Пресс-конференция FIA в четверг была виртуальной – гонщики всех команд по очереди отвечали на вопросы ведущего, начиная от Williams до Mercedes. Мы цитируем их в обратном порядке...
Mercedes
Вопрос: В прошлое воскресенье вы выиграли Гран При Австрии, но у вас были некоторые проблемы с датчиками коробки передач, связанные с тем, что вы слишком агрессивно атаковали поребрики. Значит ли это, что сейчас придётся этого избегать? И как это может сказаться на скорости?
Валттери Боттас: Я вполне уверен, что команда приняла меры и к этому уик-энду разберётся с проблемой. Разумеется, технический регламент предписывает, что можно делать с коробкой передач, а что – нельзя, но мы выяснили, с чем была связана проблема, и я не сомневаюсь, что сможем её решить, это лишь вопрос времени.
На тренировках в пятницу на моей машине будет установлено много различных датчиков, поскольку мы хотим отслеживать, что с ней происходит, и выяснить, не повторяются ли прежние сбои. Если всё-таки повторяются, то, конечно, придётся пилотировать более осторожно. Однозначно, мы хотим доехать до финиша и заработать максимум очков.
В общем, после пятницы у нас будет больше информации, но теоретически есть вероятность, что придётся пилотировать немного иначе. Посмотрим.
Вопрос: Льюис, а что вы скажете по этому поводу?
Льюис Хэмилтон: Мы делаем то, о чём нас попросит команда. По крайней мере, в большинстве случаев.
Вопрос: Команда Red Bull подала несколько протестов против Mercedes и критиковала вас за инцидент с Алексом Элбоном. Как вы полагаете, может быть, им приходится использовать методы психологического давления, чтобы одолеть вас в этом году?
Льюис Хэмилтон: За них я не могу говорить, но они меня не очень хорошо знают: в случае со мной это не работает.
Вопрос: В прошлый уик-энд вы выразили свою солидарность, преклонив колено, и это был сильный жест. Собираетесь ли вы повторить его в этот уик-энд?
Льюис Хэмилтон: Хороший вопрос, но я пока не знаю. Не думаю, что в этот уик-энд перед тем, как прозвучит гимн, у нас будет такая возможность. Не думаю, для этого будет достаточно времени. А преклонять колено во время гимна в мои планы не входит. Возможно, вместе с нашей командой мы сделаем это в какой-то другой момент. Но я считаю, что это важно. Мы должны продолжать говорить на подобные темы, просвещать людей, стараться как-то приблизить перемены.
Вопрос: В предыдущий уик-энд вы много времени и сил посвятили в кампании против расизма, но спортивные результаты могли быть и выше. Чувствуете ли вы теперь необходимость как-то перестроиться, чтобы вновь сосредоточиться на чемпионате, ведь сезон в этом году короче, чем обычно?
Льюис Хэмилтон: Не думаю, что есть такая необходимость. Все, кто смотрел гонку в прошлое воскресенье, видели, что я её провёл неплохо. Разумеется, я всегда стремлюсь отработать как можно лучше, но хочу сказать, что меня ничего не отвлекает. Как и раньше, я сохраняю максимальную собранность, и могу одновременно вести борьбу за титул и за равные права для всех.
Вопрос: Сейчас все обсуждают предстоящее возвращение Фернандо Алонсо в Формулу 1, в том числе высказываются различные мнения по поводу его гоночной формы и возраста, и в какой мере это будет сказываться на скорости. В прошлом году Нико Росберг предположил, что и вы с возрастом начнёте терять какое-то время на круге – что вы об обо всём этом думаете?
Льюис Хэмилтон: Полагаю, здесь можно привести как доводы за, так и против. Безусловно, опыт очень важен, и опыт Алонсо поможет Renault двигаться в правильном направлении. Это, конечно, плюс.
Лично я пока не знаю, как человек ощущает себя в 40 лет, не знаю, насколько с возрастом становится тяжелее физически, но Михаэль Шумахер выступал за Mercedes в этом возрасте и был в отличной форме. Не сомневаюсь, что Фернандо тоже в отличной форме. Но для меня бонус в том, что я был второй по возрасту гонщик чемпионата, а теперь снова стану третьим! И это здорово! (смеётся)
Вопрос: Валттери, а вы что думаете о возвращении Фернандо?
Валттери Боттас: Конечно, это хорошо, что он возвращается. У него есть опыт побед, громкое имя, а в Формуле 1 должны выступать лучшие гонщики мира. Так что это можно только приветствовать.
Вопрос: Скажется ли на Формуле 1 возможный уход Себастьяна Феттеля?
Льюис Хэмилтон: Даже не знаю, что сказать. Будет ли Феттель выступать в следующем году или нет, Формула 1 всё равно останется. Хотя мне будет жаль, если он уйдёт. Его время ещё не прошло, он способен ещё многого добиться, и мне кажется, что в Формуле 1 должно быть как можно больше гонщиков экстра-класса, наш спорт от этого только выиграет.
Вопрос: Валттери, в перерыве между гонками вы вернулись в Монако – вы уверены, что это было безопасно?
Валттери Боттас: Я выяснил, что это разрешено, и, конечно, нет особой разницы, оставался бы я здесь, вместе с командой, или вернулся бы домой в Монако. В конце концов, это всё на территории Европы, где не столь большие расстояния, поэтому переезды не сопряжены с особыми стрессами. Мне просто хотелось провести три полных дня дома. Зато мне удалось отлично отдохнуть, и я считаю, что это было хорошее решение. В плане безопасности вообще никакой разницы нет.
Вопрос: Льюис, а вы как провели эти дни?
