Дэвид Култхард ("Макларен"), Хайнц-Харальд Френтцен ("Эрроуз"),
Росс Браун ("Феррари"), Майк Гаскойн ("Рено"),
Эдриан Ньюи ("Макларен")
Вопрос: Сегодня вы показали хороший результат, это результат того, что команда, наконец, провела тесты?
Хайнц-Харальд Френтцен: Это здорово! Вообще то мы ждали тестов в Сильверстоуне с начала сезона, нужно было многое попробовать, понять, в каком направлении двигаться дальше. У нас есть несколько новинок, так что тесты на прошлой неделе на самом деле были очень полезными и сегодняшний результат, отчасти им обязан.
Вопрос: Вы планируете занять столь высокое место и завтра?
Хайнц-Харальд Френтцен: Вот завтра и поговорим, подождите немного. Ничего непривычного, по сравнению с обычно работой в пятницу, мы сегодня не сделали. У нас новый мотор Ford Cosworth, я думаю, мы сделали шаг вперед.
Вопрос: Можно попросить вас оглянуться назад, вспомнить "Джордан". Похоже у них финансовые проблемы, вы предполагали, что нечто подобное может произойти?
Хайнц-Харальд Френтцен: Трудно давать комментарии, находясь в стороне. Эдди Джордан продолжает увольнять людей, как бы однажды ему не остаться в одиночестве. Больше никаких комментариев.
Вопрос: Дэвид, прошло восемь лет со дня вашего дебюта в "Формуле-1", что вы чувствуете?
Дэвид Култхард: Я не думал об этом, пока Сара Эдуорти вчера не напомнила. У меня есть, что вспомнить, но лучше смотреть вперед, чем оглядываться назад.
Вопрос: Вы рассчитываете прибавить по ходу уик-энда?
Дэвид Култхард: Надеюсь. Сегодня у нас были некоторые проблемы с балансом, но мы проанализируем данные и сделаем выводы. До квалификации трудно понять, на что мы можем рассчитывать, только там все будут в равных условиях, с одинаково небольшим количеством топлива. Ясно, что сегодняшние результаты не отвечают реальному положению дел. Нужно набраться терпения и дождаться завтрашнего дня.
Вопрос: Кажется у вас весьма конкурентоспособный партнер. Он помогает команде?
Дэвид Култхард: Я - не команда, мне трудно давать комментарии от их лица, спросите лучше у Эдриана. Я не знаю, как ответить на ваш вопрос, я - не его инженер.
Вопрос: Но он весьма конкурентоспособен. Это доставляет вам неудобства?
Дэвид Култхард: Смотря, что вы называете неудобством. Моя цель в том, чтобы быть быстрее соперников. Я пришел в "Формулу-1" не за легкой жизнью, я борюсь против лучших гонщиков планеты. Если бы я боялся конкуренции, то нашел бы другую работу.
Вопрос: Эдриан, что случилось с командой? У вас фантастические достижения на этой трассе. На что вы рассчитываете сейчас?
Эдриан Ньюи: Да, эта трасса благоволила нам в последнее время, но в этом году будет трудно. Мы знали, что будет борьба между "Бриджстоун" и "Мишлен", на некоторых трассах у резины "Мишлен" действительно есть преимущество, но в остальных гонках нам будет сложно. И все же мы довольны выбором поставщика резины, мы приехали на трассу, чтобы показать максимум того, на что способна команда.
Вопрос: Ваши проблемы связаны с мотором, машиной или резиной?
Эдриан Ньюи: Обычное дело, нужно заставить эти компоненты успеха работать вместе. Я думаю, что Дэвид и Кими хорошо работают, но пока мы не сумели выжать из машины максимум.
Вопрос: Росс, вы ощущаете неудобства, приезжая на трассу, хорошо знакомую по тестам вашим конкурентам? Именно поэтому сегодня ваши пилоты проехали больше кругов на свободных заездах, чем соперники?
Росс Браун: Я бы не назвал это неудобством. Команды-лидеры очень серьезно готовятся к гонке и трасса дает лишь небольшое преимущество. Мы провели здесь достаточно тестов, чтобы понять, что происходит. В прежние времена было сложнее. Я помню, как хорош Эдриан был на старой трассе в Сильверстоуне, с ним было очень трудно бороться. В Барселоне я никаких проблем не вижу, хотя тесты в Имоле немного помогли нам. Мы были единственной командой, кто работал в Имоле перед началом сезона, и нашли некоторые мелочи, они, и сложная погода, помогли нам в гонке.
