Участники: Рон Деннис (McLaren Mercedes), Стефано Доменикали (Ferrari), Флавио Бриаторе (Renault), Марио Тайссен (BMW)
Вопрос: Вопрос ко всем, что вы думаете о выступлении ваших команд и результатах двух претендентов на титул?
Марио Тайссен: Я доволен результатами. На этот год у нас было две цели: первая – превратить сражение двух команд в сражение трёх, и если судить по набранным очкам, с этим мы справились. Вторая – одержать первую победу в гонке, и мы выиграли дубль в Канаде. Мы одиннадцать раз поднимались на подиум, в отличие от двух подиумов в прошлом году, команда отлично справилась со своей работой. Я горжусь своими парнями – наряду с великолепной надежностью у нас была верная стратегия и четкая работа в боксах. Это прочный фундамент для следующего сезона.
Флавио Бриаторе: Мы довольны концовкой сезона. У нас есть и победы, и подиумы, но первая половина чемпионата сложилась неудачно – машина оказалась не готова, и нам пришлось потратить немало сил на ее доработку. Присутствие Фернандо мотивировало всех – было бы замечательно, если бы чемпионат начался только сейчас, но впереди финальная гонка. У меня смешанные чувства, хотя уверенный финиш – неплохой базис для следующего года. Похоже, мы нашли способ улучшить машину. В команде нет того кризиса, который был в 2006-м, и я надеюсь, что новый сезон мы начнем не менее успешно, чем заканчиваем текущий.
Рон Деннис: Мы были конкурентоспособны в этом году. Разумеется, были и подъемы, и спады, но результаты говорят сами за себя – McLaren ведет борьбу в обоих чемпионатах. В личном зачете наши позиции выглядят немного сильнее, поэтому мы сохраняем спокойствие, стараемся избегать ненужного риска и думаем только о том, что нужно для завоевания титула.
Нет никакого секрета в том, что мы гораздо меньше думаем о Кубке Конструкторов – так сложилась ситуация, но в целом я доволен. Команда невероятно мотивирована, и мы можем рассчитывать на успешный результат и в следующем сезоне.
Стефано Доменикали: Думаю, я мог бы повторить 90% того, что сказал Рон. Разница лишь в том, что мы сосредоточены на борьбе в Кубке Конструкторов, но постараемся сделать все возможное, чтобы помочь Фелипе в его борьбе с Льюисом. Думаю, наши прогнозы о конкурентоспособности представленных здесь команд полностью оправдались. Глядя на наши результаты, кто-то скажет, что мы могли выступить лучше или хуже, но напомню, что в последней гонке Ferrari снова сражается за титул. С точки зрения истории Формулы 1 это невероятное достижение – мы всегда боролись за победу.
Вопрос: Ещё один общий вопрос. В последнее время много говорилось об экономии, каково мнение команд, насколько важно добиться экономии?
Марио Тайссен: Как вы знаете, это приоритетная задача FOTA. Мы проводим конструктивную работу по подготовке предложений, которые получат поддержку всех команд – от крупнейших до самых малых. Мы стараемся учесть все потребности, и я не сомневаюсь, что в самое ближайшее время представим пути решения проблем и новые варианты правил.
Вопрос: Флавио, говорят, вы предлагали ограничить количество тестов?
Флавио Бриаторе: Я солидарен с Марио – каждый хочет снижения расходов, но мы должны работать вместе. Команды могут выработать единое мнение по поводу правил, главное – добиться экономии. Учитывая ситуацию в мировой финансовой системе, частью которой является и наш чемпионат, мы должны как можно скорее найти верное решение. У FOTA есть четкая позиция, и 4 ноября мы соберемся в Лондоне, чтобы обсудить все предложения, которые позже будут представлены в FIA.
Вопрос: Рон, ваше мнение?
Рон Деннис: Думаю, ключевым является слово «единство» - мы едины в своих целях и очень серьезно подходим к экономическим аспектам Формулы 1. Снижение расходов – благо для всех. Команды должны работать вместе, и сегодня мы наблюдаем небывалый уровень сотрудничества. Впереди новый сезон, и все изменения должны приниматься единогласно, поэтому мы предложили вариант существенного снижения издержек, особенно для небольших команд. Необходимо сформировать единое мнение по вопросу глобальных изменений, касающихся и мотора, и шасси. Как заметили Флавио и Марио, наша цель – выработать конструктивные предложения, которые поддержат все.