Льюис Хэмилтон: Я оставался здесь. В понедельник у нас было совещание с инженерами, во вторник я тренировался, не покидая территории автодрома. А в среду вновь общался с инженерами.
Вопрос: Валттери, в прошлом вы говорили, что переговоры о контракте по ходу чемпионата отвлекают вас от работы – есть ли шанс, что в этом году удастся подписать контракт пораньше, чтобы это на вас не давило?
Валттери Ботттас: Я очень на это надеюсь, хотя чемпионат в этом году необычный и начался поздно, поэтому сравнивать его с предыдущими сезонами нельзя. Пока позади только одна гонка, и особой спешки нет. Хотя понятно, что время пролетит быстро, поэтому я надеюсь, что вскоре мы сможем заняться контрактом, чтобы закрыть эту тему и больше о ней не думать.
Вопрос: Вы одержали победу в предыдущей гонке: у вас уже есть план, как действовать, чтобы и дальше сохранить этот уровень результатов?
Валттери Боттас: Пока позади только первая гонка. С одной стороны, конечно, приятно начать сезон с победы и хочется развить этот успех, сохранить уверенность, которую он тебе даёт, но в любом случае продолжается нормальная работа, и в каждый уик-энд мы всё начинаем сначала. При этом мы стараемся использовать весь предыдущий опыт, чтобы отработать ещё лучше, чем на предыдущем этапе.
Red Bull Racing
Макс Ферстаппен: «В Honda добились определённых успехов, но в Mercedes справились ещё лучше. Нам нужно работать ещё интенсивнее, чтобы добиться большего от машины и силовой установки.
В Mercedes отлично поработали зимой, но на этой трассе не так много поворотов, в которых мы им уступаем. Я не очень доволен балансом от входа в поворот до апекса, а на этой трассе нужна максимальная уверенность в машине, чтобы активно атаковать в скоростных поворотах. Если мы улучшим баланс, то будем гораздо ближе к Mercedes.
Я не утверждаю, что мы непременно опередим Mercedes, но если нам удастся сократить отставание от них в квалификации на одну-две десятые, то в гонке у нас будут хорошие перспективы.
Возможное возвращение Себастьяна Феттеля в Red Bull? Я был на том эфире ServusTV в понедельник и сидел рядом с Себом, когда меня спросили, могу ли я себе это представить. Я ответил «да», но команда довольна составом, мы с Алексом отлично сотрудничаем, он очень быстр, у нас нет причины его менять».
Алекс Элбон: «Нет, я не говорил с Хэмилтоном. На самом деле, мне нечего сказать. Уверен, Льюис не собирался врезаться в мою машину.
Да, в тот момент я был очень расстроен. Мы думали, что многое потеряли. Я и сейчас считаю, что после перехода на шины Soft в конце гонки у нас был шанс на победу. Увы, обстоятельства сложились неудачно и мы столкнулись.
Здорово, что в этот уик-энд мы проведём ещё одну гонку на Red Bull Ring. Мы нашли некоторые области, в которых сможем прибавить уже в этот уик-энд – и надеемся выступить лучше».
Ferrari
Вопрос: Себастьян, команде удалось разобраться с проблемами, которые возникли у вас в прошлый уик-энд?
Себастьян Феттель: Я надеюсь, что теперь у нас есть ответы на некоторые вопросы. Мы внимательно изучили моё выступление в гонке и причины отсутствия скорости. Мы кое-что нашли, но сложно сказать, в каком соотношении каждая из составляющих повлияла на скорость. Мы увидели кое-что, связанное с тормозами и подвеской.
Я с нетерпением жду возвращения за руль в этот уик-энд, чтобы оценить поведение машины и сравнить ощущения от пилотирования с теми, что были на прошлой неделе, так что завтра нас ждёт важный день. Кроме того, мы привезли некоторые обновления, эффективность которых предстоит оценить.
Вопрос: Сейчас можно услышать разные слухи о вашем будущем. Вы рассматриваете вариант перехода в Racing Point, которая со следующего сезона станет заводской командой Aston Martin?
Себастьян Феттель: Как и на прошлой неделе, у меня нет новостей касательно моего будущего. Я не знаю, как дальше будут развиваться события, но предстоящие гонки крайне важны для меня. В следующие несколько недель или месяцев узнаем, какие есть варианты.
Отвечая на ваш вопрос, могу сказать, что Racing Point производит сильное впечатление в этом году. Я знаком с некоторыми сотрудниками команды по прошлым выступлениям. В 2020-м у них есть возможность побороться благодаря хорошей машине.
Вопрос: Накануне было объявлено о возвращении Фернандо Алонсо. Поскольку он подписал контракт с Renault, для вас закрылась ещё одна вакансия. Вы рассматриваете вариант, при котором вам придётся пропустить следующий сезон? Может вы готовы окончательно уйти из Формулы 1?
Себастьян Феттель: Как я уже говорил, я пока не принял решение. Возвращение Фернандо не оказывает на меня никакого прессинга. Для Формулы 1 хорошо, что он вернулся. Посмотрим, что у него получится.
Мне нужно время, чтобы принять своё решение. В данный момент возможны любые варианты – продолжение карьеры, пауза или завершение карьеры, но решение я пока не принял. Всё будет зависеть от того, какие у меня появятся опции.
Не секрет, что я – конкурентоспособный гонщик и многого добился. Меня интересуют новые достижения, а не просто выступления ради выступлений. Посмотрим, что произойдёт.
Вопрос: У вас были переговоры с Renault о контракте на 2021 год?
Себастьян Феттель: Я уже много лет в паддоке, поэтому у меня много знакомых. Да, я вёл переговоры, но сейчас это уже не имеет значения. Команда выбрала другое направление, но для меня это практически ничего не изменило. Решение принимать мне, а я ещё ничего не решил. Мне нужно время.
