100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru |
|
Дата: 13 мая 1990 года | Место: Имола (Гран При Сан-Марино) |
Фабула
Гонка получилась богатой на перестановки среди лидеров. С первого ряда стартовали два пилота McLaren, и поначалу вперед вышел Герхард Бергер. Но ошибка австрийца с переключением передач отбросила его на третье место – позади собственного напарника Айртона Сенны и гонщика Williams Тьерри Бутсена. Впрочем, оба достаточно быстро сошли – Волшебник вылетел из-за камня, повредившего колесный диск, а у бельгийца сгорел мотор.
Так Герхард Бергер вернулся в лидеры, но к середине гонки на него здорово насел Найджел Мэнселл из Ferrari. Отчаянный британец попробовал атаковать в связке Tamburello-Villeneuve, но зацепил колесами обочину и потерял контроль над машиной. Биг Найдж продолжил движение, но попавшие в воздухозаборник песок и камешки «приговорили» мотор.
Однако и Бергеру победить не удалось. Из-за технических проблем он вынужден был cбросить скорость и пропустить вперед Риккардо Патрезе – для гонщика Williams этот успех стал первым с 1983 года! К тому же, отличиться итальянец смог на родной земле.
Памятные моменты
Еще один итальянский пилот – выступавший за Minardi Пьерлуиджи Мартини – показал в пятничной квалификации отличный девятый результат, но после этого угодил в серьезную аварию в повороте Acque Minerale. У машины треснул монокок, а гонщик повредил ступню и прекратил на этом участие в уик-энде.
Команда Tyrrell представила новую модель 019 конструкции Харви Постлтуэйта с революционным «вздернутым носом». В течение нескольких лет эту схему переняли все без исключения конструкторы чемпионата мира. В Имоле, правда, пилот Tyrrell Сатору Накаждима уже на старте стал участником столкновения, после которого у его автомобиля оторвало двигатель.
Фокус: Subaru (моторы)
В рассказанной нами недавно истории про Энцо Колони и его команду есть один эпизод, который заслуживает более детального рассмотрения. Относится он к событиям 1989-90 годов. Тогда, глядя на земляков из Хонды и Ямахи, двигатели для Формулы 1 решила производить и компания Subaru. Причем не какие-нибудь, а 12-цилиндровые «оппозитники»! В 70-е такие с успехом использована команда Ferrari, но с тех пор все давно перешли на V-образные моторы. Однако именно «оппозит» ставился на все дорожные Subaru, потому данный вопрос обсуждению не подлежал.
В качестве дочернего ателье японцы избрали итальянскую компанию Motori Moderni, которая в середине 80-х поставляла тяжелые и ненадежные турбо-движки команде Minardi. Глава этого предприятия Карло Кити давным-давно проектировал технику для самого Энцо Феррари, но в последнее время его творческий гений явно буксовал.
И тем не менее, гигантский мотор «1235» был построен. Он оказался широким, не слишком мощным и невероятно тяжелым. Джанкарло Минарди после первых же пробных тестов решительно заявил, что на его машинах он стоять не будет. И именно тут на сцене и появился Энцо Колони. Как известно, за столом переговоров он умел творить настоящие чудеса. Так случилось и на этот раз.
Компания Fuji Heavy Industries (владелец Subaru), объявила о покупке 51% акций команды Coloni, сам Энцо занял пост вице-босса, но фактически остался руководителем предприятия. Ну а его славный коллектив в первый и единственный раз получил статус заводского.
Всю зиму механики в Перудже пытались впихнуть 60-клапанное детище Кити в шасси С3. То, что вышло в итоге, более всего напоминало танк – широкая и низкая машина впервые была полностью собрана лишь за день до начала дебютного этапа сезона-90 в американском Финиксе и – как гласит легенда – обкатана на парковке супермаркета неподалеку.
Однако пройти в нормальном темпе хоть один быстрый круг единственному пилоту Coloni-Subaru Бертрану Гашо так и не удалось, и он оказался за бортом уже после предквалификации в пятницу утром. Потом история повторилась снова. И снова. И еще трижды. Причем в лучшие дни зелено-бело-красная машина уступала результатам лидеров по 10-12 секунд, а бывало – что и по несколько минут! В Имоле бельгиец выжал из тяжелого и практически неуправляемого автомобиля все, на что был способен, показав в предквалификации пятый результат. Но в следующий раунд, к сожалению, допускали только четверых лучших.
Уже в начале лета, видя, как складывается судьба их проекта, в Subaru поспешили без лишнего шума передать команду обратно в собственность Энцо Колони и стремительно ретироваться в сторону первенства WRC. Ну а удивительный мотор «1235» так и остался одним из курьезов Формулы 1.
Цифры
Кроме Subaru в истории Формулы 1 было четыре мотора, ни разу не прошедших квалификацию, причем в некоторых случаях речь идёт не об уникальном моторе, а о перемаркировке двигателя под конкретную задачу…
Моторы, не прошедшие квалификацию...
Мотор | Команда | Год | Гран При |
Life F35 3.5 W12 | Life Racing Engines | 1990 | 12 |
Subaru 1235 3.5 B1 | Subaru Coloni Racing | 1990 | 8 |
De Tomaso 1.5 B8 | Scuderia de Tomaso | 1962 | 1 |
BPM | Piero Dusio | 1952 | 1 |
Milano 'Speluzzi' 1.5 L4C | Scuderia Milano | 1950 | 1 |
Проект F1News.Ru 2008-2009