Стефано Доменикали: Как мне кажется, идея обсуждения вопросов в рамках специально созданных рабочих групп является верной. Мнения могут быть разными, но дискуссия получается конструктивной. Еще раз подчеркну тот факт, что все мы – большие, средние и малые команды – разделяем одну точку зрения. В новых условиях мы хотим сохранить основы Формулы 1 – это наша общая цель.
Вопросы с мест:
Вопрос: (Родриго Франка – VIP Magazine) Стефано, вы говорили, что вероятность победы Массы в чемпионате невелика. После первой тренировки мнение не изменилось?
Стефано Доменикали: Я прагматик и могу лишь сказать, что мы сделаем все, чтобы поддержать Фелипе. Но судьба титула зависит не только от нас, и если Льюис будет впереди, наших усилий окажется недостаточно. Тем не менее, наш подход не изменится до последних метров дистанции. Сегодня мы работали над подготовкой машины, в том числе к завтрашней квалификации, результат которой трудно предсказать. Мы хотим честной борьбы и готовы выложиться по максимуму.
Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) FIA призывает ограничить стоимость моторов до 5 миллионов евро в год. Для вас это реально?
Рон Деннис: Думаю, цену предложили команды, а не FIA, и она соответствует предполагаемым переменам. Иные проблемы, которыми мы занимались, также станут известны публике. Могу лишь сказать, что цена соответствует заявленным целям.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Судя по всему, господин Мосли не совсем согласен с вашей точкой зрения и предлагает свой вариант. Что вы об этом думаете?
Марио Тайссен: Откуда нам знать, согласен ли Мосли, ведь мы ещё не представили наши предложения. Мы разработаем единый вариант, представим его в FIA, а там посмотрим…
Рон Деннис: Я бы добавил, что ваш вопрос предполагает некое противостояние между FIA и командами. Это неправда. Мы преследуем одну цель – снижение расходов. Как нам кажется, команды лучше справятся с разработкой предложений, поскольку нам же и внедрять их на практике.
Вопрос: (Ричард Уильямс – The Guardian) У вас было время подумать о системе рекуперации кинетической энергии (KERS). По-вашему, использование этой технологии поможет в разработке решений для гражданских машин?
Марио Тайссен: Из-за различия в целях у частных команд и автопроизводителей разные взгляды на KERS. Что касается BMW, мы не сомневаемся, что использование данной системы поднимет технологии гражданских машин на новую высоту. Разумеется, отдельные компоненты KERS не могут быть адаптированы для дорожных машин, но в Формуле 1 отношение генерируемой мощности к весу оборудования будет в 4-5 раз превышать существующие аналоги, что потребует принципиально новых технологий, которые впоследствии можно применить в массовом производстве. Подобные проекты разрабатываются уже сейчас.
Флавио Бриаторе: К счастью, у нас единое мнение, правда, иногда мы делаем шаг назад, но такова ситуация. Я выступаю за долгосрочное планирование и могу сказать, что иногда технологии бывают узкоспециализированными. Главное – держаться друг друга: не важно, рады мы или нет – если FOTA решила продолжать работу над KERS, значит, так тому и быть.
Стефано Доменикали: Вопрос использования технологии KERS в дорожных машинах крайне важен – нужно помнить о тех целях, которые поставила FIA, и одна из них – практическая применимость идей, разработанных в Формуле 1. Разработка KERS имеет большое значение, нужно лишь найти экономически выгодный вариант, это ключевой вопрос в общей дискуссии.
Рон Деннис: Как мне кажется, еще слишком рано говорить о применимости. Да, есть технологии и принципы, которым нужно следовать, но мне вспоминается один факт: когда на гоночных машинах впервые появились карбоновые тормоза, никто и представить не мог, что они будут усовершенствованы до такой степени, что их начнут устанавливать на дорожные суперкары. Людям казалось, что композитные материалы невозможно увидеть на обычной машине, а сейчас это так же обычно, как некоторые электрические системы.
Технология только зарождается, и трудно предположить, получит ли она массовое применение, но данный аспект всегда нужно учитывать. Эта система – невероятный вызов для инженеров, но над ней работают все команды, и затраты на производство вызывают справедливые опасения FOTA. Как заметил Флавио, во всем, что мы делаем, нужно придерживаться единого мнения – только так мы сможем контролировать расходы.