Вопрос: В Red Bull Racing пока не подтвердили состав на следующий год. Возможно ли ваше возвращение в эту команду? Вы готовы выступать вместе с Максом Ферстаппеном?
Себастьян Феттель: В целом, если какой-то вариант позволит побеждать, то надо на него соглашаться. И не важно, кто будет напарником.
Red Bull – команда, которую я очень хорошо знаю по прошлым выступлениям. Я продолжаю общаться со многими людьми из Red Bull – Кристианом Хорнером, Хельмутом Марко и другими. Моё недавнее интервью телеканалу Servus TV никак не связано с потенциальными планами, но машина Red Bull позволяет побеждать, и команда очень сильная.
По прошлому опыту я знаю, насколько они сильны, хотя команда с тех пор изменилась, поэтому было бы неправильно говорить, что я хорошо изнутри знаком с нынешней Red Bull. Тем не менее, я знаю, почему они были сильны, и команда остаётся претендентом на титул, а за рулём этой машины можно выигрывать гонки. Таким образом, это может быть интересным вариантом.
Вопрос: Значит ли это, что если в Red Bull предложат вам место, вы согласитесь?
Себастьян Феттель: Как я сказал, их машина способна выигрывать гонки, а я выступаю в Формуле 1 для того, чтобы бороться и побеждать. Вероятно, мой ответ будет «Да».
Вопрос: Как вы оцениваете настроение в Ferrari в данный момент? Наверное странно выступать в команде, которая отказалась от дальнейшего сотрудничества с вами?
Себастьян Феттель: Я хорошо знаю команду и парней, которые со мной работают. Я чувствую, что они меня поддерживают и будут поддерживать до конца. Вместе мы провели несколько отличных лет, но были и сложные времена.
Мы должны сделать максимум возможного в этом сезоне, который простым не будет. Со своей стороны я постараюсь сделать всё, что в моих силах. Думаю, команда будет действовать точно так же.
Вопрос: На ваш взгляд, почему в этом году команда сделала шаг назад?
Себастьян Феттель: Полагаю, всем очевидно, что у нас не было намерения делать шаг назад. Мы улучшили машину, хотя в прошлой гонке всё пошло не так, но в целом эта машина лучше прошлогодней. Посмотрим, как она себя проявит на других трассах, и посмотрим, как мы выступим в Шпильберге в этот уик-энд.
При этом нужно оставаться реалистами. Судя по всему, остальные команды сделали больший шаг вперёд, чем мы. Мы же должны постараться догнать их.
Вопрос: Как вы провели свободное время после первой гонки?
Себастьян Феттель: Все эти дни я не покидал автодром. Мне нравится Австрия, нравится это место. Впервые за долгое время у меня появилась возможность прогуляться по окрестным горам, которые раньше я видел только из кокпита. Немного катался на велосипеде и отдыхал.
Вопрос: Шарль, почему вы решили не вставать на колено перед стартом первой гонки в Австрии?
Шарль Леклер: У нас был выбор, и каждый мог сделать то, что хотел. Я решил остаться на ногах и посвятить выступление в гонке борьбе с расизмом – это я и сделал.
Вопрос: На ваш взгляд, почему в этом году команда сделала шаг назад?
Шарль Леклер: Я согласен с Себастьяном в том, что в первом и втором секторах на этой трассе у нас проблемы, тогда как на третьем мы выглядим чуть лучше. Посмотрим, как будем выглядеть на остальных трассах.
Вопрос: Как вы провели свободное время после первой гонки?
Шарль Леклер: Я на два дня ездил домой в Монако, но перед возвращением дважды сдал тест на коронавирус. Оба теста показали отрицательный результат. Я специально дважды сдал тест, чтобы быть уверенным в результате.
McLaren
Вопрос: В первой гонке сезона McLaren заработала очки двумя машинами, а вы впервые поднялись на подиум! Вопрос к вам обоим – рассчитываете ли вы на столь же высокий результат и в этот уик-энд? Планируете побороться с Ferrari?
Ландо Норрис: Думаю, каждую гонку нужно рассматривать отдельно. Борьба в середине пелотона очень плотная, Ferrari в целом очень сильны и просто не полностью себя проявили – уверен, они вскоре вернутся в первые ряды. Мы начали сезон с хорошим базисом и будем прогрессировать дальше, но мне всё равно кажется, что у Ferrari машина чуть быстрее, и я не думаю, что мы уже способны стабильно сражаться за места на подиуме.
Нужно сосредоточиться на собственных усилиях, выкладываться по максимуму, и если это позволит бороться за подиум, четвертое или пятое места, можно будет сказать, что мы сработали успешно, но не думаю, что скорость нашей машины сейчас позволяет в каждой гонке рассчитывать на финиш в первой тройке.
Вопрос: Карлос?
Карлос Сайнс: Я согласен с Ландо. Мне кажется, нужно посетить хотя бы три трассы, прежде чем мы сможем корректно оценить свою конкурентоспособность. В предыдущие несколько лет в Австрии мы тоже были быстры, но другие автодромы могут выявить слабые стороны нашей машины. После непростого для всех периода времени мы уверенно начали нынешний сезон, этим можно гордиться, но работа продолжается, нужно выкладываться на пределе.
Вопрос: Для McLaren реально опередить Ferrari?
Карлос Сайнс: Нужно посмотреть, какими будут результаты на разных трассах, сейчас я не могу сказать, насколько это реально. Рано делать выводы. Да, мы все с нетерпением ждали первую гонку сезона, чтобы понять, на каких позициях находимся, но нужно посмотреть на нескольких трассах, как будет меняться расклад сил – например, каким он будет в Венгрии, где нужно гораздо больше прижимной силы.
