Пропустить одного соперника
Гонка на Большой Приз Бразилии в любом случае должна была стать исключительной. И дело даже не в том, что ей предстояло назвать имя 30-го чемпиона мира и сильнейшей команды 2008 года. Так сложилось, что в этот день над Интерлагосом сошлись и пересеклись интересы стольких людей, что просто диву даешься. Полный событий сезон почти никому не позволил досрочно решить свои задачи, и потому расстановку «точек над i» многие были вынуждены отложить до финала.
Показать себя накануне переговоров о контракте, отыграть строчку-другую в итоговой таблице, погромче хлопнуть дверью на прощанье – все это и многое другое предстояло сделать пилотам за 71 круг дистанции, и таким образом добавить сочных оттенков в спор двух соискателей титула. Ведь что ни говори, а именно выявление сильнейшего в личном зачете обещало стать главной интригой гоночного дня. С Кубком Конструкторов все было более-менее ясно еще до старта: поскольку ни в пятницу, ни в субботу пилотам McLaren не удалось потягаться в скорости со своими соперниками из Ferrari, задача по ликвидации 11-очкового отрыва выглядела почти неразрешимой.
Прекрасно понимая это, Рон Деннис не стал гоняться за двумя зайцами и сделал ставку на осторожность, чтобы максимально повысить шансы Льюиса Хэмилтона на завоевание короны. Британец, имеющий возможность стать самым молодым чемпионом Формулы 1, стартовал с четвертой позиции, но не слишком этому расстраивался. Семь очков перевеса позволяли ему чувствовать себя весьма спокойно и даже пропустить по ходу гонки еще одного соперника в случае крайней нужды.
Что до Фелипе Массы, то бразильцу представилась уникальная в своем роде возможность – стать первым после Джузеппе Фарины в 1950 году пилотом, завоевавшим титул на домашнем этапе. И третий за три года поул, добытый главной надеждой Ferrari на Интерлагосе, лишний раз подчеркивал серьезность его намерений. На руку Массе играли и неожиданный второй квалификационный результат Ярно Трулли, и недавнее заявление Фернандо Алонсо о намерении всеми законными средствами помочь бразильцу в борьбе с Хэмилтоном. Жаль только, что при этом пресловутые семь очков никуда не девались. И Массе оставалось рассчитывать только на форс-мажор, благо, сезон-2008 вышел на них богатым.
И бразильские небеса словно услышали своего пилота. До старта прогревочного круга оставалось всего ничего, когда над Интерлагосом разразился ливень. Судьи оперативно перенесли начало гонки на десять минут, а механики принялись спешно менять псевдослики на промежуточную резину. Так поступили все, лишь в BMW Sauber отважились пойти на риск – но прогадали: Роберту Кубице пришлось вместо стартовой решетки ехать в боксы переобуваться, так как асфальт был все же слишком сырым.
Дождь, между тем, закончился столь же стремительно, как и начался. Однако его последствия оказались куда серьезнее одной лишь подмоченной трассы. Поскольку траектория просохла уже после нескольких кругов гонки, то первый пит-стоп для всех участников Гран При Бразилии получился ранним и внеплановым. Фактически, это обстоятельство выровняло стратегии – за редкими исключениями все пилоты поехали к финишу, рассчитывая побывать в боксах еще лишь раз. Кроме того, использование в дебюте промежуточных шин отменило правило «жесткий-мягкий» и позволило командам использовать наиболее подходящий состав резины.
Впрочем, говорить о том, что дождь совсем не повлиял на участников соревнований, было бы неверно. Послестартовый поворот в Интерлагосе и в сухую-то погоду редко обходится без происшествий, а уж когда машины скользили – пройти эску Сенны без потерь не удалось. Нико Росберг слегка зацепил заднее колесо машины Дэвида Култхарда, – и Red Bull шотландца уже крутился в неуправляемом заносе. По иронии судьбы на его пути оказался второй Williams, но если Казуки Накаджима всё же смог после столкновения вернуться на трассу, то для шотландца этим нелепым происшествием закончилась карьера формульного гонщика.