Вопрос: Майк, кажется сезон начался лучше, чем вы ожидали. Вы еще прибавите?
Майк Гаскойн: Я не думаю, что мы превзошли собственные ожидания, мы с самого начала говорили про планы попасть в первую четверку. Мы не думали бороться за победу, свою задачу выполнили и намерены идти вперед, бороться с лидерами. Сезон действительно неплохо начался, теперь нам надо развивать машину и стремится вперед.
Вопрос: Много новинок вы привозите на каждую гонку?
Майк Гаскойн: Да, по сравнению с началом сезона машина сильно изменилась. Мы становимся конкурентоспособнее и сегодняшний результат подтверждает это.
Вопрос: У вас есть собственный взгляд на то, как можно сократить затраты в "Формуле-1"?
Майк Гаскойн: Это трудный вопрос, большие команды все равно будут тратить много денег и это их право. в чемпионате есть достаточное число конкурентоспособных команд, а есть команды, у которых проблемы с финансами. В ситуацию нужно вмешаться, но осторожно, хорошо обдумав.Росс Браун: Нужно логическое обоснование экономии средств. Если мы говорим о необходимости экономии, то необходимо разделить бюджет. Есть обязательные траты, связанные с необходимостью выставить две машины на старт каждого этапа, и необязательные. Запрещение тестов ничего не даст. Совершенно необязательно каждый год строить новую машину, но все команды делают это. Я не понимаю комментариев по недостатка средств от команд, которые проводят тесты, делаю новые машины, привозят необязательную запасную машину на гонку. Надо отделить обязательные траты и посмотреть, как их можно уменьшить, потому что это в равной степени скажется на всех участниках чемпионата.Запрет на тесты вызовет другие траты, к примеру "Феррари" придется построить еще одну аэродинамическую трубу и нанять сотню человек, которые будут ей заниматься. Я не тщеславен, но у нас есть деньги и мы будем вкладывать их в дело. Некоторые предложения по экономии средств лишены всякого смысла.Эдриан Ньюи: Я согласен с Майком и Россом, команды должны осваивать доступные бюджеты. Имеет смысл принимать меры, сокращающие стоимость, которые позволят сократить отрыв маленьких команд от больших. Росс верно сказал, команды из конца сетки делают много необязательных вещей. "Минарди" - исключение, а остальные делают гораздо больше, чем нужно для попадания в 107%. Мы говорим именно об этом. Совершенно необязательно принимать меря в отношении всех команд. Мы слишком часто видим, как меняются законы, а перемен нет. И если мы не будем соблюдать осторожность при принятии решений, то станем еще одним примером.
Вопрос: Дэвид, до начала чемпионата вас считали одним из претендентов на титул. Сезон начался не слишком хорошо, как вы справились с разочарованием и что будете делать в оставшихся гонках?
Дэвид Култхард: Не имеет значения, что говорят люди, важны результаты. Вы что-то говорили в начале сезона, мы на самом деле чувствовали себя разумно конкурентоспособными. В прошлом году команда выиграла четыре этапа, этот чемпионат еще весь впереди, хотя, конечно, мы стартовали слабее собственных ожиданий. Мы были менее конкурентоспособны по ряду причин, но команда работает таким же образом, как в прошлом, тогда мы сумели вернуться и занять доминирующее положение. В этом же направлении идет работа и сейчас, но нас ждет длинная дорога.
Вопрос: Как у вас с мотивацией?
Дэвид Култхард: Все по прежнему. Моя цель - добиться максимума от себя и машины, быть быстрым на каждой сессии и выиграть гонку. Это и служит мотивацией, нужно использовать любую ситуацию по максимуму. В начале сезона было некоторое разочарование, потому что команда с каждой гонкой понимала, на что может реально рассчитывать. Но я мотивирован на продолжение работы, на тесты и гонки. Быть в центре лидирующей группы интереснее, чем быть лидером.
Вопрос: У вас много болельщиков в Англии. Вы чувствуете поддержку с их стороны, или она убывает, вместе с вашими успехами?
Дэвид Култхард: Я не знаю. Как это можно оценивать? Я не провожу опросы, сколько народу поддерживает "Макларен" или британских гонщиков. Моя мотивация не зависит от поддержки болельщиков, я получаю удовольствие не от поклонников, а от гонок.
Вопрос: В понедельник Михаэль Шумахер побывал в Турции, в конце прошлого месяца - Берни Экклстоун, они сказали немало слов в поддержку турецкого этапа. Что вы думаете об этом?
