Brawn GP Formula 1 Team
Росс Браун: "После Монако команда на базе в Брэкли вспоминала и оценивала недавний успех, но теперь мы готовимся к новым испытаниям, которые ждут нас в Стамбуле. В Монте-Карло Дженсон Баттон и Рубенс Баррикелло провели великолепный уик-энд, но это все-таки уникальная трасса, и мы понимаем, что в Турции соперники будут очень сильны. Интенсивная модернизация BGP 001 продолжается: в Турцию мы привезем новое переднее крыло и ряд других доработанных элементов аэродинамики, а также новые детали задней подвески.
Истанбул-парк – вполне современный автодром, перед инженерами здесь стоят интересные задачи: настраивая шасси, необходимо добиться, чтобы машина максимально эффективно работала как на быстрых участках, так и при прохождении медленных поворотов в конце круга. Даже не верится, что позади уже треть сезона, которая для Brawn GP была очень напряженной, но при этом чрезвычайно успешной".
Дженсон Баттон: "Мне нравится выступать на турецком автодроме, я добивался здесь неплохих результатов. Благодаря характерной конфигурации трассы и заметному перепаду высот эта гонка доставляет настоящее удовольствие, но ставит перед нами трудные задачи. Обычно гонки проходят интересно, в первом и третьем поворотах мы видели немало обгонов. Можно обгонять и в районе 9-го поворота, где трасса идет под уклон, а также в 12-м и 13-м, если затормозить достаточно поздно и все сделать правильно.
Восьмой поворот, о котором все говорят, вероятно, самая длинная связка, которая мне когда-либо встречалась. Здесь весьма велики перегрузки: в течении семи секунд они вырастают до 5g, мышцы шеи находится в состоянии сильного напряжения. Тройной апекс надо преодолеть максимально ровно, если удастся проехать поворот на полном газу, можно отыграть немало времени".
Рубенс Баррикелло: «Истанбул-парк – трудная трасса, и одна из немногих, где движение идет против часовой стрелки, как на моем “домашнем” автодроме в Сан-Паулу. Езда по таким трассам связана с определёнными сложностями, ведь мышцы шеи непривычны к таким нагрузкам, поэтому нужны дополнительные тренировки, к тому же, несколько самых быстрых поворотов здесь – левые.
Конфигурация трассы весьма органична, позволяет найти определенный ритм, а кульминацией можно считать 8-й поворот. Это скоростная связка с тройным апексом, где есть участки с неровным асфальтом, и с этим связаны дополнительные сложности. В целом, это одна из лучших современных трасс, которая меня впечатлила сразу, с первой гонки, проходившей в 2005-м году…"
Red Bull Racing
Кристиан Хорнер: "В Стамбул мы привезем практически ту же версию RB5, что выступала в Монако, разве что аэродинамика машины немного изменится. Истанбул-парк – трасса быстрая и органичная, но особенную трудность представляет 8-й поворот и относительно медленная финальная секция, чем-то напоминающая последнюю шикану Барселоны.
Этот Гран При имеет большое значение для судьбы чемпионата, и наша цель – побороться с Brawn GP, кроме того, в последних двух гонках большого прогресса добилась Ferrari, поэтому можно ожидать, что в Турции эта команда будет играть одну из ключевых ролей, тем более, она побеждала там в последние три года.
Скоростная турецкая трасса очень сильно отличается от Монако и должна лучше подойти нашей машине. В прошлом году Марк Уэббер неплохо выступил в Стамбуле, а Себастьян дебютировал в Формуле 1 в Турции еще в 2006-м, в качестве тест-пилота BMW, показав лучшее время в обеих пятничных тренировках.
Для нас важно показать хороший результат: мы хотим сократить отставание от лидеров чемпионата. В этом сезоне RB5 была конкурентоспособна на всех видах трасс, хотя в паре гонок уступала в скорости машинам, оснащенным системой KERS.
