Участники: Дэвид Култхард (Red Bull), Рубенс Баррикелло (Honda), Нельсиньо Пике (Renault), Фелипе Масса (Ferrari), Льюис Хэмилтон (McLaren)
Вопрос: Нельсиньо, вам приходилось гоняться на Интерлагосе? Сколько гонок вы провели на этой трассе?
Нельсиньо Пике: Честно говоря, не так много, поэтому ситуация напоминает Австралию или Китай. Если мне не изменяет память, я выступал здесь всего один раз – в 12-часовой гонке на Aston Martin в одной команде с отцом в 2005 году. Когда я перешел в F3, в первом сезоне мы не гонялись на Интерлагосе, а затем я переехал в Англию. Получается, опыт не такой уж и большой, но поддержка болельщиков должна помочь.
Вопрос: Недавно вы провели несколько успешных гонок. Как вы оцениваете свои шансы на место в команде в следующем сезоне?
Нельсиньо Пике: Думаю, они достаточно высоки. Команда довольна, и большинство сотрудников меня поддерживают, поэтому я не вижу причин для опасений. Сезон получился непростым, но я многому научился и уверен в том, что все будет в порядке.
Вопрос: Вы надеетесь или уверены в том, что останетесь в Renault?
Нельсиньо Пике: Уверен.
Вопрос: Дэвид, о чем вы думаете, готовясь к предстоящей гонке?
Дэвид Култхард: Наверное, мне следует быть более эмоциональным, однако так будет в воскресенье, когда я в последний раз покину кокпит – надеюсь, это произойдет после взмаха клетчатого флага, и пойму, что данный период моей жизни подошел к концу.
Думаю, за исключением Рубенса, выступающего в Формуле 1 дольше меня, всем сидящим здесь трудно представить, каково это, но я завершаю карьеру не потому, что разлюбил гонки, просто этот этап подошел к логическому завершению, и когда в воскресенье я покину паддок, все будет кончено.
Вопрос: Ваша машина получит иную раскраску. Расскажите о ней…
Дэвид Култхард: Здорово, что в последнем Гран При все команды позволили мне использовать особый вариант раскраски машины – пожалуй, в современной истории Формулы 1 подобное происходит впервые. Я выйду на старт в цветах фонда “Wings for Life”, образованного в 2004 году с целью оказания помощи больным с поражением спинного мозга. Многие полагают, что подобные травмы встречаются в основном в экстремальных видах спорта, однако по данным статистики на спортсменов приходится всего 3% несчастных случаев.
Ежегодно почти 130.000 человек оказываются в инвалидном кресле по причине бытовых травм или автокатастроф, однако правительства практически не занимаются этой проблемой, да и фармацевтические компании не испытывают к ней интереса, ведь вы не можете купить пилюлю, чтобы вылечить травму.
Фонд был основан Дитрихом Матешицем и Хайнцем Киниганером, чей сын получил травму спинного мозга после падения с мотоцикла. Все средства, полученные за счет добровольных пожертвований, идут на финансирование различных институтов, занимающихся поиском способов лечения подобных заболеваний.
Вопрос: Дэвид, вы видели множество финалов чемпионата. Что вы думаете о предстоящей развязке сезона?
Дэвид Култхард: Меня спрашивали об этом задолго до того, как я приехал в Бразилию, поэтому перед двумя претендентами на титул я повторю то, что сказал журналистам. С преимуществом в семь очков Льюис, скорее всего, выиграет чемпионат – думаю, здесь все понятно. Он лидировал большую часть сезона, а остальное уже формальность.
Что касается Фелипе, в этом году он добился наибольшего прогресса. Мы всегда знали, что он достаточно быстр, правда, некоторые гонки и, в особенности, Гран При Венгрии сложились для него не слишком удачно, однако тот обгон Льюиса в Будапеште лишний раз закрепил за ним звание одного из самых атакующих пилотов. Это был первоклассный маневр, и для меня оба парня заслуживают чемпионского титула, однако у Льюиса есть преимущество, и потому утешительным вариантом была бы победа Массы в домашнем Гран При и достаточное количество очков для Хэмилтона. Впрочем, случиться может всякое, и меня не меньше вашего интересует, чем всё закончится.