Вопрос: Ландо, комментируя ваше выступление в первой гонке сезона, Андреас Зайдль сказал, что по уровню гоночного мастерства вы сделали еще один шаг вперед. Какого прогресса вам удалось добиться в межсезонье, и в какой мере дебютный подиум добавил вам уверенности на сезон в целом?
Ландо Норрис: Сложно сказать, какого прогресса я добился. Для себя вижу, что есть моменты, в которых я стал лучше, но есть и те, над которыми нужно работать. В межсезонье я уделил внимание своим слабым сторонам, постарался собрать всё воедино и научиться взвешивать соотношение риска и выгоды, лучше оценивать обстоятельства. Если бы в прошлом году в Австрии на последних кругах всё было точно так же, как в первой гонке этого сезона, я бы откатился на несколько позиций назад, а не устроил прорыв на подиум.
Мне сложно расписать свой прогресс в каких-то цифрах, но я намного увереннее ощущаю себя при подготовке к уик-энду и перед началом квалификации. Это стало возможным, в том числе, благодаря хорошей скорости машины и умению собрать много небольших факторов воедино. Я чувствую себя более уверенно, чем в любой момент предыдущего сезона. Что еще было в вопросе? Кажется, я не всё запомнил!
Вопрос: В какой мере дебютный подиум добавил уверенности?
Ландо Норрис: Конечно, подиум здорово укрепляет уверенность, особенно если он добыт в сражении с гонщиками, с которыми в предыдущем сезоне редко удавалось побороться. Он добавляет уверенности в собственных действиях и скорости, особенно если учесть, что в 2019-м именно в гонках я выглядел слабее, мне намного лучше удавались квалификации. Я много работал именно над скоростью в гонке, это само по себе позволило чувствовать себя увереннее, ну а с подиумом еще сильнее желание поскорее начать второй этап сезона и попробовать выступить еще лучше.
Вопрос: Карлос, вы заметили какие-либо перемены в Ландо?
Карлос Сайнс: Хороший вопрос. Он выглядит более зрелым, но это вполне естественно, когда проводишь свой второй сезон. С опытом гонщик, как правило, становится более конкурентоспособным, более целостным – именно это мы наблюдали на примере Ландо уже в первой гонке нынешнего сезона. В Формуле 1 он с момента дебюта неплохо себя проявлял, и от года к году будет становиться только сильнее, как и любой из нас.
Вопрос: Ландо, в минувшее воскресенье сразу после финиша вы прокричали: «Спасибо, Хосе, ты – ключ к этому успеху!» Что вы имели в виду, и что Хосе Мануэль Лопес Гарсия привнес в команду McLaren?
Ландо Норрис: Хосе – мой новый гоночный инженер, в нашем сотрудничестве это был первый гоночный уик-энд. Мой предыдущий инженер Эндрю Джарвис в конце прошлого года перешел в IndyCar, и я хотел подшутить над ним – кстати, он позднее мне написал! Нам с Эндрю не удалось заработать подиум – мы подбирались всё ближе и ближе, но результат достался Карлосу. На первую гонку нового сезона я приехал уже без Эндрю, с новым инженером, и внезапно финишировал на подиуме!
Отношения между гонщиком и инженером в Формуле 1 крайне важны, однако выстроить их очень непросто. Мне и Хосе пришлось долго привыкать друг к другу, мы много разговаривали – нам потребовалась пара месяцев, чтобы сработаться, но сейчас дела идут в самом деле неплохо. Инженер очень важен для гонщика, ведь у инженера есть вся информация, он постоянно что-то подсказывает, помогает прогрессировать и выступать лучше. Потому мне хотелось поблагодарить Хосе за его первую гонку с McLaren и заодно немного пошутить над Эндрю, который от нас ушел!
Вопрос: Карлос, похоже, сейчас в гонке McLaren немного быстрее Ferrari. Вы говорили, что пока не думаете о следующем сезоне, но разве вас не беспокоит, что команда, в которую вы переходите, сейчас сражается в середине пелотона, а не с Mercedes? Притом в 2021-м вам предстоит выступать практически на такой же машине, на какой сейчас выступают Леклер и Феттель.
Карлос Сайнс: Вы сами ответили на свой вопрос – я практически не думаю ни о следующем сезоне, ни о том, что будет годом позже. Я правда не думал о том, будет ли в 2021 году Ferrari в такой же форме, как сейчас. Я просто знаю, что они всегда были в лидерах Формулы 1, эта команда вскоре вернется на вершину. Сейчас мне просто нравится соперничать с ними, притом я жду дальнейшего прогресса от McLaren. В McLaren уже сделали большой шаг вперед, я рад, что мы уже сражаемся с Ferrari и не так много уступаем Red Bull Racing. Правда, и Racing Point, которых мы рассчитывали опережать, оказались к нам заметно ближе, но ничего – мне по душе такой вызов!
Вопрос: Машина McLaren выглядит очень быстрой в квалификации. Если говорить о гонке, то, похоже, с полными баками она менее конкурентоспособна, однако ближе к финишу, когда топлива остается меньше, MCL35 снова демонстрирует великолепную скорость. Верно ли это наблюдение, и если да, ожидаете ли вы такую же картину в следующих Гран При?
Ландо Норрис: Возможно. Неделю назад от квалификации мы взяли максимум, но я не был уверен в нашем темпе с полными баками, так как в пятницу с большим количеством топлива машина ехала пусть и неплохо, но не настолько здорово, как с небольшим. Впрочем, тогда это соответствовало нашим ожиданиям, а минувшие несколько дней мы проанализировали большой объем информации, чтобы понять, почему машина в целом быстрее прошлогодней, но с большим количеством топлива по-прежнему ведет себя не лучшим образом. Не думаю, что у неё есть проблемы в какой-то конкретной области, просто с полными баками небольшие недостатки становятся более очевидными. Мы постараемся разобраться с этим в предстоящий уик-энд, но в целом сильные и слабые стороны есть у каждой машины. Да, сейчас темп с полными баками у нас не настолько хорош, как с небольшим количеством топлива, но мы над этим работаем.