Вопрос: (Ванесса Руиз – Radio Globo) Когда команды начнут использовать KERS, и почему?
Рон Деннис: Кажется, Ferrari уже её использует! Думаю, все команды хотят заполучить готовый вариант KERS к первой гонке следующего сезона – такова природа Формулы 1, хотя технологически задача весьма сложная. Я буду удивлен, если кто-то до сих пор не работает над системой, полагая, что система не появится на машинах соперников. Есть одна команда, которая не намерена использовать KERS, но в отношении остальных нет сомнений.
Стефано Доменикали: Действительно, цель – получить готовый и надежный образец к первой гонке сезона. Нужно провести полный комплекс динамических испытаний, а затем максимально эффективно отработать на предсезонных тестах. По крайней мере, для нас это непростой вызов, но такова Формула 1, и мы постараемся завершить проект к концу марта.
Флавио Бриаторе: Мы находимся в точно такой же ситуации, поскольку KERS напрямую влияет на характеристики машины. Уверен, все хотят получить ее к первой гонке – надеюсь, нам удастся устранить небольшие проблемы, в том числе с безопасностью новинки. Это ключевой фактор конкурентоспособности, нельзя позволить себе не быть готовыми.
Марио Тайссен: Мне нечего добавить.
Вопрос: (Стефан Барбе – L'Equipe) Стефано, о какой неприятности, произошедшей в этом сезоне с командой или машиной Фелипе, вы сожалеете больше всего? Чего можно было избежать?
Стефано Доменикали: Как правило, ты стараешься вовремя устранить проблему, а итоги нужно подводить в конце, так что подождем. Разумеется, мы знаем, в чем нам нужно прибавить.
Вопрос: (Жюльен Фебро – Radio Monte Carlo) Вопрос к господину Доменикали – Ferrari действительно может уйти из Формулы 1 в случае перехода на стандартизированные моторы?
Стефано Доменикали: Мы хотим найти решение, наиболее выгодное для Формулы 1. Это все, что я могу сказать.
Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Поговорим о моторах – много мыслей о снижении расходов, однако остается вопрос о сущности Формулы 1. Насколько предложения противоречат духу этого спорта?
Рон Деннис: FOTA рассматривает этот вопрос, но отвечать на него прямо я считаю неприемлемым. Очевидно, что ценности Формулы 1, её дух играют очень важную роль, но во время экономического кризиса мы обязаны контролировать расходы. Мы не собираемся закрывать глаза на озвученные вами аспекты, но нам следует выработать единую позицию, чтобы люди могли видеть, что и почему мы делаем.
Стефано Доменикали: Мировая экономика в сложной ситуации, и у Формулы 1 нет иммунитета к подобным проблемам. Уверен, руководство чемпионата и все команды обеспокоены происходящим. Что касается моторов – снижение затрат крайне необходимо, однако меня удивляет тот факт, что кое-кто до сих пор говорит о возможной доработке. В условиях «заморозки» регламента мы не получаем никакого прироста в мощности, и это нужно учитывать. В рамках FOTA мы разрабатываем предложения, рассчитанные на существующие ограничения – это часть правил, а не техническая проблема.
Марио Тайссен: Даже если снижение расходов является первостепенной задачей, нужно учитывать всю картину. Мы хотим выступать в Формуле 1, сохраняющей за собой статус вершины автомоспорта. Это подразумевает наличие новых технологий, и мы готовы обеспечить взаимосвязь между гоночными разработками и массовым производством дорожных машин. Наша точка зрения была озвучена в процессе обсуждения будущей спецификации мотора, и я могу лишь согласиться со Стефано – речь идет о комплексном пакете. Нужно заниматься неотложными делами – т.е., двигателями для сезона'09. Мы рассматриваем новый проект, и я не сомневаюсь, что итоговый вариант всех устроит.
Вопрос: (Джером Бурре – L'Equipe) Рон, после прошлогодних перипетий, насколько вы довольны нынешним сезоном? Вы рады тому, что в команде царит благоприятная атмосфера, а вокруг нет никаких подозрений и спекуляций?