Еще одним ключевым фактором будет умение беречь шины в условиях высоких температур, характерных для Турции. Важно не повредить резину в скоростных поворотах, поскольку это может повлиять на исход Гран При. Мы готовимся к предстоящему уик-энду, и гонка обещает быть по-настоящему интересной".
Panasonic Toyota Racing
Джон Хауэтт: "Мы надеемся и рассчитываем на значительный прогресс в Турции, результаты прошлого уик-энда недопустимы для нашей команды. В Испании и Монако машина была недостаточно эффективна в медленных секторах, мы сделали всё, чтобы разобраться с причинами, провели аэродинамические тесты, и готовим решение. Турецкая трасса отличается от городского автодрома в Монако, и я с оптимизмом жду гонки".
Ярно Трулли: "Я надеюсь на хороший результат в этот уик-энд. Гонка в Монако получилась сложной, но она позади, и все мы с нетерпением ждём предстоящего Гран При. Уверен, в Турции мы будем более конкурентоспособны. Команда занимает третье место в Кубке Конструкторов, что говорит о потенциале машины, и в Стамбуле важно вернуться к результатам, которых мы добились в четырёх первых Гран При.
В прошлом мне часто не везло в Турции, и я хотел бы изменить эту тенденцию. Самый интересный участок трассы - восьмой поворот, для которого нужно найти оптимальные настройки - здесь нужна стабильная, сбалансированная машина. Не могу дождаться начала свободных заездов, хочется поскорее убедиться в том, что в этот уик-энд у нас не будет проблем".
Тимо Глок: "Результаты Гран При Монако никак не соответствовали нашим ожиданиям, и я еду в Турцию с огромным желанием доказать, что команда сможет вернуться к прежней форме. Все мы влюблены в гонки и уик-энд в Монако не только причинил боль, но и придал мотивации. Я провёл некоторое время на базе, чтобы помочь инженерам, я видел, как напряженно работает команда. В этот уик-энд мы хотим заработать очки, но цель – борьба за подиум. Конкуренция очень высока, предсказать развитие событий невозможно, но мы надеемся на серьёзный прогресс и борьбу в группе лидеров".
Scuderia Ferrari Marlboro
Фелипе Масса: "После третьего и четвёртого места в Монако, у нас наконец появился повод поговорить о хорошем – к тому же, лучший круг тоже остался за мной. Конечно, команда привыкла к победам, и ничто другое её не устраивает, однако, если вспомнить, как начался сезон, то ближайшие несколько гонок мы ждем с оптимизмом.
После Гран При Испании модернизация машины продолжилась, мы сделали очередной шаг вперед, что позволило нам быть более конкурентоспособными на улицах Монте-Карло. Едва началась тренировка в четверг, я сразу почувствовал, что могу выступить очень сильно. В квалификации я мог бы занять одну из первых трех стартовых позиций, но, к сожалению, мне немного помешал трафик, и это сказалось на результате…
Был и еще один неблагоприятный фактор: так получилось, что в конце каждого отрезка передо мной на трассе оказывался Дженсон Баттон. Если бы не эти два обстоятельства, мне кажется, я мог бы занять второе место. Впрочем, важно то, что по скорости мы уже догоняем Brawn GP, и, вероятно в ближайших гонках сможем ещё прибавить.
Несколько раз, атакуя поребрики, я очень серьезно рисковал, изо всех сил стараясь отвоевать позицию, особенно во время второго отрезка. В подобной ситуации есть опасность срезать шикану, особенно в Монако, но я не получил никакого преимущества… Впрочем, готов признать, что несколько перестарался… Позже я проехал лучший круг, не срезая шиканы.
В Монако проявились достоинства сликов: они обеспечили более высокий уровень механического сцепления, что на городской трассе придавало дополнительную уверенность. Кстати, именно поэтому аварий было меньше, чем в прошлые годы.
