Коса и камень
Перед началом сезона 1994 года Ники Лауда предположил, что перебравшийся в чемпионскую команду Williams Айртон Сенна одержит 12 побед в 16 гонках. И действительно, казалось, что серьезных соперников у трехкратного чемпиона мира, получившего в свое распоряжение непобедимую машину двух последних лет, просто быть не может. Ален Прост завершил карьеру, Найджел Мэнселл гонялся за океаном, Ferrari пребывала в глубоком кризисе, а бывшая команда Волшебника – McLaren –никак не могла найти хороший мотор.
На открывавшем сезон Гран При Бразилии Сенна последовательно выиграл все тренировки, квалификации и взял поул с преимуществом почти в полторы секунды. Кроме одного – Михаэль Шумахер ни в какую не хотел отставать от Айртона, более того – подбирался все ближе и ближе с каждой сессией. Разумеется, 25-летний гонщик Benetton-Ford, имевший в активе только два выигранных Гран При против 41-го у фаворита, едва ли мог вмешаться в спор за победу – но тенденция к тому все же ощущалась.
Правда, старт гонки Шумахер принял неудачно, пропустив на второе место Жана Алези. Немцу потребовалось чуть более круга, чтобы восстановить статус-кво, но за это время Сенна смог создать четырехсекундный отрыв. Но дальше случилось невероятное: повергнув трибуны в смятение, дерзкий пилот Benetton начал медленно, но верно настигать лидера. Оба соперника выкладывались изо всех сил, но Айртон ничего не мог поделать. На трети дистанции, когда гонщики синхронно свернули на пит-стоп, между ними уже было менее секунды.
Ну а дальше случилось и вовсе непредсказуемое. Команды впервые в боевых условиях проводили пит-стоп с дозаправкой, и механики Benetton сделали это на целую секунду быстрее, да еще и залив чуть больше топлива в бак. И Шумахер вышел в лидеры! Теперь уже Сенне предстояло догонять, но общая картина не изменилась – пусть по паре десятых на круге, но Williams отставал все дальше и дальше. Стало ясно, что легкой прогулки в сезоне-94 бразильцу не будет.
Вскоре после середины дистанции всеобщее внимание привлекла авария сразу четырех машин. Обгоняя на круг Ligier Эрика Бернара, напарник Шумахера Йос Ферстаппен и Эдди Ирвайн на Jordan попутно выясняли отношения в споре за восьмое место. Неуступчивый североирландец в тот самый момент, когда три автомобиля мчались по длинной прямой параллельными курсами, не пожелал уступать – и дернул руль в сторону.
Ферстаппен попробовал уклониться, но места не хватило – и зелено-голубой Benetton голландского дебютанта, взлетев на Ligier, как на трамплине, несколько раз перевернулся в воздухе и рухнул прямо на McLaren ни в чем не повинного Мартина Брандла. Британцу здорово досталось колесом по шлему, а для всего квартета пилотов борьба на этом была закончена. Ирвайна оштрафовали на $10 тысяч и отстранили от участия в чемпионате на одну гонку. Эдди Джордан пробовал спорить – но запрет только удлинили втрое.
Тем временем Сенна так и не смог догнать Шумахера, а проведя свой финальный пит-стоп на круг раньше соперника, и вовсе оказался уже в десяти секундах от Михаэля. Волшебник не сдавался, отчаянно атаковал и смог сократить отрыв вдвое. Но незадолго до финиша допустил одну из очень редких ошибок – и его Williams завис на высоком бордюре, беспомощно вращая колесами. В этот самый момент зрители начали вставать со своих мест и покидать автодром – смотреть эту гонку им было уже не интересно…
Михаэль Шумахер выиграл Гран При Бразилии, опередив на круг напарника Сенны Дэймона Хилла и Герхарда Бергера из Ferrari. Затем немец стал сильнейшим и в японской Аиде. А потом настал черед Гран При Сан-Марино и стало ясно, что прогноз Ники Лауды не сбудется уже никогда.
…И еще десять гонок, оставивших след в истории
1972 – Первый Гран При Бразилии был разыгран на 8-километровом кольце Интерлагоса и не входил в календарь чемпионата мира Тем не менее, потягаться вне зачета собрались 13 пилотов. С поула стартовал кумир трибун Эмерсон Фиттипальди, но всего за пять кругов до финиша подвеска его Lotus не выдержала сражения в кочками (ставшими с тех пор неотъемлемой чертой автодрома в Сан-Паулу). Победителем в итоге стал аргентинец Карлос Рейтеманн, выступавший на Brabham.