Тем временем на втором круге, пока судьи убирали разбитые машины (а вылетел еще и Нельсон Пике) в режиме машины безопасности, боксы посетил Джанкарло Физикелла. К тому моменты трасса оставалась достаточно сырой, особенно в Солнечном повороте – многим пилотам приходилось «ловить» машину в заносе до, а особенно после перехода на псевдослик. Казуки Накаджиму и Ярно Трулли и вовсе закрутило, причем в обоих случаях автомобили пролетали в опасной близости от ограждения.
Лидеры, однако, в боксы не спешили – и после остановок на 10-11 круге оказались проигравшими. Чуть лучше дела шли у Массы, который хотя бы сохранил первую позицию – впрочем, вплотную за Ferrari бразильца на трассе оказались Феттель и Алонсо. Райкконен занимал теперь только четвертое место, а Хэмилтон – никак его не устраивающее шестое. Ну а между ними расположился… Физикелла. Итальянец удержался на сырой трассе и получил прекрасную возможность напомнить о том, что в именно он 2003-м выиграл под дождем на Интерлагосе за рулем слабенького Jordan.
Конечно, McLaren позволял Льюису ехать куда быстрее соперника. Но понимая, что риск в данной ситуации необходимо исключить полностью, лидер сезона потратил без малого десяток кругов, чтобы одолеть Force India. К тому моменту, как британец вернулся на столь нужную пятую позицию, он уже уступал Массе 15 секунд. Если учесть, что неважно стартовавший, а затем также припозднившийся с пит-стопом Хейкки Ковалайнен занимал к тому моменту только 12-е место, накрепко застряв позади Марка Уэббера, то судьба Кубка Конструкторов была окончательно решена – и умами окончательно завладел вопрос о титуле среди пилотов.
Запоздалый рывок... |
Впрочем, если пунктуально подсчитать очки, набранные именно во второй половине сезона (то есть в девяти заключительных гонках), то наилучшая сумма – все же на счету Льюиса Хэмилтона (50 очков). И только следом Масса (49) и Алонсо (48). Схожая ситуация и в командном зачете: McLaren (79) – Ferrari (76) – Renault (65). |
Диспозиция трех лидеров не изменилась, а Алонсо хоть и оказался впереди Хэмилтона, но существенно повлиять на турнирный расклад не мог. Что до Феттеля, то первый пит-стоп немца длился всего 5,2 секунды, что говорило о выборе Toro Rosso для своего пилота отличной от остальных стратегии. Немец вторично свернул в боксы на 27-м круге, переместившись со второго места на шестое. Казалось, что ситуация на трассе проста до предела – всех ждет еще один, финальный пит-стоп, и у Ferrari уже нет резервов, чтобы переломить ситуацию в свою пользу.
Всех тех, кто мог бы потягаться с Льюисом, и отобрать у него очки, сдерживал Физикелла. Итальянец защищался упорно, и к середине дистанции сломить его сопротивление смогли лишь Тимо Глок и вернувшийся в зачетную восьмерку Ковалайнен. Но последний, разумеется, играл на другой стороне, а немецкий пилот Toyota уступал Хэмилтону достаточно много и вмешаться в определение имени чемпиона – как тогда казалось – шансов не имел. Что же до самого Джанкарло, то сотворить чудо ему не удалось – проблемы со сцеплением задержали итальянца на пит-стопе, лишив индийскую команду последней возможности набрать очки.
За 15 кругов до финиша ситуация на трассе оставалась прежней. Фелипе Масса выигрывал у Фернандо Алонсо десять секунд, на пять больше уступал напарнику Кими Райкконен. Отставание Льюиса Хэмилтона составляло 25 секунд, сразу следом за McLaren по трассе на более свежих шинах мчался в своей последней гонке за Toro Rosso Себастьян Феттель. Порой немец был очень близко от соперника, но понимая, сколь велики ставки, атаковать не решался, поскольку явного преимущества в скорости не имел. Впрочем, как мы помним, у его соперника по-прежнему оставалась возможность пропустить по ходу гонки одного соперника в случае крайней нужды.