Благодаря стараниям всех, кто работает в Маранелло, к Гран При Турции аэродинамика машины будет несколько доработана, и скорость F60 должна еще вырасти. Мы хотели бы сохранить максимально высокий темп модернизации и попытаться выиграть несколько гонок. Будет здорово, если в Турции мы сможем побороться за победу.
Статистика моих выступлений в Стамбуле очень хороша: три последние года я выигрывал этот Гран При, каждый раз стартуя с поула. Трудно объяснить, почему я сильно выступаю в Турции: просто все три раза у нас все идеально работало, машина отлично вела себя с первой сессии. Было бы неплохо продолжить эту традицию. Мне нравится трасса, я чувствую себя вполне уверенно, хотя трудно сказать конкретно, почему она подходит мне больше, чем другие.
Мне нравятся быстрые трассы с органичным, “текучим” характером, я чувствую эти повороты, ведь недостаточно быть быстрым на каком-то отдельном отрезке. Думаю, мне удалось найти правильный подход к настройке машины для турецкой гонки, идеально подходящий к характеристикам автодрома.
Впрочем, я успешно выступал не только в Турции: я дважды выигрывал и в Бразилии, хотя, если честно, на своей “домашней” трассе должен был победить в трех последних Гран При. Говорят, все объясняется тем, что только в Стамбуле и Сан-Паулу движение идет против часовой стрелки. Кто знает? Может, я лучше других прохожу левые повороты!
Восьмой поворот в Истанбул-парке – совершенно удивительный: здесь мы испытываем большие боковые перегрузки, поэтому шея, да и все тело, находятся в колоссальном напряжении. Кроме того, в середине поворота есть большая кочка, наезд на которую может дестабилизировать машину. Это действительно хитрое место, где можно выбирать разные траектории, в зависимости от поведения машины: иногда она обнаруживает склонность к недостаточной поворачиваемости, иногда – в средней фазе поворота – к избыточной. Все эти факторы, вместе взятые, делают Гран При Турции настоящим испытанием.
В предыдущие годы, стартуя с поула, я не особенно задумывался о точках для обгона. На этот раз, учитывая возросшую конкуренцию, субботняя квалификация обещает быть интересной. Но, по крайней мере, на этой трассе возможности для обгона есть, особенно в конце стартовой прямой. В прошлом году Льюис Хэмилтон, используя тактику трех дозаправок, легко меня опередил.
Поскольку предыдущая гонка проходила в Монако, я смог много времени провести дома, наслаждаясь хорошей погодой, тренируясь на свежем воздухе и готовясь к Гран При Турции. Надеюсь, для Ferrari он будет удачным. В среду я сажусь в самолет и лечу в Стамбул: мне хочется поскорее убедиться, что в Турции мы сможем продолжить прогресс, который начался в Испании и Монако".
Кими Райкконен: "В последние три года Ferrari неизменно добивалась успеха в Стамбуле, но на этот раз главный фаворит – Brawn GP, они выиграли пять из шести гонок в этом сезоне. Мы сокращаем отставание, но предстоит ещё многое сделать, чтобы вернуться на прежний уровень.
Приятно было подняться на подиум в Монако – команда провела серьёзную работу, и финиш двух машин в первой четвёрке стал хорошей наградой. Во время уик-энда в Монако мы сделали шаг вперёд, но нужно набраться терпения и оставаться реалистами, как бы наши преданные болельщики не мечтали о победах. Мы приблизились к лидерам, команда подготовила несколько новинок, но и соперники не стоят на месте.
По сравнению с Монако, в Стамбуле более традиционная трасса - мне нравится этот требовательный автодром, здесь есть все виды поворотов и для хорошего результата нужно действительно идеально провести гонку. В этом году у машин меньше прижимной силы, но мы используем слики и восьмой поворот будет ещё более любопытным в этих условиях. В прижимной силе нам нужно прибавить, чтобы отыграться отставание от Brawn GP и Red Bull, но команда движется в верном направлении.
