«Я никогда не думал о том, как стать чемпионом мира, - сказал как-то Клей Регаццони. – Я просто день за днем участвовал в гонках. Ники [Лауда] в каждой гонке стремился стать первым. Он сделал победу в чемпионате главной целью всей жизни. А мне нравился сам процесс. Жить и гоняться – этого мне было достаточно…».
Джанклаудио Джузеппе Регаццони родился неподалеку от швейцарского Лугано через несколько дней после начала Второй Мировой войны. Кольцевые гонки в его стране были запрещены в 55-м после трагедии в Ле-Мане, поэтому сначала пилоту приходилось выступать в соревнованиях по подъему на холм, которыми он занимался в свободное от работы в отцовском магазине время. Лишь в 26 лет Клей дебютировал в Формуле 3, а затем перебрался и в Ф2. Выступления в «младших» классах принесли Регаццони репутацию сорвиголовы.
Его карьера могла завершиться, едва начавшись – во время гонки 1967 года в Зандфорте Швейцарец столкнулся с Крисом Ламбертом, который от полученных в аварии травм погиб. Но Клей после определенных раздумий решил продолжить выступления – кто знает, не пожалел ли он после о принятом решении?
Гонки шли своим чередом. В 70-м Клей выиграл чемпионат Ф2, но еще до этого он получил приглашение от Энцо Феррари. Скудерии срочно требовалась молодая кровь, поэтому в команду пригласили сразу двоих подающих надежды пилотов – Регаццони и итальянца Иньяцио Джунти. Выбор был непростым – в дебютном Гран При каждый из них примчался к финишу четвертым. Клей нашел для Коммендаторе максимально весомый аргумент – выиграл в Монце, но после трагической гибели Джунти в соревнованиях спорткаров, вопрос о призовом пилоте на сезон-71 разрешился сам собой.
В Ferrari Регаццони гонялся до 1976 года, выиграв еще три гонки, завоевав вице-чемпионское звание и став в команде настоящим любимцем. Затем были два сезона в Ensign и Shadow и новый взлет, когда 39-летний швейцарец подписал контракт с Фрэнком Уильямсом. Тому был нужен гонщик, который мог бы подстегнуть Алана Джонса, и Клей идеально соответствовал таким условиям. А когда машины Патрика Хэда набрали к середине чемпионата хороший ход, именно он и принес Williams первую в истории победу в домашнем Сильверстоуне.
По окончании сезона Фрэнк отказался от услуг возрастного гонщика, и тот, по-прежнему желая получать удовольствие от жизни и гонок, вернулся в Ensign. Четвертая гонка сезона закончилась серьезной аварией – на длинной прямой трассы в Лонг-Биче отказали тормоза, машина Клея наскочила на огромной скорости на стоящий у ограждения Brabham и взлетела в воздух. Гонщик оказался на операционном столе. Врачам удалось каким-то чудом спасти ему жизнь, но в спешке не был зафиксирован позвоночник, и Регаццони навсегда оказался прикован к инвалидному креслу.
Мужественный швейцарец не сдался. Он нашел себя в новой жизни и старался своим примером помогать многим другим. Клей разрабатывал механизмы ручного управления для автомобилей, открыл автошколу для людей с ограниченными возможностями, участвовал в ралли Париж-Дакар, комментировал гонки Ф1.
15 декабря 2006 года Джанклаудио Джузеппе Регаццони погиб в дорожной аварии на скоростном шоссе...
Даты
- 07.01.1939 родился Брэш Ниманн
- 27.02.1939 родился Питер Ревсон
- 25.05.1939 родился Майк Харрис
- 30.05.1939 родился Дитер Квестер
- 09.06.1939 родился Дэвид Хобс
- 11.06.1939 родился Джеки Стюарт
- 05.09.1939 родился Клей Регаццони
- 17.11.1939 родился Крис Крафт
- 28.12.1939 родился Конни Андерссон
Гонщики
- 3839 кругов проехал Педро-Паулу Диниц
- 2439 кругов проехал Харри Шелл
- 1439 кругов проехал Вилсон Фиттипальди
- 639 кругов проехали Ральф Фёрман и Алан Макниш
- 439 кругов проехал Рикки фон Опель
- 239 кругов проехали Эрик Брэндон и Сэм Тингл
- 139 кругов лидировал Йо Боньер
- 139 раз участвовал в Гран При Клей Регаццони
- 139 кругов проехал Ги Мэресс
- 39 стартов с первого ряда у Мики Хаккинена
- 39 очков заработал Йо Боньер
- 39 кругов лидировал Карлос Мендитеги
- 39 раз участвовал в Гран При Тони Брукс
- 39 кругов проехали Герхард Миттер и Нелло Пагани
Шасси
- 3639 кругов у шасси Gordini
- 39 поулов у Brabham
- 39 стартов с первого ряда у Maserati
Моторы
- 139 поулов у Ford
- 139 кругов проехал двигатель Borgward
- 39 стартов с первого ряда подряд у Renault
Резина
- 3339.5 очков заработала резина Michelin
Страны
- 439 кругов на счету гонщиков из Лихтенштейна
- 39 раз испанцы поднимались на подиум
- 39 поулов заработали американские гонщики
© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: АК