Австрия'73: Surtees

100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 19 августа 1973 года Место: Остеррайхринг (Гран При Австрии)

Фабула

Эмерсон Фиттипальди, захвативший весной лидерство в чемпионате, в пяти летних гонках набрал всего одно очко и всеми силами стремился к победе. Завоевав поул, бразилец из Lotus проиграл старт, но затем вернулся на первое место – на McLaren Дэнни Халма соскочил провод со свечи, а Ронни Петерсон сам пропустил напарника.

Фиттипальди мчался к победе, когда всего за пять кругов до финиша на его машине лопнул топливопровод. Победителем Гран При Австрии стал Петерсон, но Джеки Стюарт смог после неудачной квалификации привести свой Tyrrell к финишу на втором месте – и практически гарантировал себе звание чемпиона мира.

Памятные моменты

Для команды Ferrari сезон 1973 года складывался столь неудачно, что Коммендаторе принял решение не ездить на два этапа в середине лета, чтобы доработать машину. Возвращение состоялось на Остеррайхринге, однако лидер Скудерии Жаки Икс настолько разуверился в команде и машине, что не приехал на гонку! Его напарник Артуро Мерцарио здорово стартовал с шестого места, но финишировал лишь седьмым. Ники Лауда был вынужден пропустить домашний этап из-за повреждения запястья, полученного в аварии на Нюрбургринге двумя неделями раньше.

Фокус: Surtees (команда)

Широко известен тот факт, что до настоящего времени британец Джон Сертиз остается единственным человеком на Земле, кто становился чемпионом мира и на двух, и на четырех колесах. Взяв четыре титула в «пятисотках» и три – в классе 350 см3, пилот из Суррея затем перебрался в Формулу 1, где в сезоне 1964 года стал сильнейшим за рулем Ferrari.

Куда менее известно, что на закате собственной пилотской карьеры Джон переквалифицировался еще раз – из гонщика в босса команды. В 1966 году, покинув Скудерию, Сертиз выступал в американской серии CanAm, уже во главе собственного коллектива. Вскоре был сделан важный шаг от закупок техники на стороне к ее производству. Так родилась Surtees Racing Organisation. Стоит отметить, что еще выступая в мото, британец показал, что имеет конструкторскую жилку – и теперь, следуя дорогой Джека Брэбэма и Брюса МакЛарена, готов был выходить на старт за рулем собственноручно созданной машины.

Несколько успешных шасси для F2 и F5000 убедили Сертиза – пришло время попробовать силы в Больших Призах. Дебют Surtees TS7 состоялся на британском этапе чемпионата мира 1970 года в Брэндс-Хэтч. Надо сказать, странная это была команда. Она строила в целом неплохие шасси и даже продавала их на сторону. Сам Джон уже в пятой по счету гонке открыл счет набранным очкам, заняв пятое место в канадском Мон-Тремблане. А по окончании сезона-72 он закончил выступления и полностью сосредоточился на управлении.

Но кадровая политика не выдерживала никакой критики. Гонщики приходили и уходили по ходу сезона, и хотя в составе Surtees успели погоняться и Алан Джонс, и Джон Уотсон, и Карлуш Пасе, и Йохен Масс – никто не задерживался здесь надолго. Лишь десятикратный чемпион мира по мотогонкам Майк Хейлвуд – не иначе, почувствовав родство душ – выступал за коллектив Джона больше двух лет. Именно он, к слову, впервые вывел Surtees в лидеры Гран При в Монце-71, а годом позже завоевал на этой же трассе первый подиум, финишировав вторым.

Сезон-72 вообще стал самым успешным – с 18 очками Surtees занял пятое место в Кубке Конструкторов. После этого пилотская чехарда потащила команду вниз. Ее последний успех пришелся как раз на Гран При Австрии 1973 года, где «бронзу» завоевал Карлуш Пасе. А затем – печально известная спираль, когда отсутствие денег не позволяло построить быструю машину, а отсутствие результатов отталкивало спонсоров. Кроме того, в 1974 году на Surtees разбился австриец Хельмут Кениг…

К тому же Джона Сертиза стали донимать боли в ногах – следствие травм, полученных еще в мотогонках. Финальным для команды стал сезон 1978 года. Любопытно, что для её владельца это обстоятельство неожиданно обернулось к лучшему – освободившийся от дел Сертиз лег в клинику, чтобы выправить здоровье, и именно там познакомился со своей будущей супругой - она работала медицинской сестрой.

Цифры

За девять лет выступлений Surtees в Формуле 1, команда сменила 33-х гонщиков. Наиболее продолжительным был период с Витторио Брамбиллой, но тринадцать пилотов провели в составе Surtees лишь одну гонку...

Гонщик Гран При Лучший финиш Очки Лучший круг
М.Хэйлвуд 27 2 16 1
К.Пасе 22 3 10 2
В.Брамбилла 32 4 7 -
А.Джонс 14 4 7 -
Д.Сертис 20 5 5 -
А.де Адамик 13 4 3 -
Р.Штоммелен 10 5 3 -
Д.Белл 8 6 1 -
Й.Масс 14 7 - -
Р.Киган 14 11 - -
Б.Ланджер 12 10 - -
Д.Уотсон 11 8 - -
Т.Шенкен 9 7 - -
Х.Биндер 9 9 - -
В.Шуппан 4 7 - -
Л.Перкинс 3 12 - -
Ж.Долэн 3 - - -
Р.Арну 2 9 - -
Х.Койнигг 2 10 - -
Б.Габьяни 2 - - -
Б.Редман 1 7 - -
Д.Квестер 1 9 - -
Н.Такахара 1 9 - -
Л.Буэно 1 12 - -
К.Андерссон 1 - - -
Джимакс (Карло Франки) 1 - - -
Б.Хентон 1 - - -
Ж.Жабуи 1 - - -
Г.ван Леннеп 1 - - -
Л.Ламберто 1 - - -
Д.Морган 1 - - -
С.Поузи 1 - - -
П.Тамбэ 1 - - -

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Предыдущая новость
Неужели Honda спасена?
Следующая новость
В Vodafone сосредоточатся на Формуле 1