Вопрос: Рубенс, ваше мнение о чемпионате?
Рубенс Баррикелло: Сезон получился интересным. Были взлеты, падения, но Льюис и Фелипе вели очень красивую борьбу, и развязка обещает быть не менее любопытной. Дэвид уже сказал - у Льюиса преимущество, а на воскресенье синоптики прогнозируют дождь – думаю, бразильских болельщиков ждёт увлекательное зрелище. К счастью, у Фелипе есть неплохие шансы выиграть гонку. Он должен финишировать первым и не думать ни о чем другом. Как бразилец я горжусь тем, что судьба титула в очередной раз решается в Бразилии – наша страна заслужила этот финал.
Вопрос: Что можете сказать о вашем собственном будущем? Для вас это 16-й Гран При Бразилии…
Рубенс Баррикелло: Я горжусь тем, что снова приехал сюда. После гибели Айртона эта гонка всегда складывалась для меня непросто, приходилось бороться с серьезным прессингом и не самой быстрой машиной, однако чуть позже я начал действовать, как футболист, по принципу: когда играешь на своем поле, играешь лучше. Мне удалось неплохо отдохнуть, однако неделя пролетела незаметно, и впереди много работы, но я рад находиться в Сан-Паулу. Я родился всего в сотне метров от главного входа на трассу, для меня это лучшая гонка сезона.
Вопрос: Что насчет следующего сезона?
Рубенс Баррикелло: Пока ничего не известно. Я не хочу останавливаться, поскольку заслуживаю большего и сейчас гоняюсь лучше, нежели в те времена, когда заканчивал чемпионат вторым после Михаэля Шумахера. В этом году я хорошо поработал, если бы не мелкие проблемы, даже с этой, не лучшей машиной, вполне можно было набрать больше двадцати очков.
Я не раз говорил, что опыт и скорость не продаются, и статистика тому подтверждение, но вот мотивацию можно потерять. Я честен перед собой и, когда почувствую, что её больше нет, повешу шлем на гвоздь, но сейчас я в отличной форме. Решение еще не принято – в Барселоне Honda хочет опробовать нескольких гонщиков, желая, как мне кажется, изменить нынешнее положение дел, однако для победы им нужен кто-то с моим опытом. Я не теряю надежды и одновременно веду переговоры с другими командами. Надеюсь, все сложится удачно.
Вопрос: Для Льюиса и Фелипе. Давайте вспомним о начале карьеры, насколько вырос прессинг по сравнению с тем периодом, когда вам было по восемь лет?
Льюис Хэмилтон: Психологическая нагрузка одинакова в любом чемпионате. Для меня это всего лишь очередная гонка, я воспринимаю ее именно так, и подобным образом поступал прежде. Прессинг мотивирует – думаю, предыдущий Гран При понравился всем: болельщикам, журналистам, команде. В Сан-Паулу мы постараемся выступить как можно лучше, надеюсь, сможем добиться успеха.
Фелипе Масса: По-моему, прессинг очень похож - когда ты мчишься по трассе, не важно, в какой категории это происходит, в Формуле 1 или в картинге. Оказавшись в машине, ты думаешь только о гонке, а не о том, где выступаешь. Для меня борьба в Формуле 1 ничем не отличается от борьбы в младших сериях. Когда сидишь за рулем карта, хочешь выиграть именно эту гонку, именно этот чемпионат и не думаешь о далекой перспективе, главное - победа именно сейчас. Планы могут быть сколь угодно грандиозными, но в пылу борьбы голова занята совсем другим.
Вопрос: Еще один вопрос для вас обоих – что значит для вас поддержка родной семьи? Какие советы она вам дает?
Фелипе Масса: Поддержка семьи очень важна. По ходу карьеры родители всегда были рядом, но в картинге и других гоночных сериях мне приходилось довольно нелегко, поскольку у меня не было денег, чтобы привезти их на гонку. Впрочем, мы каждый день общались по телефону. Комфорт в личной жизни помогает работе, ты садишься за руль и не думаешь о проблемах. Моя семья не приезжает на каждую гонку, но довольно часто появляется в паддоке. И, разумеется, я не особо слушаю мамины советы, иначе ехал бы очень медленно!