Вопрос: Карлос?
Карлос Сайнс: Практически нечего добавить. В предыдущий уик-энд у моей машины баланс был далек от оптимального, так что мне сложно ответить на ваш вопрос – для меня ощущения в квалификации и гонке были практически одинаковыми. Ландо явно было комфортнее и в воскресенье, и в субботу, тогда как у меня от баланса машины в гонке остались не самые лучшие впечатления. В тот уик-энд мне было некомфортно в кокпите – возможно, в этот раз будет иначе.
Вопрос: Карлос, мы поняли, что вы выступаете против расизма и демонстрируете это в своей манере. И всё-таки, в силу каких соображений вы решили не преклонять колено перед стартом первой гонки сезона?
Карлос Сайнс: Вопрос был в том, сделаем ли мы что-то, направленное против расизма, или нет. Думаю, в воскресенье гонщики, собравшись вместе перед телекамерами, четко показали свое единение в непринятии расизма, что мы готовы действовать вместе со всей Формулой 1 в рамках программы «We race as one». Думаю, этого было достаточно. Каждый вправе выражать мнение так, как считает нужным, я своё решение принял – спасибо, что отнеслись к нему с уважением, того же я жду от всех в паддоке.
Вопрос: Ландо, намерены ли вы в этот уик-энд символически преклонить колено, и если да – то почему, если нет – то почему?
Ландо Норрис: Думаю, мы, гонщики, обсудим между собой, какие действия планируется предпринять, будут ли они отличаться от того, что было в предыдущий уик-энд. Я не в курсе планов, потому на данный момент у меня нет мнения. Мы обсудим всё на брифинге и после объявим решение.
Racing Point
Серхио Перес: «Приятно, что мы активно боролись с Ferrari и McLaren. Мы высоко квалифицировались и были быстры в гонке, но недовольны результатом, из-за неудачной стратегии упустив шанс подняться на подиум.
Что касается расстановки сил в середине пелотона, то я считаю, что мы с McLaren опережаем остальных. Если наше преимущество сохранится на Хунгароринге, то это будет означать, что наша машина быстра на всех трассах.
Отрывы в средней группе минимальны – отставание даже в пять сотых может привести к потере нескольких позиций на старте. По итогам первого уик-энда в McLaren заработали больше очков, но я считаю, что мы с ними на одном уровне.
Мы очень быстры в скоростных поворотах, но должны прибавить в медленных и среднескоростных. Надеюсь, мы сможем это сделать. Выступление второй уик-энд подряд на одной и той же трассе должно помочь нам добиться большего от машины.
В команде отличная атмосфера и у всех хорошее настроение. Мы знаем, что вскоре у нас появятся аэродинамические новинки. Я уже несколько лет работаю в этом коллективе и вижу, что сотрудников переполняет энтузиазм. Надеюсь, вскоре мы сможем подняться на подиум».
Лэнс Стролл: «Между нами и McLaren идёт очень плотное соперничество, и в квалификации всё зависит от того, насколько удачно ты проедешь конкретный круг. На этой стадии сезона сложно сказать, кто быстрее.
Разумеется, очень жаль, что в первой гонке сезона из-за ошибки в выборе тактики в случае с Серихо Пересом и моего схода мы потеряли немало очков и не смогли в полной мере использовать скоростные возможности машины. Но сезон только начинается, и, конечно, в этот уик-энд мы собираемся сделать следующий шаг вперёд и рассчитываем заработать очки».
Renault
Даниэль Риккардо: «В прошлой гонке команда попросила меня остановить машину. Учитывая, что потом на трассу не раз выезжал автомобиль безопасности, мы могли заработать немало очков. Но я не слишком расстроен, ведь в этот уик-энд гонка пройдёт на той же трассе, и у нас вновь будет шанс.
В этом году соперничество обострилось, похоже, что интервалы между командами сократились – если не обращать внимания на первый ряд стартового поля.
Я был доволен своей машиной с самого начала тренировок. В квалификации нам не повезло из-за жёлтых флагов – если бы не это, мы бы поднялись на 7-ю или 8-ю позицию. Но моя гонка была короткой, поскольку меня позвали в боксы. В любом случае, даже этих кругов было достаточно, чтобы получить какую-то информацию, и я думаю, что у нас есть возможность немного повысить гоночный темп.
Если же говорить о квалификации, то тут всё в порядке. Сложно сказать конкретно, какие позиции мы занимаем, но думаю, что мы ближе к первой пятёрке.
Возвращение Фернандо Алонсо? По-моему, это здорово! Кстати, я не только не знал об этом, но даже не ожидал. Я понимал, что такая вероятность есть, но не был уверен. Фернандо – знаменитость, и, конечно, для Формулы 1 хорошо, что он возвращается в команду, вместе с которой он выиграл свои титулы. Я уже предвкушаю, что мы с ним поборемся.
Меня также устраивает, что возвращается гонщик, который старше меня по возрасту. Молодёжь – это хорошо, но из-за этих парней я чувствую себя ветераном!
У меня не будет необходимости уступать свою машину по пятницам. Алонсо не нужна никакая помощь, с возрастом он не утратил скорость. Свой последний сезон в Формуле 1 он провёл очень неплохо, ему удавалось выжимать из машины всё, даже если результаты при этом не были такими уж впечатляющими. В моей помощи Фернандо точно не нуждается, тем более что он может посещать все брифинги. Я постараюсь провести за рулём как можно больше времени».