Почти половина сезона позади, сейчас я большим оптимизмом смотрю в будущее, чем в начале чемпионата, особенно учитывая прогресс в двух прошлых гонках. Мы знаем, что дальнейшие доработки позволят прибавить, и это придаёт уверенности. Выиграв пять из шести гонок в начале сезона, вы получаете большое преимущество в борьбе за титул, но она не окончена. Ещё всякое может случиться.
В прошлую субботу я впервые участвовал в раллийной гонке на асфальте, в Италии. Мне понравилось и соревнование, и поддержка болельщиков. Жаль, что всё продлилось недолго".
Vodafone McLaren Mercedes
Мартин Уитмарш: "Istanbul Park – одна из самых сложных современных трасс, которая ставит серьезные задачи как перед гонщиками, так и перед командами. Во-первых, здесь очень сложно подобрать настройки: нужно найти баланс между скоростными поворотами, медленной внутренней секцией и длинными прямыми. Добавьте к этому износ резины, особенно в восьмом повороте, где передняя правая шина испытывает колоссальные нагрузки: именно он считается решающим фактором при выборе тактики Гран При.
Мы знаем, что турецкая трасса гораздо меньше подходит нашей машине, чем Монако, однако команда прогрессирует, мы подготовили несколько новинок и с нетерпением ждем момента, когда сможем оценить конкурентоспособность машины".
Норберт Хауг: "Турецкая трасса включает сложный восьмой поворот – самый скоростной и протяженный в чемпионате, а также множество медленных поворотов, в которых требуется стабильность на торможении и хорошее сцепление задних колес с асфальтом при разгоне. KERS должна помочь нам улучшить время на круге, но в любом случае Гран При Турции станет серьезным испытанием…"
Льюис Хэмилтон: "Мне нравится гоняться в Турции – это вызов, для хорошего времени на круге приходится постоянно атаковать и вместе с тем беречь шины. Если перестараться, особенно в восьмом повороте, это сразу отразится на состоянии резины. Главное – найти хороший баланс во время свободных заездов и аккуратно провести гонку.
Относительно новая трасса в Истанбул-Парке уже обрела особый шарм, свойственный классическим автодромам – гонки здесь всегда получаются интересными! Кроме того, она закручена против часовой стрелки, что приводит к нетрадиционной нагрузке на мышцы шеи, которые нуждаются в дополнительной тренировке".
Хейкки Ковалайнен: "В Турции все решает восьмой поворот – скоростная связка с четырьмя апексами. При хорошей погоде в квалификации он проходится на полном газу – если все сделать правильно, ощущения невероятны! Однако в этом повороте шины – особенно передние – испытывают очень серьезную нагрузку, так что в гонке нужно внимательно следить за их состоянием. Лучшее место для обгона – двенадцатый поворот в конце длинной возвратной прямой: здесь можно пристроиться в воздушный мешок и совершить атаку. Надеюсь, благодаря KERS мы увидим действительно интересную борьбу!"
ING Renault F1 Team
Пэт Симондс: "Накануне уик-энда в Турции мы доработали переднее антикрыло и торцевые пластины, модернизировали подвеску. Наша машина весьма эффективна в средне- и высокоскоростных поворотах. Восьмой поворот – действительно сложный, но R29 должна с ним справиться. В прошлом году гонщики проходили его на полном газу, но теперь эффективность аэродинамики снизилась, посмотрим, как будет на этот раз".
Фернандо Алонсо: "Истамбул-Парк - интересная трасса, здесь есть возможности для обгонов, к примеру – 12-й поворот в конце возвратной прямой, за которым следует комплекс медленных поворотов. Есть и быстрые секции, и несколько специфических участков, а затяжной левый восьмой поворот – один из самых интересных в Формуле 1. Главная сложность – нахождение оптимального баланса, машина должна быть легкой в управлении, одинаково хорошо проходить быстрые и медленные отрезки.
