Судьба играет человеком, а человек… играет на трубе. Этот забавный афоризм вполне подходит под жизнеописание великолепного итальянского гонщика Рикардо Патрезе, который вполне мог порадовать своих соотечественников первым после Альберто Аскари чемпионским титулом, но обстоятельства сложились не в его пользу – и чемпионом он не стал. Зато в историю Формулы 1 вошел – рекордом, который не удалось побить даже Михаэлю Шумахеру. Патрезе провел 257 Гран При, а Шуми остановился на цифре 250.
«Да, я рад, что рекорд устоял, – с улыбкой отвечает своим поклонникам Патрезе. – Меня это искренне радует. Вообще-то мне было не очень важно, удержится этот рекорд или нет, но мое достижение подтверждает, что я делал свою работу хорошо – и в Ф1 это ценили».
Блестящий гонщик, чемпион мира по картингу, отчаянный рубака, каким он зарекомендовал себя в Формулах 3 и 2, Патрезе дебютировал в Ф1 в 1977 году, за рулем Shadow, в паре с Аланом Джонсом. Машина не позволяла рассчитывать на места в первых рядах, поэтому «мы сражались между собой. Во время квалификаций мне показывали результаты Алана, а ему – мои». Рикардо как правило, брал верх – и в начале следующего сезона, когда он стал лидером Arrows вместо Гуннара Нильссона (швед вместо гонок отправился в больницу лечить рак – да так и не вылечил…), получил предложение от Энцо Феррари, которого смущали не слишком результативные выступления Жиля Вильнёва.
«Летом мне предложил трехлетний контракт Берни Экклстоун – на тех же условиях, на которых у него ездил Нельсон Пике, но я отказался, потому что мечтал выступать в Ferrari. Но там на лад пошли дела у Жиля – и Энцо с извинениями отозвал свое предложение», – поясняет Патрезе.
Вот так он лишился возможности побороться за чемпионский титул и в Ferrari (в 1979-м), и, позднее, в Brabham. Хуже того, Рикардо оказался втянут в скандал в связи с гибелью Ронни Петерсона на ГП Италии. Его обвинили в том, что именно его действия стали причиной массового завала, в котором пострадали Петерсон и Витторио Брамбилла (итальянец получил тяжелые травмы черепа), хотя истинной причиной трагедии были вольности в правилах старта, допускавшие, что замыкающие (к числу которых относился в тот день и Патрезе) могли стартовать практически с хода – и быстро нагонять лидеров. После Монцы гонщики потребовали, чтобы на следующем этапе Рикардо не допустили к старту – и FIA приняла такое решение!
«После этой истории я на какое-то время стал замкнутым и мнительным», – признает Патрезе. Но на его спортивной репутации происшествие в Монце никак не отразилось. В 1982 году он стал-таки гонщиком Brabham – и одержал свою первую победу, причем, в Монако. «В тот год все были уверены, что титул завоюет Вильнёв, и потому Нельсон Пике (его напарник) с легкостью согласился сосредоточиться на испытаниях турбомотора BMW, тогда как я, в первой половине сезона, ездил на BT49C – и на нем победил в Монако. Летом меня тоже пересадили на турбомотор – а ведь если бы я остался на 49С, вполне мог стать чемпионом – ведь наша машина была быстрее Williams (за рулем которой титул завоевал Кеке Росберг).
У него был чемпионский шанс в следующем сезоне, но после того как он из-за ошибки оказался за пределами трассы в Имоле, вперед ушел Пике, и итальянцу не оставалось ничего другого кроме как помочь бразильскому напарнику завоевать второй титул.
Его звездный час мог настать в конце 80-х, когда Риккардо перешел в Williams (по совету Берни, твердо решившего избавиться от Brabham), но его первого напарника Тьерри Бутсена сменил Найджел Мэнселл, и Патрезе вновь оказался "вторым номером". Во Франции-1992, когда Патрезе уверенно лидировал на первых кругах, гонка была остановлена из-за дождя, Патрик Хед без обиняков объяснил ему, в чем состоит особенность момента.
Рикардо сгоряча подписал контракт с Benetton, не зная, что Мэнселл по окончании сезона уйдет – а когда это стало очевидно, не нашел взаимопонимания с Флавио Бриаторе, которого просил о расторжении контракта, чтобы остаться в Williams. «Нет-нет, ты слишком важен для нас, без тебя мы ничего не добьемся», – таким был ответ, и Патрезе уступил. «Я решил, окей, если эти ребята без меня не могут жить, я сдержу свое слово выступать за них. Но уже после двух гонок сезона-1993 Флавио Бриаторе задумался, как от меня избавиться. Он считал, что мне пора на пенсию. В результате, свою карьеру в Формуле 1 я заканчивал в очень сложном расположении духа…»
Вот так покинул Ф1 один из немногих истинных джентльменов последних лет. «Я не жалею ни о чем, – говорит Патрезе. – Я гонялся вместе с Аланом Джонсом, Нельсоном Пике и Найджелом Мэнселлом – и всякий раз выглядел не хуже, чем они. Только Михаэлю надрать задницу мне не далось – но как знать, попадись он мне, когда я был в полной форме – как закончилось бы наше противостояние…»
Даты
- 07.01.1946 родился Майк Уайлдс
- 18.03.1946 родился Мишель Леклер
- 04.05.1946 родился Джон Уотсон
- 10.07.1946 родился Жан-Пьер Жарье
- 26.07.1946 родился Эмилио де Виллота
- 19.09.1946 родился Брайан Хентон
- 30.09.1946 родился Йохен Масс
- 25.11.1946 родился Слим Боргудд
- 12.12.1946 родился Ренцо Дзорци
- 12.12.1946 родился Эмерсон Фиттипальди
Гонщики
- 11346 кругов проехал Рикардо Патрезе
- 7346 кругов проехал Джонни Херберт
- 6846 кругов проехал Эдди Эрвайн
- 5746 кругов проехал Жан-Пьер Жарье
- 2846 кругов проехал Джанни Морбиделли
- 1746 кругов проехал Роберто Морено
- 546 кругов проехал Майк Назарук
- 346 очков заработал Кими Райкконен
- 246 очков заработал Джанкарло Физикелла
- 146 раз участвовал и стартовал в Гран При Карлос Ройтеман
- 146 раз стартовал Дерек Уорик
- 46 раз стартовал Кристиан Клин
- 46 кругов лидировал Иван Капелли
- 46 кругов лидировал Пэт О'Коннор
- 46 кругов лидировал Пьеро Таруффи
- 46 кругов проехал Анри Луво
- 46 кругов проехал Жан Макс
- 46 кругов проехал Филип Фотерингем-Паркер
Шасси
- 26246 кругов проехало шасси Ligier
- 2146 кругов проехало шасси Penske
- 1346 круги лидирования у BRM
- 746 кругов на счету шасси Eagle
- 346 раз участвовало в Гран При шасси Minardi
- 146 кругов на счету шасси Turner
- 46 раз участвовало в Гран При шасси Euro Brun
Моторы
- 746 раз участвовал в Гран При мотор Ferrari
- 46 раз участвовал в Гран При мотор Judd
- 46 раз участвовал в Гран При мотор Motori Moderni
Резина
- 46 поулов у Pirelli
Страны
- 46 поулов у австрийцев
- 46 поулов у итальянцев
© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: Андрей Ларинин.