Дэвид Култхард: Я вложил деньги в небольшую турецкую судоверфь и они пропали, так что сейчас я не очень верю в эту страну. Я был там пару раз, наблюдая за строительством моей яхты, поначалу все выглядело очень здорово, а потом заглохло... хотя Турция - хорошее место.
Вопрос: Они не смогли построить яхту, значит не смогут провести Гран-при?
Дэвид Култхард: Я не знаю, как связать два эти события, не знаю. как у них с финансами и порядочностью, может быть что-то изменилось. Я надеюсь на это.
Вопрос: Росс, мы читали о новой комбинации мотора и коробки передач, которая позволяет гораздо быстрее переключать передачи. Это и есть главное преимущество F2002?
Росс Браун: Я думаю, что слухи были преувеличены. Много разных историй ходило о нашей коробке передач, некоторые я нашел интересными. На самом деле коробка стала меньше и легче, легче стало переключать передачи.Честно говоря, когда я пришел в "Феррари" у нас была очень древняя коробка передач и у нас никак не получалось улучшить ее, потому что каждый раз оказывалось, что работать над новой коробкой слишком поздно. Два года назад мы начали такую работу и сейчас трансмиссия похожа на те, что используют в "Вильямс" или "Макларен". Главное преимущество новой коробки в ее интеграции с мотором и задней подвеской. Нам удалось создать новый стандарт, объединив мотор, коробку, подвеску и аэродинамику с небольшими компромиссами, оптимизировав и сделав этот союз эффективным.В начале сезона у нас были некоторые проблемы с надежностью, именно поэтому мы и не использовали новую машину в двух первых гонках. Эти проблемы касались коробки передач и быстро исправить их было очень сложно, детали делаются слишком долго. Но мы справились и пока все идет хорошо. Мы сделали один шаг, теперь соперники собираются сделать второй, объединив коробку, шасси и мотор. Это просто одна из новинок, которая отличает новую машину от прошлогодней.
Вопрос: Хочу спросить трех конструкторов. Прошло десять лет с тех пор, когда "Хонда" выигрывала чемпионат. С тех пор все победы достались трем командам, которые вы здесь представляете. Что нужно сделать "Хонде", чтобы снова начать побеждать? Они не ошиблись, сделав ставку на две команды?
Майк Гаскойн: В "Хонде" должны самостоятельно определять пути своего развития. В чемпионате есть сильные команды, очень важно быть среди них. Трудно обсуждать текущую ситуацию работы с двумя командами, об этом и так все время говорят, но чтобы снова побеждать, нужно поставить самый лучший мотор на самое лучшее шасси. Сами они этого сделать не могут, значит нужно сотрудничать с одним из лидеров чемпионата. Среди остальных команд практически нет тех, кто мог бы воплотить в жизнь их планы.Росс Браун: Я думаю, всем ясно, чтобы добиться успеха в "Формуле-1" производить шасси и мотор должна одна компания, что и доказало "Рено". Я всегда считал, что это одна из сильных сторон "Феррари". Может быть раньше это было не столь заметно, но сейчас дело обстоит именно так. Для меня машина, это машина, а не комбинация шасси с мотором. Так же стоит поступить и "Хонде". Мы поставляем клиентские моторы для "Заубер", поддерживаем их, но это никак не влияет на нашу основную программу в "Формуле-1", разве что служит дополнительным источником дохода, что всегда полезно. Думаю, что и "Хонде" стоит слиться с командой, если они хотят повторить прошлые успехи. Это было трудно тогда и стало еще труднее сейчас.Эдриан Ньюи: Я не достаточно самонадеянный человек, чтобы комментировать ситуацию со стороны. Я не знаю, как работает "Хонда" и как построены их отношения с командами. Знаю, что это большая японская компания, сотрудничающая с "БАР", но я понятия не имею, как у них все устроено, так что комментировать не смогу.
Вопрос: Дэвид, мы читали ваши высказывания, где вы жалуетесь на недостаток внимания со стороны Эдриана в этом году. Это правда? Сейчас ситуация вас устраивает?
Дэвид Култхард: Да, он читает мне сказки на ночь и накрывает одеялом! Честно говоря, мне нечего сказать об этом. Мы работаем единой командой, стараемся добиться максимума и Эдриан играет очень важную роль. Он оценивает ситуацию и любые идеи, которые при этом рождаются пригодятся нам по ходу сезона.
Вопрос: Эдриан, вы начали тесты резины "Мишлен" в январе, к тому времени новая машина была практически готова. Не думаете, что это повлияло на сегодняшние результаты?