Эстебан Окон: «Это потрясающе, что в Renault смогли подписать контракт с Алонсо. Все знают, насколько тесная у них связь. Их общие успехи достойны восхищения, но теперь они хотят создать что-то новое. Не сомневаюсь, большой опыт Алонсо очень поможет команде.
Фернандо невероятно мотивирован. Вчера мы обменялись несколькими сообщениями. Я почувствовал, как он хочет вернуться. Мы обсудили невероятное будущее, которое ждёт Renault в ближайшие годы.
Мои ощущения о машины? По сравнению с 2018-м, когда я выступал в Формуле 1, машины изменились, стали быстрее, да и шины стали другими. Борьба стала ещё более плотной. Но это здорово. Я доволен результатом своей первой гонки после возвращения.
На тренировках возникло несколько небольших технических проблем. Если бы я смог проехать большую дистанцию и лучше квалифицировался, то смог бы добиться большего. На дистанции наша машина очень конкурентоспособна».
AlphaTauri
Вопрос: Даниил, у вас возникли проблемы с тормозами в первой гонке?
Даниил Квят: Да, небольшие. Перед стартом я знал, что будет жарко и охлаждению надо уделить особое внимание. Я довольно рано начал следить за температурой тормозов, и это помогло.
Гонка получилась богатой на события. В первой половине я ехал в своём темпе, но после выезда автомобиля безопасности произошло много всего. После каждого рестарта появлялись возможности для обгонов, так что пришлось бороться. Мы выбрали более агрессивную стратегию, перейдя на шины Soft на последнем отрезке.
Стратегия отлично сработала – я боролся за много очков, но, к сожалению, из-за недооценённого манёвра повредил на своей машины переднее антикрыло на жёлтом поребрике, после чего моя гонка практически завершилась. В тот момент я был разочарован, но иногда так бывает. Важно, что машина быстра, мне комфортно за рулём – всё выглядит многообещающим, так что я жду предстоящие гонки.
Вопрос: Полагаете, поребрики на Red Bull Ring стоит заменить?
Даниил Квят: Возможно, но решать не нам. Когда я впервые приехал на трассу, здесь были поребрики старой школы, за которыми находились трава и гравий. Мне это нравилось, но по определённым причинам в некоторых поворотах поставили жёлтые поребрики для соблюдения границ трассы. Лично мне кажется более справедливой ситуация, когда границы обозначены травой и гравием, но выбор за теми, кто принимает решения.
Вопрос: Полагаете, машина позволит вам регулярно бороться с Renault, McLaren и Racing Point? Или для этого ещё нужно поработать?
Даниил Квят: Сейчас важно понять, как себя проявят новинки, которые мы подготовим. Команда напряжённо работает, чтобы сделать машину лучше, и я вполне уверен, что у нас есть чёткое понимание того, в чём необходимо прибавить.
В прошлый уик-энд нам было сложно выйти в финал квалификации за счёт чистой скорости – нам не хватает нескольких десятых, чтобы с уверенностью называть себя претендентами на выход в финал. Посмотрим, как скоро мы сможем отыграть эти потери.
Вопрос: Команда подготовила новинки к этому этапу. Вы будете тестировать их только в пятничных тренировках или планируете использовать в гонке?
Даниил Квят: В пятницу мы их точно протестируем. Задача сводится к тому, чтобы они сделали машину лучше. Если мы увидим, что новинки стали шагом в правильном направлении и результаты нас устраивают, думаю, они останутся на нашей машине в гонке.
Вопрос: Даниил, вы были одним из гонщиков, кто не встал на колено перед стартом первой гонки. Почему?
Даниил Квят: Смотрите… Тема достаточно щекотливая. Перед гонкой мы условились надеть майки с надписью «Положим конец расизму». Я считаю, что это само по себе очень сильное послание миру от спорта в целом и конкретно от меня.
Были и другие варианты выразить отношение к проблеме – некоторое решили встать на колено, некоторые решили этого не делать. Ментальность моей страны не позволяет встать на колено в данном случае – есть всего несколько вещей, перед которыми я могу преклонить колено. Я был готов выразить своё отношение против расизма другим способом, поэтому я решил не вставать на колено.
Вопрос: У AlphaTauri есть представление, в каких конкретно областях нужно прибавить, чтобы сократить отставание от других команд средней группы?
Даниил Квят: У нас иногда возникали проблемы в скоростных поворотах, но иногда были сложности и в медленных. Нужно стараться прибавить везде. Команда хорошо знает, в каком направлении мы должны двигаться – мы обсуждаем это на встречах с инженерами. В этот уик-энд у нас будет возможность проверить некоторые решения, ведь мы остались в Шпильберге. Будет здорово, если удастся добиться от машины большего.
Вопрос: Пьер, не могли бы вы описать характер проблем, с которыми столкнулись в начале прошлой гонки? Есть ли опасения, что те проблемы могут повториться?
Пьер Гасли: Та гонка получилась непростой, после всего пяти кругов возникли проблемы с тормозами. Я ехал сразу за напарником, температура передних тормозов всё возрастала, ход педали увеличивался с каждым кругом – в итоге мне пришлось сбросить темп почти на две секунды, чтобы хоть как-то охладить тормоза. Временами педаль едва ли не уходила в пол, и это было очень пугающе – особенно в конце прямой, когда скорость доходила до 320 км/ч, а при нажатии на тормоза возникало ощущение, что ничего не происходит, машина не замедляется! Я делал всё, что было в моих силах, но на десятом круге команда всё же позвала меня в боксы.