Льюис Хэмилтон: Как вы сами можете видеть, кто-либо из моих родственников всегда находится рядом, и я постоянно ощущаю эту поддержку. Я знаю, они гордятся мной, и им стоило немалых усилий помочь мне пройти этот путь. Мы словно одна команда – они приезжают на все гонки, но не задерживаются на заокеанских Гран При, поскольку брату нужно посещать школу. Без семьи я не был бы здесь – здорово, что мы всегда вместе.
Вопрос: Льюис, насколько важен для вас Кубок Конструкторов? Можно ли говорить о конфликте интересов?
Льюис Хэмилтон: Нет. Все просто – мы приехали сюда за победой, но нам необязательно выигрывать гонку, поэтому прессинг несколько меньше. У нас быстрая машина, надеюсь, она позволит бороться за победу, мы сделаем для этого всё возможное.
Разумеется, мы приехали в Интерлагос не для того, чтобы финишировать где-то в середине пелотона, но победа любой ценой тоже не нужна. Когда думаешь обо всех этих людях, сделавших машину столь быстрой и надежной, понимаешь, что своей работой команда заслужила успех, и было бы здорово подарить ей победу в чемпионате. Мы сделаем все, что в наших силах, и посмотрим, каким будет результат.
Вопросы с мест:
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Вопрос для Льюиса и Фелипе – ваше мнение об этой трассе, подходит ли она вашей машине?
Льюис Хэмилтон: Мне нравится эта трасса – кажется, я изучил её ещё в том возрасте, когда с братом играл на компьютере. Гран При Бразилии неизменно получался очень интересным, в каких бы условиях не проходил, и когда я приехал сюда в прошлом году, сразу понял, что это настоящий гоночный автодром – местами кочковатый, с разнообразными связками поворотов. Он не длинный и не короткий, здесь есть скоростная прямая и несколько мест для атаки. У Интерлагоса свой характер, и мне это нравится.
Фелипе Масса: Прежде всего, Интерлагос – часть моей жизни. Здесь я в восемь лет впервые сел за руль карта, а в 1998 году дебютировал в формулах. Как сказал Льюис, на этой трассе приятно гоняться. Когда выступаешь у себя дома на интересном автодроме, получаешь дополнительный приток сил и мотивации – хорошо, что гонка проходит именно в Сан-Паулу, нужно выложиться по максимуму.
Думаю, здесь наша машина должна быть достаточно быстра. Если взглянуть на ход сезона, на одних трассах мы выглядели сильнее McLaren, на других ситуация менялась – к примеру, в Хоккенхайме у нас возникли проблемы и соперники получили преимущество, но уже в следующей гонке мы снова задавали темп. Вряд ли неудачное выступление в Китае означает, что в Бразилии все пойдет по такому же сценарию. Интерлагос подходит нашей машине, с резиной тоже никаких проблем – можно рассчитывать на успешный результат.
Льюис Хэмилтон: Я думаю так же.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Вопрос для Нельсиньо и Рубенса – мне хотелось бы спросить вас о Фелипе: не кажется ли вам, что перед ним стоит невыполнимая задача?
Нельсиньо Пике: Всё еще возможно, ведь в прошлом году, в похожей ситуации, Кими выиграл титул. Фелипе неплохо поработал – как сказал Дэвид, он серьезно прибавил и доказал свое право на титул. У Ferrari одна из лучших машин, и если бы мне предложили сделать ставку на победителя гонки, я выбрал бы Массу, поскольку он выступает у себя дома, отлично знает трассу и чувствует себя очень уверенно. К тому же, Фелипе уже побеждал здесь и прекрасно помнит, скольких людей может осчастливить его успех. Впрочем, Льюис не менее быстр, однако его задача – сохранить спокойствие и набрать важные очки. Неизвестно, какой будет погода – воскресная гонка может оказаться нервной. Оба пилота заслуживают титул, посмотрим.