1973 – Успешное проведение «выставочной» гонки стало достаточным основанием для придания бразильскому этапу официального статуса. На этот раз болельщики были вознаграждены: в невероятной февральской жаре Фиттипальди захватил лидерство уже на старте, опередив собственного напарника Ронни Петерсона – и уже никому не уступил лидерство вплоть до финиша. Для бразильских пилотов эта победа стала первой из шести, одержанных на настоящий момент в домашней гонке.
1978 – Гран При перебрался в Рио-де-Жанейро, на трассу с труднопроизносимым названием Жакарепагуа, построенную у подножия живописной горы на месте осушенного болота. Дебютная победа вновь осталась за Карлосом Рейтеманном. Затем на два года Большой Приз вернулся на Интерлагос, после чего проводился в Рио до 1989 года. И лишь после существенной перестройки автодрома в Сан-Паулу (длина кольца уменьшилась с восьми до нынешних 4,3 км) гонка получила там окончательную прописку.
1979 – Гран При завершился полным триумфом не блиставшей доселе команды Ligier. Созданная молодым конструктором Жераром Дюкаружем модель JS11, оснащенная мотором Ford Cosworth DFV, принесла Жаку Лафиту и Патрику Депайе две первые позиции на старте, а затем и по ходу всей дистанции вплоть до финиша.
1988 – Дебютная гонка Айртона Сенны в составе команды McLaren стала для Волшебника первым шагом на пути к первому же чемпионскому титулу. Однако шаг этот получился, прямо скажем, шагом назад – машина бразильца, завоевавшего поул, «зависла» на первой передаче на старте прогревочного круга, и Айртону пришлось мчаться в боксы, чтобы пересесть в запасной автомобиль. Он стартовал с пит-лейн и за 20 кругов прорвался с 26-го места на второе – но был снят с гонки за нарушение правил использования запасной машины. В дальнейшем Сенна смог-таки победить в домашней гонке – но всего лишь дважды. А в 88-м триумфатором стал его напарник Ален Прост, самый успешный пилот в истории Гран При Бразилии, на счету которого – шесть побед.
1992 – Последняя на настоящий момент попытка нарушить гегемонию мужчин в Формуле 1. Увы, но итальянская пилотесса Brabham Джованна Амати в третий раз кряду не смогла пробиться на стартовое поле, и ее недолгая карьера на этом была завершена. Ну а триумфаторами гонки стали представители Williams Найджел Мэнселл и Риккардо Патрезе – финишировавший третьим Михаэль Шумахер на Benetton проиграл им целый круг.
1993 – Внезапно разразившийся тропический ливень спутал все карты. Ален Прост не успел заехать в боксы – и Williams лидера гонки буквально выбросило с трассы. Лидерство перешло к его напарнику Дэймону Хиллу, но на домашней трассе в пелене брызг он был не в силах противостоять Айртону Сенне. На третье место после заминки на пит-стопе на последних кругах прорвался Михаэль Шумахер.
2003 – Еще одна гонка, где погода стала действующим участником. Настоящая река, образовавшаяся на трассе в Солнечном повороте Curva do Sol, смывала с асфальта как новичков, так и чемпионов. Заезд остановили досрочно из-за аварии, и после изучения всех обстоятельств победителем был признан Джанкарло Физикелла, выступавший на скромном Jordan. А вот занявший третье место Фернандо Алонсо даже не смог подняться на подиум, поскольку находился на осмотре в медицинском центре после серьезной аварии.
2006 – Несмотря на то, что победу на домашней трассе одержал Фелипе Масса, а Фернандо Алонсо завоевал второе подряд чемпионское звание, героем гонки стал другой пилот. Михаэль Шумахер попрощался с Формулой 1 в истинно чемпионском стиле. Он атаковал и сражался, невзирая на неудачи и практически проигранный спор за чемпионство. С 20-го места немец поднялся на четвертое, а два финальных круга гонки – и своей 17-летней карьеры – прошел быстрее всех.
2007 – Удивительная гонка, назвавшая имя чемпиона мира. Льюису Хэмилтону достаточно было финишировать позади основных соперников – напарника по McLaren Фернандо Алонсо и лидера Ferrari Кими Райкконена – но молодой британец не совладал с нервами на старте, а потом случайно нажал на кнопку перезагрузки электроники. В итоге до финиша он добрался только седьмым, а титул достался победившему финну.
Текст: Александр Кабановский