Нам нужно сделать следующий шаг. В ближайшие недели будут готовы несколько новинок, которые должны сыграть свою роль, я не жду, что в Турции удастся догнать лидеров, но все же верю - во второй половине сезона мы сможем вновь сражаться за подиумы и победы, как в прошлом году. Добиться этого будет непросто, но у команды исключительно боевой настрой, мы надеемся вернуться в первые ряды".
Нельсиньо Пике: "Скоростной восьмой поворот уникален, он требователен к физической форме гонщиков и серьёзно нагружает резину. В этом году аэродинамика машин не так эффективна, как прежде, но я уверен - на сликах мы сможем пройти его на максимальной скорости.
Мой приоритет - заработать несколько очков, помочь команде. Эта трасса должна подходить нашей машине, к тому же инженеры готовят несколько интересных новинок. Нужно хорошо отработать в квалификации, попасть в десятку, и использовать агрессивную стратегию, чтобы добиться успеха в гонке".
AT&T Williams
Официальное превью Williams...
BMW Sauber F1 Team
Марио Тайссен, глава BMW Motorsport: "К Гран При Турции мы подходим с плачевными результатами. Никто в команде не ожидал, что сезон окажется настолько сложным для команды - в Монако нам явно не хватало скорости. Чтобы восстановить конкурентоспособность, нам придется серьезно пересмотреть программу модернизации, и в Стамбуле пройдёт её очередной этап. В частности, мы опробуем многоуровневый диффузор.
После трех успешных сезонов, команда впервые переживает спад, но мы обязательно справимся с ситуацией. Это все та же команда из Мюнхена и Хинвила, которая обеспечила наше поступательное развитие с того момента, как была основана BMW Sauber F1. Мы настроены вернуться в число лидеров».
Вилли Рампф, глава инженерного департамента: "В Турции на машине появится комплекс новинок, среди которых будет и двойной диффузор. Поскольку изначально F1.09 не была рассчитана на его применение, нам пришлось внести ряд переделок в аэродинамику шасси. Модернизированы передние крылья, боковые дефлекторы, колпаки колес и задняя часть кожуха двигателя. Полагаем, это поможет добиться определенного прогресса, хотя соперники тоже не стоят на месте.
После гонки в Монте-Карло мы глубоко проанализировали проблемы, связанные с шинами. В Турции компания Bridgestone предоставит командам резину Soft и Hard, эти составы ведут себя абсолютно иначе. В случае с более жестким типом, инженерам придется повозиться в подбором настроек. Трасса закручена против часовой стрелки, её участки очень отличаются по характеру. На медленных необходимо хорошее сцепление ведущих колес при разгонах, но там есть и быстрые отрезки, например, 8-й поворот, который делится на четыре секции, и преодолеть их надо, не меняя траектории, на скорости под 250 км/час.
В целом трасса предъявляет очень строгие требования к балансу машины. Надеемся, в Турции нам удастся добиться позитивных результатов».
Роберт Кубица: "Трасса в Стамбуле резко отличается от Монако: это современный автодром, где есть пара скоростных поворотов. Самый знаменитый из них – 8-й. Конечно, в Турции мы надеемся выступить лучше, чем на предыдущем этапе".
Ник Хайдфельд: "Я надеюсь, наше слабое выступление в Монако было не более чем кратковременным сбоем, который объясняется тем, что уличная трасса не подошла нашей машине. В конце концов, во время предыдущей гонки в Испании были признаки определенного прогресса, а среди новинок, подготовленных к турецкому этапу, есть и двойной диффузор.
На стамбульской трассе есть несколько интересных участков, особенно восьмой поворот. Проходить его – отдельное испытание: он затяжной, быстрый, и отличается несколькими апексами. А на длинной прямой, которая заканчивается правым извивом, понадобится высокая максимальная скорость.
Стамбул – огромный, удивительный город, очень интернациональный по своему духу. Я приеду уже в среду, чтобы принять участие в мероприятии, организованном фирмой Intel, нашим партнером. Я остановлюсь в отеле в европейской части города и через стамбульские пробки буду пробираться на скутере".