Рубенс Баррикелло: Фелипе провел фантастический сезон, хотя после трех первых гонок, если мне не изменяет память, итальянская пресса хотела заменить его другим гонщиком. Мы знали, что он способен побеждать и бороться за титул, и Фелипе так и поступил – выиграл две гонки подряд и вернулся в число претендентов. Главное – быть готовым к трудностям и учиться на ошибках.
Фелипе справился с проблемами и к финальному этапу подошел с тем же отставанием, что и Кими год назад. Возможно, миссия на самом деле не выполнима, но, как я уже говорил, для сохранения даже минимального шанса ему нужно финишировать первым. Не стоит думать о чемпионате, необходимо подходить к этому уик-энду так же, как к любому другому.
Вопрос: (Бразильские СМИ) Льюис, Дэвид назвал вас одним из самых атакующих пилотов, и это определение вполне подходит вашему стилю, однако год назад в начале первого круга вы совершили небольшую ошибку, возможно, стоившую вам титула. Мой вопрос: вы готовы изменить подход, провести гонку в консервативной манере, избегая любых неприятностей, готовы финишировать четвертым или пятым?
Льюис Хэмилтон: Старт прошлогоднего Гран При Бразилии получился не слишком удачным, но не думаю, что это повлияло на исход всего чемпионата. Если бы чуть позже машина не остановилась, я бы выиграл. В этом году я не вижу смысла что-то менять.
Вопрос: (Родриго Франка – VIP Magazine) Фелипе, на этой неделе вы участвовали в различных мероприятиях, имели возможность поговорить с болельщиками. На что они надеются? Они понимают, что перед вами стоит непростая задача?
Фелипе Масса: Да, но вы ведь понимаете настроение болельщиков - они воодушевлены и стараются меня поддержать. Ситуация действительно непростая, но в своей стране я получаю дополнительную мотивацию. Фантастика – куда бы я ни пошел, повсюду окружающие дарят мне заряд положительной энергии. Приятно находиться здесь, будучи в отличной форме и сражаясь за титул.
Вопрос: (Боб МакКензи – The Daily Express) Фелипе, в Великобритании мы увидели в Льюисе парня, который пришел из ниоткуда, но и вам довелось пережить непростые времена. Когда родная страна ждет от вас успеха, вспоминаете ли вы те невзгоды? С какими трудностями столкнулась ваша семья?
Фелипе Масса: У каждого свой путь. Начало моей карьеры оказалось не совсем таким, как у Льюиса, но я многому научился, в том числе уже в Формуле 1. Если бы мне выпал шанс вернуться назад, я не стал бы ничего менять. Когда ты попадаешь в этот мир, выступаешь слабо, и никто не ждет успеха, а ты неожиданно прогрессируешь, начинаешь бороться за титул и пилотируешь машину, о которой мечтает каждый – это фантастическое ощущение, особенно когда тебя поддерживает вся страна. Мечта становится явью, но мы всегда хотим большего, такова наша природа. Выиграв одну гонку, ты желаешь повторить успех – мне не доводилось выигрывать чемпионаты, но я полагаю, что ощущения схожие: первый титул заставляет еще сильнее бороться за второй. Это образ мысли спортсменов.
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Льюис, насколько иначе вы относитесь к этой гонке, чем год назад, учитывая результаты гонки в Китае? Тогда в Шанхае вы вылетели с трассы, а в этот раз финишировали первым. Вы более спокойны и уверены в себе?
Льюис Хэмилтон: Разница есть – год назад мы приехали сюда после неудачной гонки, обстановка была нервной, и прессинг финального Гран При взял свое. Но в этот раз мы воспринимаем предстоящий уик-энд как очередной этап, позади успешное выступление в Китае, и я знаю, что в Сан-Паулу мы будем столь же сильны. Подход не изменился. Мы здесь для того, чтобы отработать как можно лучше, однако прессинг не так велик, и победа в гонке – не главное, хотя команде было бы приятно финишировать первой.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Льюис, несколько дней назад Эдди Джордан посоветовал вам соблюдать осторожность, намекнув, что в Японии Фелипе умышленно подтолкнул вашу машину. Возможно повторение той ситуации? Будете ли вы стараться избегать опасных моментов?