Рон Деннис: Спекуляции есть и сейчас, но команда старается быть выше. Мы решили сохранять спокойствие, думать только о работе и выкладываться по максимуму. Разумеется, мы страстно желаем победы, такова наша цель. Но мы не безупречны, к тому же, в этом сезоне у Ferrari не все было гладко. Наверное, вы ждете некоторой улыбки, но в Формуле 1 очень нелегко оставаться конкурентоспособным, и все, что ты можешь – работать на пределе и уезжать с автодрома с желанием продолжать борьбу. Есть сторонние проблемы – оставь их, ведь негативный подход – пустая трата энергии. Нужно использовать позитивный настрой, что мы и делаем. Уверен, наши лица кажутся непроницаемыми, но мы на самом деле целиком сосредоточены на гонке.
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Вопрос ко всем – во всемирной паутине появился один злобный испанский сайт, направленный против Льюиса Хэмилтона. Там представлены сотни расистских комментариев. Учитывая тот факт, что вы подписались под антирасистской кампанией, могу я узнать ваше отношение к подобным вещам? Если можно, начнем с вас, Рон…
Рон Деннис: Конечно, меня беспокоит существование данного сайта, но я не видел его материалов. Честно говоря, некоторые вещи приходят только с годами, которых у меня, к сожалению, немало. За свою жизнь ты не раз сталкиваешься со всевозможным прессингом, причина которого – само право людей высказывать собственное мнение. Нужно быть выше этого. Если целью описанных вами действий является попытка отвлечь команду или Льюиса, ее можно считать неудачной. Не нам заниматься подобными вещами – это дело специальных ведомств. McLaren не намерена участвовать в каких бы то ни было провокациях – никто и ничто не сможет отвлечь нас и Льюиса от намеченной цели.
Стефано Доменикали: Мне бы не хотелось работать на популярность этих парней – чем больше мы говорим о них, тем большее внимание привлекаем. Взаимное уважение – проблема не Льюиса, а всего мира.
Флавио Бриаторе: Согласен со Стефано и Роном. Это омерзительно. Формула 1 – это спорт, и все вопросы должны решаться в воскресной гонке.
Марио Тайссен: Без комментариев.
Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Все вы согласились с тезисом, что имидж Формулы 1 переживает не лучшие времена – в таком случае, не лучше ли сделать обсуждения технических вопросов открытыми для публики? Разве это невозможно?
Марио Тайссен: Но вы же здесь!
Рон Деннис: Мы не публикуем никакую документацию, а стараемся найти точки соприкосновения между заинтересованными сторонами. Как нам кажется, делиться информацией нужно только с теми, кто непосредственно в ней нуждается.
Вопрос: (Уилл Бакстон – Australian Motorsport News) Вопрос ко всем: представим худший сценарий – FIA принимает концепцию стандартного мотора. На этой неделе автопроизводители заявили, что такой вариант не подходит Формуле 1, и в случае его одобрения они покинут чемпионат. Если проект все-таки получит одобрение, уйдете ли вы в другие гоночные дисциплины, или организуете альтернативный чемпионат во славу всех ценностей Формулы 1?
Стефано Доменикали: Это непростой вопрос, и я сомневаюсь, что вы действительно надеетесь услышать ответ. Мы уже пояснили, что команды готовы действовать совместно и во благо Формулы 1, учитывая мнение каждого участника чемпионата. Бессмысленно ждать от меня какого-то иного ответа. В нашей работе нет преемственности, мы пытаемся добиться существенной экономии, сохранив ключевые ценности чемпионата и необходимый уровень конкурентоспособности.
Флавио Бриаторе: Я согласен с тем, что сказал Рон. От себя хочу добавить, что мы работаем и с FIA и не выступаем против кого бы то ни было, хотя со стороны многие видят некий конфликт между командами, FIA и Берни Экклстоуном. Уверен, все мы действуем во благо Формулы 1, и наша точка зрения и позиция Макса Мосли не противоречат…сейчас нам нужен сильный президент, и мы должны работать вместе. Как справедливо заметил Рон, мы переживаем не лучшие времена, но дело не только в моторах, о которых все говорят – они всего лишь часть общей картины, а не главная статья расходов. Речь идет обо всем: о двигателе, шасси – о пакете в целом. Мы ищем верное решение. Сезон'09 начнется совсем скоро, мы сделали большой шаг вперед и теперь думаем о 2010-м, 2011-м и 2012-м годах.
Текст: Валерий Карташев