Первая гонка сезона уже складывалась неудачно, и я лишь попросил проехать ещё один круг, чтобы проверить, не меняется ли ситуация к лучшему – к счастью, идея оказалась верной, так как по возвращении на трассу ход педали снова стал более-менее нормальным, и мы решили продолжить гонку. Это был ключевой момент, так как в итоге мы сумели заработать шесть очков. Всё сложилось намного лучше, чем мы могли рассчитывать – особенно после проблем на первых кругах.
Вопрос: Если бы не те сложности, какого результата вы могли бы добиться?
Пьер Гасли: Не думаю, что отсутствие проблем изменило бы нашу позицию на финише, но борьбы было бы больше. Я едва не сошёл с дистанции, к счастью, мы решили этого не делать и заработали седьмое место. Вечером того же дня мы выяснили, что в воздуховод правого переднего тормоза попал обломок, что вызвало перегрев – хочется верить, в этот уик-энд подобное не повторится.
Вопрос: Многие технические проблемы в предыдущей гонке были вызваны атакой поребриков. Не кажется ли вам, что поребрики в Австрии слишком жесткие?
Пьер Гасли: Как бы то ни было, поребрики одинаковы для всех. Да, в этом году атаковать их стало себе дороже, в предыдущий уик-энд на них несколько раз ломали антикрылья – здесь я согласен с мнением, что с травяным покрытием там было бы проще: пространство чище, ты можешь выехать чуть шире, но всё равно потеряешь в скорости.
Эти поребрики появились, чтобы сделать гонки MotoGP безопаснее, но в последних двух поворотах хорошо показали себя датчики контроля соблюдения границ трассы, и было бы разумно установить такие же в шестом и седьмом поворотах, чтобы избежать ненужных расходов на замену антикрыльев. Думаю, мы обсудим это на брифинге пилотов.
Вопрос: У машины AlphaTauri достаточно скорости, чтобы вы могли регулярно бороться с Renault и McLaren, или нужны доработки?
Пьер Гасли: На данный момент по чистой скорости мы не претендуем на места в первой десятке. McLaren, Renault и Racing Point выглядят явно быстрее – на одном круге точно. По сути, мы находимся между лидерами середины пелотона и теми, кто далеко позади, но знаем, что уже в ближайшие несколько недель наша машина будет доработана. Ну а пока остается по максимуму использовать все возможности – в этом плане седьмое место неделю назад оказалось было исключительно важным, так как в нормальных условиях мы вряд ли смогли бы показать такой результат. Нам нужно отыграть несколько десятых, чтобы на равных бороться с McLaren, Renault и Racing Point.
Вопрос: Франц Тост подтвердил, что уже в этот уик-энд на машине появятся доработки. Какого эффекта вы от них ждете? Рассчитываете побороться за выход в финал квалификации?
Пьер Гасли: Да, у нас будут доработки – Даниил протестирует их в пятницу, а я, возможно, в субботу. Честно говоря, лучше набраться терпения, всё проверить и получить подтверждение, что новинки работают так, как ожидалось – тогда мы точно немного приблизимся к соперникам. Сейчас мы уступаем довольно много, но с доработками должны добиться заметного прогресса и иметь больше шансов в борьбе за очки в гонке.
Вопрос: Франц Тост сказал, что лидерам середины пелотона Alpha Tauri уступает примерно 1.3-1.4 секунды на круге. Над чем команде нужно поработать, чтобы отыграть такое отставание?
Пьер Гасли: На прошлой неделе отставание в квалификации четко показало, что на фоне соперников нам не хватает скорости. Мы показали двенадцатый и тринадцатый результаты, это соответствует нашим реальным позициям в пелотоне. Конечно, цель – выступать намного лучше, и я знаю, команда прилагает максимум усилий, чтобы отыграть отставание. В этом году McLaren и Racing Point сделали большой шаг вперед, потому первая задача – подобраться к Renault и, надеюсь, в ближайшие несколько недель стать быстрее их по чистой скорости.
Мы должны прибавить во всём, так как нет какой-то специфической области, где нам откровенно не хватало бы эффективности. Нужно добиться большей скорости и в медленных, и в быстрых поворотах, притом команда уже выявила все слабые стороны и знает, в каком направлении необходимо двигаться. Да, в сравнение с предыдущим сезоном добавилось несколько проблем, сейчас ситуация очень непростая, но я уверен, в ближайшие несколько недель мы больше узнаем о нашей машине и сумеем её доработать.
Alfa Romeo
Кими Райкконен: «Мне показалось, что на дистанции гонки мы были более конкурентоспособны, чем в квалификации. На быстром круге полностью реализовать потенциал машины пока не получается.
Очевидно, что нам нужно прибавить во всём, но у нас уже есть несколько идей. Дело не в том, что машина получилась неудачной или у неё плохой баланс. Нам кажется, что пока просто не удаётся добиться от неё максимума. Может быть, перерыв в межсезонье был слишком длинным, может нам нужно лучше делать свою работу.
Возвращение Алонсо в 39 лет? Мне сейчас 40, но я чувствую себя на двадцать. Наш спорт изменился, сейчас возраст – не проблема. 40 – это просто число. Но если за рулём вы понимаете, что всё вокруг вас стало происходить слишком быстро, тогда действительно нужно остановиться. Но у меня таких ощущений пока нет.
Возвращение Фернандо – хорошая новость для Формулы 1 и для него. У Алонсо и Renault успешная история совместных выступлений, так что эта новость меня не удивила. После стольких лет Формула 1 не может меня сильно удивить!»
Антонио Джовинацци: «Что я думаю о нашей скорости? Знаете, по ходу круга у машины не проявляются какие-то конкретные проблемы, просто на дистанции гонки она в целом выглядит конкурентоспособнее, чем в квалификации. Хорошо, что нам предстоит вторая гонка на той же трассе, мы постарались проанализировать всю информацию с предыдущего уик-энда, чтобы найти ответы и решения.
