С 2004 года, когда Формула 1 впервые приехала в Китайскую Народную Республику, гонки на трассе близ Шанхая получались крайне интересными. Многие называют эту трассу лучшим из ранних творений Германа Тильке. С самого начала она получила прозвище «иероглиф» и заслужила позитивные отзывы от пилотов.
Правда, организация китайской гонки не обошлась без нескольких особенностей, ставших следствием исключительно местного колорита – это и невероятный дорожный хаос по пути на автодром, и обилие «почти настоящей» фанатской атрибутики, и болельщики, получившие билет на трибуну в парткоме вместе с фамилией того, кому следует отдать свои симпатии.
По своим характеристикам трасса более всего напоминает Сепанг – здесь есть и невероятно длинная прямая (разве что всего одна), и жесткие торможения, и скоростные связки. А послестартовая связка выглядит логичным развитием малайзийских идей: в целом похоже, только закручено вдвое сильнее.
На предстоящем этапе пилотов ожидает прохладная погода с большой вероятностью дождя, так что шины едва ли доставят серьезные проблемы – тем более, что в сравнении с прошлым годом состав был «сдвинут» в сторону большей жёсткости, и теперь Bridgestone предложит своим клиентам резину Soft и Hard.
В 2005 году японские шинники в Шанхае не блистали – вся первая десятка финишного протокола выступала на продукции Michelin. Китайская гонка завершала сезон, и чемпион был уже известен – Фернандо Алонсо из Renault стал сильнейшим досрочно. Однако в Кубке Конструкторов французы выигрывали у соперников из McLaren всего два очка и их соперники проводили вторую половину сезона результативнее.
Тем важнее оказалась поул-позиция, завоеванная Алонсо, в сочетании со вторым квалификационным временем его напарника Джанкарло Физикеллы. Именно итальянец стал главным бастионом на пути пилотов McLaren – как ни пытались Кими Райкконен и Хуан-Пабло Монтойя, выше третьего и четвертого места в дебюте гонки им подняться не удалось.
А потом колумбиец налетел на открывшуюся крышку дренажного люка, повредил радиатор и вскоре сошел с перегретым мотором. После этого даже более удачный пит-стоп, позволивший Райкконену выйти на второе место, ничего не решал. Алонсо уверенно довел гонку до победы и принес своей команде звание сильнейшей. Соавтор его успеха, Физикелла, по обыкновению остался в тени – Джанкарло финишировал только четвёртым, пропустив на финальном пит-стопе ещё и Toyota Ральфа Шумахера.
Старший брат последнего, Михаэль, стал одним из главных неудачников гонки. Сначала немец по пути на стартовое поле столкнулся с Minardi Кристиана Альберса, а затем стал первым среди сошедших, когда допустил ошибку в безобидной ситуации позади машины безопасности и вылетел с трассы.
…И ещё несколько памятных гонок в Китае
2004 – Уже завоевавший чемпионскую корону Михаэль Шумахер ошибся на быстром квалификационном круге и оказался на последней стартовой позиции. В гонке немец допустил ещё несколько ошибок и в итоге финишировал только 12-м. Но победа все равно досталась Ferrari – Рубенс Баррикелло лидировал практически со старта до финиша, хотя и опередил в итоге Дженсона Батона (BAR) и Кими Райкконена (McLaren) всего на пару секунд.
2006 – После двух осечек Шумахер смог выступить выше всяких похвал. Переиграв пилотов Renault на сырой трассе, Михаэль одержал 91-ю победу в Гран При и вышел в лидеры сезона, отыграв у Фернандо Алонсо 25 очков отставания за три месяца. Для Михаэля тот успех и по сей день остается последним в карьере.
2007 – Знаменитая гонка, фактически стоившая дебютанту Льюису Хэмилтону чемпионского титула. Приехав в Шанхай уверенным лидером сезона, британец сначала слишком долго оставался на промежуточной резине, когда трасса уже высохла, а затем поскользнулся на въезде в боксы. Победителем Гран При – а чуть позже и чемпионом мира – стал Кими Райкконен.
2008 – Ситуация повторилась с точностью до наоборот. На этот раз Хэмилтон провел гонку безупречно, выиграл с поула. И хотя за его спиной пилоты Ferrari под финиш поменялись местами – Кими Райкконен пропустил Фелипе Массу – британец все равно увеличил свой отрыв в чемпионате еще на два очка, что и стало залогом последующего титула.
2009 – Единственный раз по ходу первой половины сезона команда Brawn GP упустила победу – под проливным шанхайским дождем Дженсон Баттон и Рубенс Баррикелло ничего не смогли поделать с пилотами Red Bull. Австрийская команда одержала первую в своей истории победу, да к тому же двойную. Себастьян Феттель поднялся на вершину подиума, Марк Уэббер расположился рядом.