Эдриан Ньюи: Мы изучаем работу резины "Мишлен", учимся ее эффективно использовать. Эта резина здорово отличается от "Бриджстоун" и сейчас мы пытаемся приспособить к ней нашу машину. Мы знали, что нас ждет, но надо многое изменить, чтобы стать сильнее в будущем.
Вопрос: Около 20 лет назад Джеймс Хант сказал, что вклад гонщика в гонку, если он максимально выкладывается не превышает десяти процентов. Что изменилось с тех пор?
Хайнц-Харальд Френтцен: Очевидно мы принадлежим к разным поколениям, глядя на вас я верю, что вы застали времена Джемса Ханта... Мне кажется, что гонщики вносят больший вклад, об этом уже сказал Дэвид, дело во взаимодействии с командой. Если у инженера есть идеи, как проехать быстрее, добро пожаловать, если у гонщика есть идеи по поводу улучшения машины, его слушают. Сегодня в "Формулу-1" пришли серьезные автопроизводители со своими знаниями и опытом, они очень серьезно работают и сегодня соревнования больше, чем 20 лет назад. Разница в результатах гораздо меньше.
Вопрос: Но сегодня вы больше инженеры, чем спортсмены. Не жалеете о том, что спорт уходит?
Хайнц-Харальд Френтцен: Мне кажется, что это слилось воедино.Дэвид Култхард: Очень трудно говорить о цифрах, но ясно, что спорт изменился, изменились требования к спортсменам, к тем, кто вовлечен в "Формулу-1" - инженерам, механикам, конструкторам. Сегодня нельзя работать с девяти до пяти, для эффективной работы нужно гораздо больше времени и мне трудно составить пропорцию. Мы - часть этого мира. Но я не недооцениваю важность вашего комментария, потому что, даже если вы не все понимаете. Умный инженер сможет найти подход к машине, так что всем нужно стремиться к большему.Эдриан Ньюи: С точки зрения инженера в автоспорте главное - связать воедино эффективное шасси, мотор, гонщика, резину и команду. Если все это у вас есть, вы сможете выиграть чемпионат. В теннисе и гольфе нет таких технологий, там все действительно зависит от спортсмена. Но публике нравится сочетание современных технологий и личности, а я этим просто наслаждаюсь.
Вопрос: Наверное неблагоразумно попросить вас сравнить двух финских гонщиков?
Дэвид Култхард: Нет. Мика Хаккинен дважды выиграл чемпионат, находится в творческом отпуске. Живет в Монако, имеет жену и ребенка. К сожалению о Кими я знаю меньше.
Вопрос: А что-нибудь более личное?
Дэвид Култхард: У Мики странный вкус в отношении нижнего белья!
Вопрос: "Тойота" вошла в чемпионат, как единая команда. Что вы думаете об их технике и управлении?
Майк Гаскойн: Войти в чемпионат с новой командой, наладить все, это уже огромное достижение, они сделали все очень правильно и реально оценивали свои силы. Думаю, что они довольны началом сезона, команда выиграла несколько очков, воспользовалась ситуацией. Но это очень конкурентоспособный бизнес и я уверен, в "Тойоте" никто не находится во власти иллюзий по поводу борьбы за чемпионат, но они полностью отдаются этому.Росс Браун: Я могу обидеть "Хонду", поэтому воздержусь от комментариев. Команда решила построить свою базу в Германии, выбор не очевидный, учитывая то, что большинство ресурсов находится в Великобритании или Италии. Я заметил, что ни переманивают персонал из других команд. Поначалу "Тойота" хотела иметь все свое, но они решили усилить команду, опытный персонал поможет им двигаться вперед и я думаю, что команда станет конкурентоспособной в ближайшие несколько лет. Им потребуется время, чтобы многое наладить, речь не только о технике. Нужно создать инфрастуктуру команды, на это сегодняшние лидеры потратили много лет. Но в будущем "Тойота" будет сильной командой.Эдриан Ньюи: "Тойота" - это команда с большим бюджетом и серьезными планами на будущее. Они потратили много денег на аэродинамическую трубу и разработку шасси, демонстрируют настоящую преданность намеченным целям. Германия - не самая дешевая страна для такой работы. Мне показалось, что это очень сплоченная команда, у них надежная машина, так что в ближайшие несколько лет "Тойота" станет очень конкурентоспособной командой. Нельзя сказать, что это новая команда, они пришли из Ле-Мана, имеют опыт гонок на высшем уровне и умеют "охотится за головами", привлекая инженеров из других команд. Это немного агрессивная тактика, но в их положении вполне оправданная. Теперь нужно объединить этих инженеров в единую команду.