Возвращение Алонсо в 2021-м? Он чемпион мира, а в Формуле 1 всегда приятно видеть чемпиона. Думаю, его возвращение – хорошая новость для нашего спорта.
Чем я занимался в перерыве между гонками? К счастью, на австрийском автодроме немало возможностей для занятий спортом: я играл в гольф, бегал, занимался в тренажерном зале. Конечно, это отличалось от привычных дел между гонками, но в целом ничего непривычного, всё в порядке».
Haas F1
Кевин Магнуссен: «Раньше мы не сталкивались с подобными проблемами с тормозами – они отличаются от тех, которые у команды возникали в прошлом. Сейчас у меня нет особого беспокойства на эту тему, поскольку я надеюсь, что мы нашли причину.
На прошлой неделе на свободных заездах не было никаких намёков на проблему. Впервые сложности проявились в гонке – до этого всё было в порядке. Есть и другая проблема – в этом году наша машина медленнее на прямых по сравнению с прошлым годом, и мы не знаем, с чем конкретно это связано».
Говоря о машине 2020 года, Кевин отметил: «Сейчас в нашем распоряжении та же машина, которую мы представили в начале года – с тех пор ничего не изменилось. Думаю, мы можем добиться от неё большего, поскольку процесс изучения машины продолжается.
VF-20 сильно отличается от прошлогодней – теперь в гонке мы можем атаковать и нагружать шины в отличие от того, что было в 2019-м, когда нужно было действовать предельно аккуратно, и иногда просто не было возможности вывести шины в рабочий диапазон. В этом году мы можем атаковать – это внушает оптимизм. Лучше когда машина быстра в гонке, поскольку именно по воскресеньям начисляют очки».
Роман Грожан: «У нас и прежде были проблемы с тормозами, но другого рода. Сейчас речь идёт об их недостаточно эффективном охлаждении, особенно когда вы оказываетесь позади машины соперника. Нужно понять, как добиться лучшей работы системы охлаждения. Неприятно будет вторую гонку подряд услышать просьбу беречь тормоза.
Влияет ли эта проблема на мою уверенность в машине? Хороший вопрос. На прошлой неделе проблемы с тормозами начались уже на первых кругах первой пятничной тренировки. Но я знаю, как серьёзно команда над этим работает. Я доверяю этим людям и не беспокоюсь. Когда система заработает должным образом, проблем быть не должно.
Для оценки нашей конкурентоспособности нужно подождать ещё несколько этапов. Сейчас впереди вторая подряд гонка на Red Bull Ring, я не думаю, что на этой неделе баланс сил изменится, а вот на следующей неделе на Хунгароринге всё может быть иначе, как и потом в Сильверстоуне. Впрочем, здесь результаты тоже могут отличаться – я слышал, что в субботу пойдёт дождь.
Я не жду, что наша команда сделает огромный шаг вперёд. В настоящий момент мы не готовим никаких обновлений. Сначала нужно добиться большего от машины, которая у нас есть».
Williams
Джордж Расселл: «В прошлую субботу всё складывалось неплохо, по-моему, мы тогда отлично поработали. Не буду утверждать, что в квалификации мне удалось на 100% раскрыть потенциал машины, но всё прошло гладко.
В воскресенье стало сложнее, но любопытный момент в том, что на предсезонных тестах в Барселоне и на пятничных тренировках в Австрии наш гоночный темп казался лучше, чем скорость на одном быстром круге. Мы стараемся понять, почему в день гонки у нас вдруг возникли сложности. Хотя, конечно, как и у остальных команд, у нас были некоторые проблемы с охлаждением тормозов и двигателя, поскольку день был довольно жаркий, а нам пришлось много ехать в трафике.
Надеюсь, в этот уик-энд удастся со всем этим разобраться и повысить скорость в квалификации, но ещё важнее добиться этого в гонке. Однозначно, в субботу я постараюсь побороться за выход во вторую квалификационную сессию, и такая же задача будет стоять передо мной в Венгрии.
Планы на 2021-й? Моей карьерой занимаются в Mercedes, мы постоянно общаемся, так что я знаю, что должен делать – добиваться максимально возможных результатов на трассе. На следующий год у меня уже есть контракт с Williams, поэтому моё ближайшее будущее в руках Клэр Уильямс. Но в предстоящие недели и месяцы мы узнаем, будет ли что-либо меняться на этом фронте».
Николас Латифи: «Я продолжаю учиться. В дебютной гонке главное было – не наделать глупых ошибок. Вскоре я нашёл нужный ритм, но нужно было держать в голове множество факторов, следить за температурой двигателя. Я был удивлён тем, сколько прижимной силы теряет машина позади соперника.
Сейчас ясно, что после выезда автомобиля безопасности нам стоило провести двойной пит-стоп – я потерял бы всего пару секунд, а так я остался на трассе, проехав ещё один круг – и потерял 12 или 13 секунд.
После второго выезда автомобиля безопасности, вокруг произошло множество событий. Моя машина вновь начала перегреваться. У Райкконена отлетело колесо. У Квята прямо передо мной лопнула шина. Я старался избежать неприятностей. Если бы перед началом уик-энда мне предложили 11-е место, я бы с радостью согласился, но после финиша было жаль, что я не заработал очков.
Я понимаю, что многому должен научиться. Авария в субботней тренировке повлияла на квалификацию – и в этот раз я хочу выступить лучше. Я ориентируюсь на скорость Джорджа Расселла и работаю над собой. Чем больше кругов я проезжаю, тем большую уверенность чувствую – и уже могу рисковать на трассе».