Льюис Хэмилтон: Я не читаю то, что говорят другие, не обращаю на это внимания. Мы здесь ради гонок, я уверен, что каждый гонщик – великолепный спортсмен, и все мы очень конкурентоспособны. Нужно доверять друг другу и надеяться на честную борьбу – таков принцип автоспорта. Именно он делает гонки столь привлекательными.
Вопрос: (Миран Алесич – Pop TV) Фелипе, в последний раз бразилец выиграл чемпионский титул 17 лет назад – вам тогда было примерно десять. Вы помните то время? Что вы чувствовали? Верили ли вы в то, что когда-нибудь продолжите историю?
Фелипе Масса: Разумеется, я помню, как Сенна выигрывал чемпионаты и боролся за победы. Для бразильцев он был подобен Богу, а до него таковым был отец Нельсиньо. Наша страна всегда славилась талантливыми гонщиками – надеюсь, эта традиция будет продолжена. Мне хотелось бы завоевать титул – ради него я выступаю в Формуле 1 и делаю всё, чтобы осуществить свою мечту и продлить успешную гоночную историю Бразилии.
Вопрос: (Ванесса Риуз – Radio Globo) Вопрос для Нельсиньо и Рубенса: я знаю, вас неоднократно об этом спрашивали, но поскольку вы сидите рядом с претендентами на титул, ответьте еще раз: хотите ли вы сделать что-то, чтобы помочь Фелипе одержать победу, или это не ваша проблема?
Рубенс Баррикелло: К сожалению, мне нечем помочь Фелипе, скорее наоборот, я сам хотел бы получить от него кое-что – к примеру, синий флаг. Бразильские болельщики достаточно хорошо подготовлены, и любой из тех, кто пришел на трибуны поддержать Фелипе, с уважением относится к Льюису. Здесь нет никакой проблемы: представьте, что мы вдруг навредили Хэмилтону – обрадовался бы этому Фелипе? Считался бы он достойным чемпионом? Я так не думаю. Эти парни долго боролись между собой, им и решать судьбу титула, а я не стану мешать.
Нельсиньо Пике: Вряд ли мы можем что-либо предпринять. Это гонки, и мы должны относиться к предстоящему Гран При так же, как к дебютному. Возможно, Фелипе и Льюис будут выступать в совершенно другой лиге, ведь их машины немного быстрее. Я не хочу вмешиваться в борьбу за титул и принимать какую-то сторону. Они соперничали по ходу сезона и должны решить судьбу чемпионата так же, как она решалась в предыдущие 50 лет, а нам следует воспринимать эту гонку как обычный уик-энд.
Вопрос: (Уилл Бакстон – Australian Motorsport News) Нельсиньо, два года назад вы оказались в похожей ситуации, когда перед последним этапом сезона GP2 уступали Льюису в борьбе за титул. Расскажите, о чем вы тогда думали – возможно, мы поймем, что чувствует Фелипе. Как вы боролись с Льюисом, зная, что вам обязательно нужна победа?
Нельсиньо Пике: Я плохо помню те события, человеку свойственно помнить хорошее. В тот уик-энд в Монце я пытался выиграть чемпионат и знал, что в обоих заездах мне необходимо выступать как можно лучше, но, к сожалению, не получилось. В первой гонке я финишировал вторым, а Льюис третьим – победа досталась Джорджио Пантано, и моим единственным шансом было… Кажется, Льюис выиграл ту гонку… Было ли это в первом заезде? В общем, все, что я мог – подобраться к нему чуть ближе.
Нужно использовать обычный подход: если начинать уик-энд с иным образом мыслей, работать по иной методике – гонка проиграна. Каждый уик-энд ты стремишься к победе и выкладываешься по максимуму совсем не потому, что решается судьба чемпионата. В финальной гонке прессинг немного больше, но тот гонщик, который сохранит спокойствие и сработает в привычной для себя манере, в итоге и окажется лучшим.