вернулся на трассу в 10 секундах позади Михаэля.
Хаккинен пытался что-то сделать, догнать Шумахера, но немец чётко контролировал отрыв, не атакуя слишком сильно, но и не давая сопернику особых надежд. Затем Мика застрял за круговыми, и исход борьбы стал окончательно ясен. На последних кругах финн сбавил темп и на финише уступил Михаэлю 13 секунд.
Позади них сражение за нижнюю ступеньку подиума вели два других гонщика Ferrari и McLaren, однако исход этой борьбы оказался противоположным. После слишком поздней остановки в Ferrari перевели Баррикелло на стратегию трёх пит-стопов, но особого успеха она не принесла. Под конец гонки Рубенс догнал Култхарда, но опередить его так и не смог. Причём оба проиграли победителю круг.
Пятое место завоевал Физикелла, который провёл очень сильную гонку, сумев ещё до начала дождя обогнать Ральфа Шумахера и Жака Вильнёва. В какой-то момент он даже опережал Баррикелло, но по темпу Benetton не могла конкурировать с Ferrari, так что бразилец легко его опередил.
Ещё один герой гонки – Педро де ла Роса. Пилот Arrows стартовал только 12-м, но уже на первых кругах обогнал Ферстаппена, Ирвайна и Ральфа Шумахера, а после дождя достаточно рано провёл свой пит-стоп и до конца дистанции первую шестёрку не покидал. Интересно, что все трое пилотов, которых он опередил на первых кругах, в итоге столкнулись между собой на 29-м круге и сошли.
Победа ещё более укрепила позиции Шумахера в чемпионате – он опережал Хаккинена на 18 очков, а Култхарда на 22. Впереди было ещё много гонок, но пока пилоты McLaren продолжали выяснять, кто из них больше достоин статуса пилота №1, немец на всех парах мчался к своему третьему титулу. И хотя ни в одной отдельно взятой гонке Михаэль не доминировал, его отрыв становился всё более угрожающим.