Турецкая трасса - относительно новое дополнение к календарю Формулы 1 – первая гонка в Истанбул-Парке прошла в 2005-м и автодром сразу назвали классическим. Гонщики обожают затяжной скоростной восьмой поворот, который считается одним из лучших в чемпионате, сцепление с асфальтом и износ шин в этой связке могут повлиять на стратегию гонки.
Динамика машины
Средний угол поворота трассы - это усреднённое значение угла всех поворотов в градусах. Чем число выше, тем больше на трассе острых углов, тем больше склонность машины к недостаточной поворачиваемости сказывается на времени прохождения круга. В Истанбул-Парке средний угол поворота - 134 градуса, что выше, чем среднее значение чемпионата - 110 градусов. Это третье значение среди трасс с наибольшим средним углом поворота.
Скорость в конце прямых (EOS) турецкой трассы в прошлом году достигала 314 км/ч – это третье значение в календаре 2009 года. Этот параметр позволяет найти компромисс между прижимной силой и скоростью при настройке аэродинамики. Кроме того, стамбульский автодром занимает пятую строчку среди трасс с наибольшей средней скоростью.
Пит-лейн и стратегия дозаправок
Длина и профиль въезда и выезда с пит-лейн учитываются при определении оптимальной стратегии дозаправок. Потеря времени на проезд по пит-лейн в Стамбуле - 18.5 секунд, это 13-е значение среди трасс чемпионата. Пять километров дистанции требуют 2.49 кг топлива, против среднего показателя чемпионата в 2.42 кг на 5 км – Турция занимает 5-е место в календаре по потреблению топлива.
Машина безопасности
Ещё один ключевой фактор при определении стратегии гонки - вероятность выезда машины безопасности, связанная с погодными условиями, размером зон безопасности, позволяющих продолжить гонку в случае аварии, и особенностями входа и выхода из первого поворота на старте. С 2005 года машина безопасности дважды выезжала на трассу, вероятность её выезда - 50%.
Температура, давление и влажность
В бразильском Интерлагосе гонщики жалуются на нехватку мощности и прижимной силы – привыкнув к машине по ходу сезона, они чувствуют перемены, поднявшись на высоту 750 метров выше уровня моря в одном из финальных Гран При. Разреженный воздух снижает эффективность работы мотора и аэродинамики, потери могут быть двукратными и оказывают серьёзное влияние на эффективность машины.
Плотность воздуха зависит от множества факторов – температуры, давления, связанного с высотой, и, в меньшей степени, с влажностью. Если все гонки проводить каждый год в одно и то же время, то высота расположения автодрома становится ключевым фактором.
Автодром в Турции расположен на высоте 125 метров над уровнем моря, эффективность работы двигателя здесь будет ниже, чем в Монако, где трасса расположена на уровне моря.
Приведённая статистика не учитывает автодром в Абу-Даби.
Гонщики говорят
... о гонке в Монако
Нико Росберг: "В Монако я надеялся на лучший результат, чем шестое место. Мы нашли оптимальные настройки, мне было комфортно в машине, что сказалось на результатах субботних свободных заездов и первых двух квалификационных сессий. Шестое место в финале квалификации стало следствием трафика - на решающем круге я застрял позади Баррикелло. Потом я атаковал в гонке, обогнал Массу и Феттеля на старте, но машине не хватило скорости, чтобы добиться большего. Шестое место - хороший результат, но мы надеемся на большее".
Казуки Накаджима: "Впервые за сезон попав в десятку лучших на квалификации, я надеялся на хороший результат. Я хорошо стартовал, но попал в трафик, теряя время позади гонщиков, выбравших стратегию единственного пит-стопа. Я атаковал и попал в аварию".
... об Истанбул-Парке
Казуки Накаджима: "Турция - одна из немногих трасс, на которых гонка проходит против часовой стрелки, что приводит в возникновению нестандартной нагрузки на мышцы шеи – учитывая перегрузки, достигающие 4.5g, я буду тренироваться по специальной программе. В прошлом году я выбыл из борьбы на первых кругах, у меня нет большого опыта выступлений в Стамбуле, но сочетание коротких и длинных прямых турецкого автодрома должны подойти характеристикам нашей машины. Здесь можно обгонять, а уникальный восьмой поворот с тремя апексами, в котором мы сможем разогнаться до 215 км/ч, станет интересным вызовом. Я с нетерпением жду начала уик-энда".
Нико Росберг: "Турецкая трасса подходит нашей машине, мы должны заработать очки. Мне нравится этот автодром, который радикально отличается от Монако - широкая трасса, несколько зон торможения и возможностей для обгона".
Надеетесь ли вы получить удовольствие от "турецких сладостей?"
Казуки Накаджима: "Надеюсь, нужно переломить ситуацию и добиваться стабильных успехов в гонках".
Нико Росберг: "Мы готовим несколько новинок, надеюсь, они позволят добиться прогресса и заработать очки. Сейчас это непросто – соперники, отстававшие прежде, смогли выйти вперед – Ferrari в этом числе, а Red Bull, Brawn GP и Toyota и раньше были на шаг впереди, но я действительно надеюсь на борьбу с некоторыми из этих машин. Важно зарабатывать очки в каждой гонке".
... о Турции
Казуки Накаджима: "Стамбул не столь очарователен, как Монако, но мне нравится всё, кроме трафика на улицах. Как обычно, я не планирую прогулок, буду питаться в гостинице с тренером и механиками, сосредоточившись на работе".
Нико Росберг: "Мне нравится приезжать в Турцию, посещать местный рынок и тихие рестораны. Я увлекаюсь фотографией, здесь можно сделать отличные снимки".
Сэм Майкл: Заметки на полях