100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru |
|
Дата: 6 августа 1967 года | Место: Нюрбургринг (Гран При Германии) |
Фабула
Для лидера сезона Дэнни Халма на «Нордшляйфе» главной задачей было набрать очки, поэтому новозеландец вел свой Brabham к финишу, стараясь без нужды не рисковать. 22-километровая трасса предъявляла к пилотам и их автомобилям совершенно особые требования, и гонка 1967 года стала тому свидетельством.
Со старта вперед вышел Джим Кларк, но достаточно быстро знаменитые прыжки на перегибах, когда машина отрывалась от асфальта всеми четырьмя колесами, привели к поломке подвески. Халм к тому моменту шел вторым, и оказался было в лидерах, но еще до конца круга пропустил неопасного с турнирной точки зрения Дэна Герни.
За полтора месяца до этого в Спа американец принес собственной команде Eagle первую победу в Гран При – и теперь хотел отличиться вновь. Однако на 13-м круге поломка приводного вала не дала осуществить задуманное – и на вершину подиума в итоге поднялся все же Халм, который на этот раз никуда особенно не спешил, но все успел.
Памятные моменты
Трижды в середине 60-х автомобили Формулы 1 делили стартовое поле с машинами Формулы 2. Пилоты «младшего» класса располагались на решетке позади, а зачет в гонке велся раздельно, но на трассе машины двух категорий частенько боролись друг с другом. Так было и на этот раз – в квалификации Жаки Икс на Matra с 1,6-литровым мотором мощностью всего 220 л.с. показал третье время в абсолюте!
Правда, по правилам он стартовал позади всех машин Ф1, но в гонке вновь блеснул, поднявшись до четвертой позиции и сражаясь на равных с соперниками на куда более мощной технике. Но за три круга до финиша (а общая дистанция Гран При составляла 15 кругов) Икс сошел из-за поломки подвески, и лучшим пилотом Ф2 в итоге стал Джеки Оливер – британец финишировал на Lotus 48 пятым, хотя очков в зачет чемпионата мира, естественно, не получил.
Фокус: Шасcи Protos
Среди команд-участниц этапа на Нюрбургринге значилась весьма любопытная команда, в составе которой выступали Брайан Харт – в будущем известный моторостроитель – и Курт Аренс младший. Владельца звали Рон Харрис, а машины по его заказу строил Фрэнк Костин. И все бы ничего – вот только машины эти были… деревянными. Разумеется, не целиком. Монокок из клееной фанеры с металлическими проставками сопрягался с силовой рамой из труб, в которой был установлен мотор.
Автомобили, выступавшие в зачете Формулы 2, выглядели необычно благодаря большому стеклянному колпаку перед пилотом и отполированным до блеска бокам. Protos получился у Костина тяжеловатым, да и высоко расположенный центр тяжести мешал необычному автомобилю бороться за победы, но ехал он в целом неплохо – особенно на быстрых трассах.
В Хоккенхайме юный Педро Родригес лидировал на нём в гонке Формулы 2, но угодил в аварию, а Харт финишировал вторым. На «Нордшляйфе», правда, результат оказался неудовлетворительным - Аренс сошел в самом начале, а его британский напарник хоть и стал пятым в своем классе, но очков не получил, так как уступил целую вечность из-за технических проблем.
Удивительная деревянная машина (которая, на самом деле, не была таковой, но все же участвовала в гонке чемпионата мира) так и осталась техническим курьезом – на этапе в Энна-Пергузе вернувшийся за руль Педро Родригес на большой скорости задел Матру Жана-Пьера Бельтуаза, после чего на высокой скорости протаранил отбойник. Фанерный Protos разлетелся пополам – и Рон Харрис поспешил отказаться от дальнейшего использования этих машин.
Цифры
В гонках Формулы 1 с 1958 по 1969 годы шесть раз принимали участие гонщики серии Формулы 2, дополняющие полупустое стартовое поле (4 раза на 22-километровом Нюрбургринге, по разу в Марокко и Великобритании). Больше всего представителей Формулы 2 было на старте Гран При Германии'58 - 13 гонщиков, меньше всего - в Великобритании'59 - 6.
Лучший результат в общей гонке - 5-е место - показали Брюс Макларен на Cooper T45 в 1958-м, Джеки Оливер на Lotus 48 в 1967-м и Анри Пескароло на Matra MS7 в 1969-м (все на Нюрбургринге). Естественно, в классе Формула 2 это были победы.
Проект F1News.Ru 2008-2009