Scuderia Toro Rosso
Себастьен Бурдэ: "Уик-энд в Монако сложился удачно – всегда приятно добиться результата в столь престижной гонке. Надеюсь, в Турции мы сможем закрепить успех
Мы стали лучше понимать, как работать с машиной, как добиться от неё максимума, и надеемся сделать ещё один шаг к реализации потенциала STR4 в Стамбуле. До сих пор приходилось ждать пятничных свободных заездов, чтобы оценить поведение машины и произвести необходимые настройки, теперь есть четкое понимание того, чего мы хотим добиться.
На стамбульской трассе интересно выступать, даже если асфальту немного не хватает сцепления. Отличительная особенность – кочковатый восьмой поворот, в котором крайне важна стабильность, впрочем, для хорошего результата машина должна быть сбалансирована на всей дистанции".
Себастьен Буэми: "С Турцией меня связывают приятные воспоминания – я дважды выступал здесь в GP2, а в прошлом году финишировал третьим. Мне нравится эта трасса – современная, очень скоростная, со знаменитым левым восьмым поворотом с четырьмя апексами – я всегда чувствовал себя комфортно, надеюсь, так будет и на этот раз, уже в Формуле 1.
Машина прогрессирует, хотя три прошлых уик-энда сложились непросто – в Бахрейне фрагмент машины Роберта Кубицы застрял в моем переднем антикрыле, в Испании в меня кто-то врезался, а в Монако я сам допустил ошибку. В подобные моменты всегда нелегко, но я говорю себе: «Я выступаю в Формуле 1 и стараюсь выложиться по максимуму, нет смысла сожалеть о том, что уже произошло».
Я хочу двигаться дальше и надеюсь, что, начиная с Турции, ситуация немного улучшится, и мы снова будем бороться за очки. С учётом информации, собранной в Монако, мы сможем полнее использовать потенциал машины, так что предстоящий Гран При даст более четкое представление о нашей позиции в пелетоне. Нужно выступить лучше, чем в трех предыдущих гонках!"
Force India F1 Team
Виджей Малья: "Думаю, мы можем быть довольны выступлением в Монако. После напряженной работы на базе мы реализовали всестороннюю, конструктивную программу на свободных заездах, и отлично провели квалификацию. Я был бы рад и одной машине во второй квалификационной сессии, а о двух мог только мечтать. Эту скорость удалось реализовать в гонке – Джанкарло был близок к восьмому месту. Я горжусь этой работой, у нас есть повод для оптимизма перед остальной частью сезона.
Этот успех позволил команде и гонщикам прибавить в мотивации, но мы хотим большего. Команда подготовила несколько новинок - новые колпаки для передних колёс, модификация задней подвески, заднее антикрыло было доработано после Монако, чтобы соответствовать уровню прижимной силы, необходимому на турецкой трассе. Комплексную модернизацию мы готовим к Сильверстоуну, а в Стамбуле нужно сохранить этот импульс".
Джанкарло Физикелла: "В Монако мы не уступали в скорости Toro Rosso и Williams. Удивительно было видеть позади машины BMW и Toyota, но это сильные команды с большими ресурсами - они обязательно отыграются.
Мне нравится турецкая трасса, она требовательна к физической форме, а перепады высот вызывают прилив адреналина – я добивался здесь хороших результатов, включая четвёртое место в 2005-м. У нас нет серьёзных доработок для этого Гран При, ситуация будет сложной, но мы должны двигаться дальше. Я хотел бы снова пройти во вторую квалификацию, но в пятницу станет понятно, на что можно рассчитывать".
Адриан Сутил: "Следующий этап модернизации машины пройдёт в Сильверстоуне, нужно реально оценивать наши шансы в этот уик-энд. Мы попытаемся закрепить успех в квалификации, чтобы заложить базис для гонки - мне нравится турецкая трасса, она позволяет обгонять, я надеюсь на интересную борьбу. Думаю, мы становимся одной из команд средней группы, нужно добраться до финиша и взглянуть на результаты".