Восьмерку замыкали Ковалайнен, Глок и Трулли, но там отрыв уже приближался к минуте. Настроение трибун падало с каждым новым кругом. Но все изменилось в один миг, когда синоптики пообещали скорое начало дождя. Можно сказать, что последние круги последней гонки стали своеобразной квинтэссенцией сезона-2008, невероятного и непредсказуемого. В ситуации полного сосредоточения сил и эмоций требовалось найти где-то дополнительные резервы – принять верное решение в сложной ситуации, причем сделать это почти без раздумий.
Пополните ваш баланс... |
|
Первые капли дождя упали на асфальт за восемь кругов до финиша. Раньше остальных в боксы вновь свернул Физикелла, причем ему поставили шины Extreme wet – собственно, терять команде все равно было уже нечего. Затем – пусть и за промежуточной резиной – на пит-лейн один за другим потянулись и остальные. И только команды-лидеры, словно боясь совершить роковой промах, не спешили зазывать своих гонщиков. В итоге пилоты, занимавшие места со второго по пятое, сменили шины только на 66-м круге, когда дождь уже поливал вовсю. Масса подождал еще круг – и тоже предпочел не рисковать.
Синхронная остановка без дозаправки никак не сказалась на взаимном положении лидеров. И все было бы для McLaren и Льюиса прекрасно – одного соперника по-прежнему можно было пропускать совершенно спокойно, – кабы не одно «но». Желающих выйти вперед нашлось сразу двое! Себастьян Феттель намеревался поспорить с соискателем титула за звание лучшего мастера дождевого пилотажа – и на 69-м круге смог взять верх, красиво опередив McLaren на бывшей Minardi! А еще… Еще была команда Toyota, на капитанском мостике которой решили, что за пять кругов до финиша можно обойтись и без пит-стопа. Так Тимо Глок и Ярно Трулли остались на трассе единственными пилотами, чьи автомобили были обуты в псевдослик. Немецкому гонщику это позволило выйти на четвертое место, причем еще некоторое время он оставался едва ли не быстрейшим. У пары Хэмилтон-Феттель после 67 круга Тимо выигрывал восемь секунд, после 68-го – десять, после 69-го, когда Себастьян одолел-таки Льюиса – уже 15! Казалось, что второй год подряд титул буквально в последнюю минуту ускользает от пилота McLaren, переходя к представителю Ferrari!
Но на этот раз бразильские небеса сыграли против своего земляка. Дождь припустил с новой силой, и пока Масса мчался первым, вздымая брызги, пока Райкконен безуспешно пытался атаковать Алонсо, Глок начал терять скорость. Если прежде на 4,3 км немцу требовалось около 1.18, то 70-й круг занял у него 1.28, а последний – только 1.44. Соперники на промежуточной резине проезжали мимо скользящей в каждом повороте бело-красной машины, не встречая сопротивления. Всего за километр до клетчатого флага, когда Фелипе Масса уже выиграл гонку, а его команда и родные ликовали в боксах, мимо Глока пронеслись и Феттель с Хэмилтоном.
Мы обгоняем, нас обгоняют... |
Что до дел более глобальных – перестановок в таблице общего зачета – то и их по итогам Гран При Бразилии было немало. Призовой финиш позволил Кими Райкконену отобрать «бронзу» у Роберта Кубицы (за счет большего числа побед, 2-1 при равенстве очков), а Фернандо Алонсо потеснил с пятой строчки Ника Хайдфельда. |
Льюис, стартовав в Интерлагосе четвертым, финишировал в итоге пятым. Британец выполнил задачу-минимум – и стал самым юным в истории чемпионом Ф1. Быть может, в заключительной гонке он смотрелся не слишком убедительно – но смог с марта по ноябрь набрать наибольшую сумму очков.
Принято говорить, что с течением времени подробности забываются, и в памяти остается только результат. Однако есть твердое ощущение, что к гоночному сезону Формулы 1 2008 года это не относится. Ибо едва ли не впервые в гоночной истории чемпион мира определился, когда до финиша многомесячного первенства оставалось всего несколько десятков секунд. Не приходится спорить и с тем, что корона досталась наиболее достойному. Льюису Хэмилтону.
Текст: Александр Кабановский