Имя Ford известно в чемпионате мира более 40 лет, но большую часть этого периода знаменитая автокомпания предпочитала держаться на втором плане – в качестве спонсора или технического партнера. Вот и первые упоминания о Ford касаются моторов, созданных британской компанией Cosworth – которую Ford поддерживал с первых дней ее существования.
Cosworth, основанная в 1959 году Майком Костиным и Китом Дакуортом, строила гоночные моторы, обеспечивая потребности британских команд, но до 1967 года ее агрегаты появлялись на машинах участников чемпионата лишь эпизодически. Это были частные эксперименты гонщиков или небольших команд, в числе которых, к примеру, была McLaren (1966 год).
Но настоящий прорыв Ford и Cosworth совершили в 1967 году, создав легендарную «восьмерку» Cosworth DFV. Появившись на машинах Lotus на третьем этапе сезона - Гран При Голландии, этот мотор помог Грэму Хиллу завоевать поул, а Джиму Кларку – одержать победу в гонке! Блестящее начало великолепной эпохи моторов Ford-Cosworth – мощных, надежных и, что немаловажно, относительно недорогих. Даже когда в восьмидесятые годы эру Cosworth сменила эра турбомоторов, фордовские «восьмерки» позволяли небольшим командам бороться за очки и даже – при удачном стечении обстоятельств – за победы.
Но мода на «турбо» постепенно овладела всеми, и в 1985 году Ford на время покинул Формулу 1 – чтобы уже в следующем сезоне вернуться с турбомотором, украшенным на сей раз знаменитым синим овалом, а не логотипом Cosworth (хотя и на сей раз львиную долю работ по мотору выполнили британские инженеры; дело в том, что в конце восьмидесятых Cosworth, что называется, пошла по рукам, несколько раз сменив владельцев, что и вызвало появление новых индексов и брендов – вроде Zetec – на агрегатах, создаваемых старой доброй Cosworth).
Стоял этот мотор на шасси Lola команды Force американца Карла Хааса. Ford спонсировал весь проект, но он оказался неудачным, и с 1987 года началось сотрудничество c другой командой, Benetton, увенчанное чемпионским титулом в 1994 году (Михаэль Шумахер).
Это был последний громкий успех Ford в Формуле 1. В 1995-м Benetton отдала предпочтение набравшей силу Renault, а на долю Ford осталось обеспечивать своими агрегатами середняков и аутсайдеров. Джеки Стюарт, долгое время работавший в качестве тест-пилота Ford по окончании своей спортивной карьеры, попытался поглубже вовлечь компанию в Большие Призы, создав с ее участием команду Stewart, которая со временем должна была стать заводской. Формально она таковой и стала в 2000 году, когда Джеки продал команду Ford, и она из Stewart превратилась в Jaguar, но спустя пять лет, по окончании сезона-2005 Ford закрыл это направление, продав команду Дитриху Матешицу, а компанию Cosworth, входившую в группу, созданную для обеспечения последнего проекта Ford в Формуле 1, американцу Кевину Калховену.
Даты
- 1967 год - чемпионом мира стал Денни Халм
- 1967 год - Кубок Конструкторов достался Brabham
- 18.05.1967 родился Хайнц-Харальд Френтцен
- 17.11.1967 родился Доменико Скиаттарелла
Гонщики
- 1567 кругов проехал Питер Ревсон
- 567 кругов проехал Патрик Нэв
- 167 участий в Гран При у Ярно Трулли
- 167 кругов проехал Альфонсо де Портаго
- 67 стартов у Жиля Вильнёва
- 67 стартов у Джанни Морбиделли
- 67 участий в Гран При у Стирлинга Мосса
- 67 кругов проехал Томми Бёрн
- 67 кругов проехал Тони Бранка
Шасси
- 7467 кругов лидирования у Williams
- 367 кругов лидирования у Vanwall
Моторы
- 19967 кругов проехал мотор Maserati
- 367 кругов лидирования у Vanwall
- 67 подиумов подряд у моторов Ford
© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: Андрей Ларинин