Испания'94: Моторы Yamaha

100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 29 мая 1994 года Место: Барселона (Гран При Испании)

Фабула

Казалось, что после четырех побед в четырех предыдущих гонках у Михаэля Шумахера и на Каталунье не будет серьезных проблем. И действительно – лишь Деймону Хиллу из Williams удавалось проигрывать на круге менее секунды, остальные отставали на две с лишним. Но все изменилось, когда после первого пит-стопа голубой Benetton немца потерял скорость. Как оказалось – коробку заклинило на пятой передаче. И хотя после этого Шумахеру можно было парковаться в боксах, упорный немец смог перестроить стиль пилотирования и так изменить траектории, что терял лишь по секунде-полторы на круге относительно прежнего темпа.

Хилл смог на пит-стопах выйти в лидеры и помчался к победе, а вот Мика Хаккинен, стремясь отыграть отставание от Шумахера, спалил мотор своего McLaren. В итоге Михаэль финишировал в Испании вторым в ситуации, когда, казалось, был обречен на сход.

Памятные моменты

Накануне гонки угодил в серьезную аварию новичок команды Simtek Андреа Монтермини. Итальянец пришел в команду на место разбившегося в Имоле Роланда Ратценбергера, но сам пережил несколько неприятных секунд, когда по ходу субботней квалификации на скорости 160 км/ч его машина протаранила ограждение. По счастью, все обошлось травмами ноги, но на старт гонки Андреа не вышел.

В первый и единственный раз Каталунья использовалась в нестандартной конфигурации – после череды серьезных происшествий безопасности уделялось особое внимание, поэтому перед «эской» Nissan соорудили дополнительный барьер безопасности из старых шин.

Фокус: Yamaha (моторы)

Куда более известная своими достижениями в строительстве моторов для картинга, мотоспорта и снегоходов, компания Yamaha на протяжении восьми сезонов была представлена и в Ф1. Ее история ведет отсчет с 1885 года, когда Торакузу Ямаха начал конструировать тростниковые органы. Через сто с небольшим лет предприятие имело уже куда более серьезный масштаб - построив несколько успешных движков для национальной Ф3000, японцы решили покорять Большие Призы.

Первый блин вышел комом – мотор OX88 (V8, 75o) лишь дважды в 32 попытках позволил пилотам команды Zakspeed – Бернду Шнайдеру и Агури Сузуки – пробиться через сито квалификации. Взяв годичную паузу, японцы вернулись в сезоне-91 с новым агрегатом OX99 (V12, 70 o). Он по-прежнему заметно уступал лидерам, но от середняков уже почти не отставал.

В дальнейшем двигатели Yamaha устанавливались на машины команд Brabham (91), Jordan (92), Tyrrell (93-96) и Arrows (97). В общей сложности гонщики смогли заработать за это время 36 очков. К сезону 1993 года конфигурацию изменили вновь, на этот раз остановившись на «десятке». Пожалуй, самым успешным для Ямахи можно назвать 1994 год, когда Tyrrell Марка Бланделла и Юкио Катаямы регулярно держались в первой десятке. Правда, порой команде недоставало везения, но на Гран При Испании британец открыл счет подиумам японских мотористов, финишировав третьим.

Отличительной чертой моторов Yamaha было использование в них пяти клапанов на цилиндр – согласно теории именно таково максимально возможное число, но соперники предпочитали обходиться четырьмя. Возможно, именно из-за этой особенности двигатели и не отличались особой надежностью.

В 1997 году японцы едва не одержали первую победу, когда в Венгрии Arrows Дэймона Хилла долго лидировал, но сломался на последнем круге. По окончании сезона босс Arrows Том Уокиншоу решил строить моторы самостоятельно и Yamaha покинула Формулу 1.

Цифры

Моторы Yamaha занимают 12-е место в рейтинге по числу участий в Гран При, опережая по этому показателю, к примеру, двигатели Toyota и Peugeot. Впрочем, Toyota скоро отыграет отставание в семь гонок.

Рейтинг уверенно возглавляют моторы Ferrari, которые после окончания сезона 2008 года участвовали в 781 Гран При...

Десять самых популярных моторов Формулы 1

Место Моторы Участие Старты Поул Победа Очки
1 Ferrari 781 777 204 210 4996.78
2 Ford* 528 524 139 176 4634
3 Renault 428 425 154 115 2824
4 Honda 341 340 77 72 1589.5
5 Mercedes 267 265 70 67 1774.14
6 BMW 256 252 33 20 985
7 Alfa Romeo 242 223 15 12 330
8 BRM 201 189 11 18 607.5
9 Hart 158 145 2 - 63
10 Petronas 153 151 - - 142

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.